Темы статей
Выбрать темы

Трудовые штрафы: новое и давно забыто старое

Амброзяк Наталья, юрист
10 августа вступил в силу Закон Украины от 18.07.2022 № 2421-IX, который в народе назвали Законом о фрилансе (дальше его так и будем называть). Кроме особенностей, которые были там установлены для этой категории работников, внесены определенные изменения в штрафную ст. 265 КЗоТ. Поэтому мы расскажем вам об этих изменениях, а также напомним об основах в отношении штрафования. Конечно, с учетом нюансов военного положения.

Обычные трудовые штрафы

Заметим, что в данной статье мы ограничимся именно нарушениями законодательства о труде. Нарушения в сфере законодательства об охране труда учитывать не будем.

Итак, за нарушение законодательства о труде могут угрожать следующие виды ответственности:

— финансовая (ст. 265 КЗоТ). Применяется к субъекту хозяйствования (ФЛП или юрлицу). Порядок наложения штрафов по ст. 265 КЗоТ определен в постановлении КМУ от 17.07.2013 № 509;

— административная (ст. 41 КУоАП). Применяется к виновным должностным лицам юрлица или ФЛП;

— уголовная (ст. 172 УКУ (грубое нарушение законодательства о труде). Применяется к виновным должностным лицам юрлица или ФЛП.

Остановимся именно на финансовой и админответственности.

Финансовая ответственность (ст. 265 КЗоТ). Для удобства разместим штрафы по ст. 265 КЗоТ в таблице, где укажем и на некоторые особенности их применения.

Финансовая ответственность по ст. 265 КЗоТ

№ п/п

Нарушение

Штраф

Основание для применения

Можно ли исправить после выявления без штрафа

1

— допуск к работе неоформленного работника;

— оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время;

— выплата зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты налогов и ЕСВ

Для единоналожников групп 1 — 3 (ФЛП и юрлиц):

предупреждение

Для остальных ФЛП и юрлиц:

65000 грн* (10-кратный размер минзарплаты) за каждого работника, в отношении которого совершено правонарушение

— мероприятие контроля (проверка, инспекционное посещение);

или

— решение суда об оформлении трудовых отношений с неоформленным работником и установление периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени в случае фактического выполнения работы полное рабочее время

Нельзя

(на период военного положения — можно, если обнаружат на внеплановой проверке)

2

Совершение нарушения из п. 1 этой Таблицы повторно в течение 2 лет со дня выявления нарушения

195000 грн (30-кратный размер минзарплаты) за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение.

Независимо от системы налогообложения

мероприятие контроля (проверка, инспекционное посещение)

Нельзя

(на период военного положения — можно, если обнаружат на внеплановой проверке)

3

— нарушение сроков выплаты зарплаты, прочих выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за 1 месяц**;

— выплата их не в полном объеме

19500 грн (3-кратный размер минзарплаты)

мероприятие контроля (проверка, инспекционное посещение)

Можно

4

несоблюдение минимальных госгарантий в сфере оплаты труда

13000 грн (2-кратный размер минзарплаты)

мероприятие контроля (проверка)

Можно

5

несоблюдение установленных законом гарантий и льгот «солдат предприятия»

(см. Закон Украины от 25.03.92 № 2232-XII, Закон Украины от 12.12.91 № 1975-XII и Закон Украины от 21.10.93 № 3543-XII)

Для единоналожников групп 1 — 3 (ФЛП и юрлиц):

предупреждение

Для остальных ФЛП и юрлиц:

26000 грн (4-кратный размер минзарплаты) за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение

мероприятие контроля (проверка)

Можно

6

Недопуск к проверке

19500 грн (3-кратный размер минзарплаты)

Акт о невозможности проведения мероприятия контроля***

Нельзя

(на период военного положения формально можно, если это касается внеплановой проверки. Однако фактически, считаем, выполнить это невозможно)

7

Недопуск к проверке, если планировали проверку в отношении нарушений, определенных в п. 1 этой Таблицы

104000 грн (16-кратный размер минзарплаты)

Акт о невозможности проведения мероприятия контроля***

Нельзя

(на период военного положения формально можно, если это касается внеплановой проверки. Однако фактически, считаем, выполнить это невозможно)

8

Прочие нарушения законодательства о труде (кроме тех, которые указаны выше)

6500 грн (1 минзарплата)

мероприятие контроля (проверка)

Можно

9

Совершение нарушения из п. 9 этой Таблицы повторно в течение 1 года со дня выявления нарушения

13000 грн (2-кратный размер минзарплаты)

мероприятие контроля (проверка)

Нельзя

(на период военного положения — можно, если обнаружат на внеплановой проверке)

* Здесь и дальше: во время определения санкции применяется размер минзарплаты, установленный законом на время выявления правонарушения.

** На время военного положения работодатель освобождается от ответственности за нарушение сроков оплаты труда, если докажет, что это нарушение случилось вследствие ведения боевых действий или действия других обстоятельств непреодолимой силы. Если невозможно своевременно выплатить зарплату из-за боевых действий, то срок ее выплаты можно отсрочить до момента возобновления деятельности предприятия (ч. 3 и 4 ст. 10 Закона Украины от 15.03.2022 № 2136-IX).

*** С этими основаниями есть проблемы. Формально Порядок, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2013 № 509, содержит как основание для применения этого штрафа акт о невозможности проведения инспекционного посещения/невыездного инспектирования. Во-первых, невыездных инспектирований уже не существует. Во-вторых, под вопросом применение этого штрафа в случае недопуска именно к проверке. Акта по результатам проверки здесь не может быть, поскольку в случае недопуска проверка еще не началась. А акта о невозможности проведения проверки в перечне, определенном постановлением КМУ от 17.07.2013 № 509, нет.

Напомним: в случае уплаты 50 % штрафа по ст. 265 КЗоТ (если его таки не удалось избежать) в течение 10 банковских дней со дня вручения соответствующего постановления, такое постановление считается выполненным (ч. 5 ст. 265 КЗоТ).

Админответственность (ст. 41 КУоАП). Админштрафы охватывают практически те же нарушения, что и указанные в ст. 265 КЗоТ. Опять предлагаем вам таблицу в этом отношении.

Трудовые админштрафы по ст. 41 КУоАП

№ п/п

Нарушение

Штраф

1

— нарушение сроков выплаты зарплаты;

— выплата ее не в полном объеме;

— нарушение сроков предоставления работодателями работникам документов в отношении их трудовой деятельности у таких работодателей для назначения пенсии (о стаже, заработной плате и т. п.) или предоставления этих документов с недостоверными данными;

— прочие нарушения требований законодательства о труде

от 510 до 1700 грн

2

Нарушение из п. 1 этой Таблицы совершено:

— повторно (если в течение 1 года уже применялся админштраф за это нарушение);

— в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, одинокого отца, матери или лица, которое их заменяет и воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка с инвалидностью

от 1700 до 5100 грн

3

— допуск к работе неоформленного работника;

— заключение трудового договора (контракта) с иностранцем / лицом без гражданства без спецразрешения

от 8500 до 17000 грн

4

Нарушение из п. 1 этой Таблицы совершено повторно (если в течение 1 года уже применялся админштраф за это нарушение)

от 17000 до 34000 грн

5

Несоблюдение установленных законом гарантий и льгот «солдат предприятия»

(см. Закон Украины от 25.03.92 № 2232-XII, Закон Украины от 12.12.91 № 1975-XII и Закон Украины от 21.10.93 № 3543-XII)

от 850 до 1700 грн

Составляют протоколы по этим нарушениям представители Гоструда (ст. 255 КУоАП), а налагают штрафы суды (ст. 221 КУоАП).

Срок для применения админштрафов составляет 3 месяца со дня совершения нарушения (для разовых) или со дня его выявления (для длящихся) (см. ст. 38 КУоАП).

Могут ли одновременно налагать админштраф и штраф по ст. 265 КЗоТ?

Формально да. Поскольку должны привлекаться к ответственности разные субъекты — физлицо и хозсубъект. Кроме того, виды ответственности все-таки разные. Однако здесь есть нюанс. ФЛП удавалось отбиться от штрафов по ст. 265 КЗоТ в случае применения админштрафа. Суды (включая Верховный Суд) считают, что в этом случае все-таки нарушается принцип «за одно нарушение может быть лишь одно наказание» (ст. 61 Конституции Украины). См., например, постановление ВС от 19.03.2021 по делу № 300/195/20.

Также принцип недопустимости двойной ответственности пытались протолкнуть и в отношении юрлиц (см. решение Днепропетровского окружного админсуда от 08.10.2018 по делу № 0440/5217/18, апелляционный суд оставил это решение без изменений). Однако далеко не всегда юрлицу и его директору это удавалось (постановление Закарпатского апелляционного суда от 03.12.2021 по делу № 299/2993/21).

Налагаются ли админштрафы во время военного положения?

Во-первых, всегда нужно помнить, что привлечь к админответственности лицо могут только тогда, когда имеется вина (ч. 1 ст. 9 КУоАП). Поэтому если будет доказано, что нарушение случилось по независимым от нарушителя причинам, то ответственности можно избежать.

Во-вторых, на время военного положения работодатель освобождается от ответственности за нарушение сроков оплаты труда, если докажет, что это нарушение случилось в результате ведения боевых действий или действия других обстоятельств непреодолимой силы (см. выше). Считаем, что это правило касается как ст. 265 КЗоТ, так и ст. 41 КУоАП.

Трудовые фриланс-штрафы

Фриланс-штрафы по ст. 265 КЗоТ. На самом деле никакой особой интриги или же колоссальных нововведений в отношении штрафования не случилось. В ст. 265 КЗоТ было добавлено упоминание о трудовых договорах с нефиксированным рабочим днем (те же трудовые фриланс-договоры). Не забываем, что это штрафы, которые налагаются в целом на работодателя (юрлицо или ФЛП), а не на отдельные должностные лица (например, директора или кадровика).

Следовательно, по фрилансерам получилась такая картина. Нарушением со стороны работодателя будут считаться следующие ситуации:

1) оформление с работником трудового фриланс-договора, когда на самом деле последний работал в течение всего рабочего времени, установленного на предприятии, и выплата зарплаты (вознаграждения) без начисления, а также уплаты налогов и ЕСВ (новая редакция абз. 2 ч. 2 ст. 265 КЗоТ). То есть работник фактически работает по обычному графику работодателя, без фриланс-особенностей (например, 8 часов в день и 5 дней в неделю). Санкция:

— для ФЛП и юрлиц — плательщиков единого налога групп 1 — 3 — предупреждение;

— для остальных ФЛП и юрлиц — 10-кратный размер минзарплаты, установленной законом (65000 грн*), за каждого работника (в отношении которого совершено правонарушение).

* На сегодня минзарплата — 6500 грн. Учитывается этот показатель по состоянию на момент выявления нарушения.

Если это нарушение будет совершено повторно в течение 2 лет после выявления первого, то независимо от системы налогообложения работодателю будет угрожать штраф в 30-кратном размере минзарплаты (195000 грн) за каждого работника (в отношении которого совершено правонарушение);

2) превышение у работодателя допустимого количества трудовых фриланс-договоров, установленного ст. 211 КЗоТ** (новый абз. 9 ч. 2 ст. 265 КЗоТ). Санкция: 3-кратный размер минзарплаты, установленной законом (19500 грн), за каждого работника, в отношении которого было совершено правонарушение (то есть по количеству лишних трудовых фриланс-договоров);

** То есть превышение 10 % общего количества трудовых договоров работодателя. А если на предприятии (у ФЛП) меньше чем 10 работников — количества в 1 фриланс-договор.

3) ведение недостоверного учета рабочего времени фриланс-работника в отношении фактически выполняемой им работы (тот же абз. 9 ч. 2 ст. 265 КЗоТ). Санкция: 3-кратный размер минзарплаты, установленной законом (19500 грн), за каждого работника, в отношении которого было совершено правонарушение.

Обратите внимание: Гоструда может наложить штраф из п. 1 нашего списка без проверки. В частности, на основании решения суда об установлении периода работы, где трудовым фриланс-договором прикрывалось фактическое выполнение работы в течение всего рабочего времени, установленного у работодателя.

Вопросы в отношении фриланс-штрафов. Какие вопросы о новых штрафах из ст. 265 КЗоТ могут возникнуть?

Во-первых, как контролеры будут разграничивать нарушение «прикрыли фриланс-договором обычный рабочий день/неделю» (новая редакция абз. 2 ч. 2 ст. 265 КЗоТ) и правомерный договор с фрилансером. То есть, например, получается так, что время, когда фрилансер работает, совпадает с теми же 8 часами в сутки и 5 днями в неделю. Что в соответствии со ст. 211 КЗоТ полностью может допускаться. При этом внешне оформление происходит максимально правильно.

Это важно, поскольку при формальном подходе любой подобный договор может расцениваться как нарушение со стороны работодателя. А значит, привет, санкции...

По нашему мнению, подход не должен быть формальным, и контролеру необходимо анализировать не только документы, но и фактические обстоятельства. Например, насколько часто получается так, что фрилансер привлечен в течение 8 часов в день/5 дней в неделю, на самом ли деле фиксированы эти 8 часов / 5 дней или же фрилансер самостоятельно строит так свой график и т. п. Также не нужно забывать и о втором условии для применения этого штрафа, а именно о выплате зарплаты без уплаты налогов и ЕСВ, т. е. в конверте.

Хотя, возможно, примерная форма трудового договора, которую должно еще утвердить Минэкономики, рассеет сомнения. Однако сейчас мы видим потенциальный конфликт между трудовыми проверяющими и работодателями.

Во-вторых, опять же вопрос разграничения нарушений. В частности, фактически выполнение работы в течение всего рабочего времени при оформлении фриланс-договора также может расцениваться как ведение недостоверного учета рабочего времени фриланс-работника. Поэтому где может быть и предел между прикрытием фриланс-договора условных 8 часов в сутки / 7 дней в неделю и недостоверным учетом рабочего времени?

При этом штрафные последствия по ст. 265 КЗоТ для работодателя, как вы понимаете, совсем разные.

Админштраф. Поскольку Закон о фрилансе не внес изменений в КУоАП, то будем исходить из имеющихся положений. Работодателю, а точнее виновным должностным лицам юрлиц и ФЛП, может угрожать админштраф по ч. 1 или 2 ст. 41 КУоАП.

Речь идет о санкции за прочие нарушения требований законодательства о труде. Админштраф составляет — от 510 до 1700 грн (ч. 1).

За повторное в течение 1 года нарушение (за которое уже был наложен админштраф) — от 1700 до 5100 грн (ч. 2). Штраф в этой же сумме будет угрожать в случае, если нарушение было совершено впервые, однако по отношению к несовершеннолетнему, беременной женщине, одинокому отцу, матери или лицу, которое их заменяет и воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка с инвалидностью (та же ч. 2).

Заметим: в этом случае (так же, как и с обычными нарушениями)

админштраф по ч. 1 ст. 41 КУоАП налагают суды, а протоколы составляют представители Гоструда

Еще раз напомним, что сроки привлечения к админответственности небольшие (см. выше): 3 месяца со дня совершения правонарушения (для разовых нарушений) или со дня его выявления (для длящихся). Поэтому если речь идет, например, о нарушении допустимого количества трудовых фриланс-договоров у работодателя, то применить штраф могут в течение 3 месяцев с момента совершения правонарушения. Считаем, что оно является все-таки разовым. А вот большинство других фриланс-нарушений по характеру все же являются длящимися. Хотя судебная практика в этом отношении может пойти и другим путем.

В итоге если обнаружат во время проверки, например, ведение недостоверного учета рабочего времени фриланс-работника у юрлица, то работодателю будет угрожать штраф по ст. 265 КЗоТ, а директору юрлица — админштраф по ч. 1 ст. 41 КЗоТ (ср. ).

Та же история может ожидать и ФЛП. Однако предприниматель может отделаться какой-то одной санкцией: по ст. 265 КЗоТ или по ст. 41 КУоАП. Почему? Суд может пойти по пути применения идеи о том, что в этом случае нарушается принцип «за одно нарушение может быть лишь одно наказание» (ст. 61 Конституции Украины). Как мы говорили выше, так уже было в отношении штрафов за допуск ФЛП к работе неоформленного работника (см. выше).

Фриланс-штрафы во время военного положения. Как мы уже говорили***, Гоструда разрешено внепланово проверять ограниченный перечень вопросов:

— соблюдение требований Закона Украины от 15.03.2022 № 2136-IX;

— по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений;

— по вопросам законности прекращения трудовых отношений.

*** См. детали в статье «Начались проверки Гоструда!» // «Налоги & бухучет», 2022, № 61.

Поэтому, по сути, внеплановыми проверками Гоструда в период военного положения не могут охватываться вопросы, связанные с новыми фриланс-нарушениями. Однако даже если Гоструда могла обращать внимание на них, то штрафов можно было бы избежать. Дело в том, что в период действия военного положения освобождаются от штрафов по ст. 265 КЗоТ те, кто выполнит предписание об устранении нарушений, обнаруженных во время внеплановых проверок, в установленный срок (ч. 3 ст. 16 Закона Украины от 15.03.2022 № 2136-IX). Хотя и не совсем понятно: каким образом исправить нарушение, которое заключается в том, что с работником оформили фриланс-договор, а он работает полное рабочее время, установленное на предприятии...

В целом, не всегда выявление трудового нарушения может угрожать штрафами. Как всегда, есть много нюансов.

Выводы

  • За нарушение трудового законодательства могут угрожать ответственность по КЗоТ, КУоАП и УКУ.
  • Если нарушения обнаружили в процессе разрешенной «трудовой» внеплановой проверки, то ответственности можно избежать, выполнив предписание об устранении такого нарушения.
  • Финсанкции по ст. 265 КЗоТ и админштраф по ст. 41 КУоАП не будут применять за нарушение сроков выплаты зарплаты и прочих выплат, если работодатель докажет, что это случилось в результате ведения боевых действий или действия других обстоятельств непреодолимой силы.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше