Темы статей
Выбрать темы

Хранитель отпускает горючее в бак — акцизная накладная и учет

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Рассмотрим ситуацию работы с горючим, которую нам изложил читатель, и связанные с ней его вопросы.
Ситуация. Предприятие является плательщиком акциза с реализации горючего. Но горючее для собственных нужд оно хранит на стороннем складе Хранителя и получает его там через топливораздаточные колонки непосредственно в баки своего автотранспорта.
Вопрос. Как такой отпуск горючего Хранитель должен оформлять акцизными накладными (АН)? Имеет ли Хранитель право на такой отпуск составлять сводную АН на весь объем горючего, отпущенного в течение месяца, или он должен составлять АН на каждую заправку? АН составляются в одном или в двух экземплярах? Как такое полученное горючее отражается (списывается) в налоговом учете Предприятия?

Консультаций налоговиков в отношении именно таких ситуаций мы, к сожалению, не нашли. Но в нормативах, в частности, в НКУ и в порядке № 729*, ответы на задаваемые вопросы найти можно. Поэтому приведем их ниже, рассматривая вопросы по очереди.

* Порядок заполнения акцизной накладной, расчета корректировки акцизной накладной, заявки на пополнение (корректировку) остатка горючего, заявки на пополнение (корректировку)остатка спирта этилового, утвержденный приказом Минфина от 27.11.2020 № 729.

АН на отпуск: сводные или нет?

Сначала изложим суть хозоперации, чтобы дальше определиться, под какие нормы эта операция подпадает. Итак, в данном случае происходит регулярный (порционный) возврат с хранения горючего путем его отпуска через топливораздаточные колонки одного плательщика топливного акциза в баки транспортных средств другого плательщика топливного акциза. То есть здесь регулярно повторяется операция по фактической передаче горючего от Хранителя к Предприятию, и такая операция согласно п.п. 14.1.212 НКУ является «реализацией горючего». Поэтому она требует от Хранителя составления АН (п. 231.1 НКУ).

В общих случаях АН должна составляться на каждую операцию по поставке горючего (абзац первый п. 231.3 НКУ). Однако тот же п. 231.3 НКУ в ряде случаев допускает выписывание сводных АН.

В частности это возможно и в таком, близком к нашей ситуации, случае. В случае обеспечения непрерывной поставки горючего лицо, которое реализует горючее, может составить для каждого получателя горючего сводные АН по каждому коду товарной подкатегории согласно УКТ ВЭД не позже последнего дня такого месяца на весь объем реализованного горючего в течение такого месяца. Под непрерывной поставкой здесь подразумевается обеспечение лицом, которое реализует горючее, возможности для получателей горючего получать горючее в любое время суток и любой день соответствующего месяца.

Другие случаи, когда нормативы позволяют составлять сводные (или ежедневные) АН, под нашу ситуацию точно не подходят.

Следовательно,

если Хранитель может обеспечить Предприятию непрерывную поставку горючего, то он имеет право составлять сводную АН (не позже последнего дня месяца) на весь объем горючего, которое было заправлено в баки автотранспорта Предприятия в течение всего месяца

Но, если Хранитель не может обеспечить непрерывную поставку горючего, то он должен выписывать АН на каждую поставку (заправку). И даже — не по дневным объемам (это разрешено только для розничной торговли горючим на АЗС и тому подобное), а именно на каждую заправку транспортного средства! Думаем, чтобы Хранителю не морочиться со составлением АН на каждую заправку, стоит в договоре с Предприятием «узаконить» непрерывную поставку, обусловив возможность получать горючее с хранения в любое время суток и любой день.

АН в двух экземплярах или в одном?

Когда-то этот вопрос четкого ответа не имел, но с 2020 года его уже можно найти и в НКУ, и в Порядке № 729.

Итак, в соответствии с п. 231.3 НКУ и нормами разд. ІІ Порядка № 729 лицо, которое реализует горючее, обязано составить АН в одном экземпляре, в частности, в случае реализации горючего с акцизного склада:

плательщику налога в топливный бак транспортного средства через топливораздаточную или маслораздаточную колонку с акцизного склада, который не является местом розничной торговли горючим;

в топливный бак транспортного средства, оборудования или устройства.

