Действительно, аварийные отключения света могут воспрепятствовать своевременной сдаче выручки в банк. И программно-технические комплексы самообслуживания, и отделения банка могут в это время не работать. Как действовать предприятию в таком случае, если «физически» невозможно сдать наличность в банк?
Пока нет другого нормативного регулирования этого вопроса, считаем, можно воспользоваться нормой из п. 48 Положения № 51*.
В этом пункте указано, что
предприятия в случае наступления обстоятельств, которые делают невозможной сдачу ими наличности в привлеченные банки, имеют право превышать лимит остатка наличности в кассе, одновременно принимая меры для обеспечения как можно более быстрой сдачи сверхлимитных сумм наличности в такие банки или мобильные подразделения банков
Стоит отметить, что нормы этого Положения регламентируют ведение кассовых операций субъектов хозяйствования в условиях особого периода. Является ли военное положение такими особым периодом?
Да, является. Особый период наступает, в частности, с момента введения военного положения в Украине или в отдельных ее местностях и охватывает время мобилизации, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий (абз. 13 ст. 1 Закона Украины «Об обороне Украины» от 06.12.91 № 1932-XII).
Следовательно, п. 48 Положения № 51 сейчас полностью применим.
Как предприятию подтверждать наступление обстоятельств, которые делают невозможной сдачу наличности в банк? В самом Положении № 51 об этом — ни слова. То есть специальных требований нет. Но понятно, что лучше иметь документальное подтверждение того, что мы не просто так несвоевременно сдали выручку в банк.
Какие это могут быть документальные подтверждения? На наш взгляд, нужно иметь:
1) «внутренний» (составленный на предприятии) документ. Например, это может быть докладная записка кассира, в которой будет указано, что в такое-то время не было электроэнергии и в связи с этим не работало отделение банка/ПТКС, что сделало невозможной своевременную сдачу выручки в банк;
2) «внешний» документ. Например, это может быть сообщение от банка, что он не работал из-за отключения света в такое-то время. Или сообщение на сайте облэнерго, что в такие-то часы действовали аварийные отключения света в определенном регионе (достаточно распечатать такое сообщение с сайта). Если это были «массовые» отключения электроэнергии по Украине в определенный день, достаточно, на наш взгляд, распечатать и приложить к внутреннему документу (объяснительной записке) информационное сообщение о том, что действовали аварийные отключения света в вашем регионе.
А теперь о другом условии этого пункта — «принять меры для обеспечения как можно более быстрой сдачи сверхлимитных сумм наличности в банки или мобильные подразделения банков». Надо ли подтверждать принятие таких мер? На наш взгляд, достаточным подтверждением таких мероприятий будет как можно более быстрая сдача наличности в банк после того, как появится возможность ее сдать.
Если предприятие будет соблюдать эти рекомендации, то ни о какой ответственности говорить нельзя. Нет вины предприятия, что может быть подтверждено документально (подробнее об ответственности — в статье «Лимит кассы: как изменить» // «Налоги & бухучет», 2022, № 91).