Не исключаем, что второй случай имеет в виду случаи заправки горючего в топливный бак транспортного средства (оборудования или устройства), принадлежащего самому плательщику, который отпускает горючее. А вот под первый случай наша ситуация полностью подпадает.

Итак, Хранитель должен составлять АН (сводную или на каждую поставку горючего) именно в одном (!) экземпляре.

Для информации изложим нюансы заполнения такой накладной.

В верхней левой части АН указываются:

— код операции для АН, которая составляется в одном экземпляре: «7» (реализация горючего плательщику, при которой объем горючего, на который такой плательщик может составить АН/РК, не увеличивается.);

признак в отношении условий налогообложения горючего: «0»;

признак в отношении направлений использования горючего: «5» (реализация горючего в топливный бак транспортного средства плательщика через топливораздаточную или маслораздаточную колонку из акцизного склада, который не является местом розничной торговли горючим).

Если составляется сводная АН, в верхней левой части такой накладной в предназначенной для этого строке делается соответствующая отметка «Х».

Учет у Предприятия (получателя горючего)

Поскольку в соответствии с последним абзацем п.п. 14.1.61 НКУ топливный бак транспортного средства не является акцизным складом передвижным**, то

** Наверное, корректнее было бы сказать: наличие топливного бака не делает из транспортного средства передвижной акцизный склад.

на этапе заправки горючего с акцизного склада / передвижного акцизного склада в бак транспортного средства учет горючего в СЭАРГ*** прекращается, и горючее заканчивает там свое движение

*** Система электронного администрирования реализации горючего.

Поэтому в свое время (с 2020 года) и были внесены соответствующие изменения в НКУ и другие акцизные нормативы, чтобы операции по заправке горючего через топливораздаточные колонки и тому подобное в топливный бак транспортного средства плательщика не увеличивали по формуле объем горючего, на который такой плательщик может составить АН/РК (то есть — не увеличивали показатель ∑АНакл — см. п. 232.3 НКУ). Поэтому и АН в данном случае составляются в одном экземпляре — с указанием соответствующего кода операции «7» для составления АН в одном экземпляре — чтобы показатель ∑АНакл у получателя горючего (Предприятия) в бак его авто не увеличивался. Поэтому такие АН не должны посылаться Хранителем Предприятию.

Таким образом, операции по заправке Хранителем в бак транспортных средств Предприятия в данном случае никак не будут влиять на акцизно-налоговый учет Предприятия. Эти объемы полученного в баки его транспорта горючего Предприятием нигде — ни в акцизной декларации, ни в приложении 11 к ней — не отображаются!

То горючее, которое находилось (находится) у Хранителя, может и вообще не отражаться в акцизно-налоговом учете Предприятия. Такое возможно, если это горючее на акцизный склад Хранителя сразу доставляется поставщиком горючего (по указанию Предприятия — покупателя горючего). В таком случае АН на объемы закупленного и направленного сразу на ответственное хранение горючего поставщик составил бы непосредственно на Хранителя. То есть это горючее в СЭАРГ даже и на этапе его завоза к Хранителю прошло бы мимо Предприятия.

А вот если передачу горючего Хранителю делает непосредственно Предприятие, то эти объемы будут списаны с Предприятия в СЭАРГ во время такой передачи на основании оформленной им АН (в 2 экземплярах) и зарегистрированной в ЕРАН обеими сторонами.

Выводы

  • Возврат горючего с хранения путем его отпуска через топливораздаточные колонки одного плательщика топливного акциза (Хранителя) в баки транспортных средств другого плательщика (собственника горючего) является «реализацией горючего». Это требует от Хранителя составления АН на каждый такой отпуск. Но в случае обеспечения «непрерывной поставки» Хранитель сможет составлять сводную АН раз в месяц на общий объем отпущенного горючего.
  • В таком случае Хранитель должен составлять АН (хоть на каждый отпуск горючего, хоть сводную) именно в одном экземпляре.
  • Такие операции по заправке Хранителем в баки транспорта получателя (собственника горючего) никак не будут влиять на акцизно-налоговый учет получателя. Эти объемы полученного в баки его транспорта горючего у него нигде — ни в акцизной декларации, ни в приложении 11 к ней — не отражаются.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше