08.12.2022
Сначала напомним, что в конце прошлого года мы писали на эту тему в материале «Есть авто на балансе? Воинский учет!» // «Налоги & бухучет», 2021, № 95.
Невзирая на коварное вторжение россиян и продолжающуюся войну, изменений в этих вопросах было не слишком много. Конечно, никто не отменял для юрлиц обязательность подавать упомянутую Ведомость о наличии транспортных средств и техники, их техническом состоянии, а также о гражданах, которые работают на предприятиях, в учреждениях и организациях на таких транспортных средствах и технике (далее — Ведомость)!
Напомним основные моменты в отношении этой «военно-транспортной» отчетности. В соответствии со ст. 6 Закона № 3543* для органов власти, а также предприятий, учреждений, организаций (далее — предприятия) и граждан — собственников транспортных средств сейчас продолжает действовать военно-транспортная обязанность. Там же указано, что порядок выполнения таких обязанностей определяет КМУ. Для этого постановлением КМУ от 28.12.2000 № 1921 было утверждено Положение о военно-транспортной обязанности (далее — Положение).
* Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 № 3543-XII.
«Военкоматы» и сроки. В этом году еще до начала войны текст Положения привели в соответствие с действующими «мобилизационными» нормами. А именно: военые комиссариаты (военкоматы) были заменены на территориальные центры комплектования и социальной поддержки (далее — ТЦК и СП)**, а военные комиссары — на руководителей ТЦК и СП.
** То есть военкоматы переименовали с расширением их функций на сферу соцзащиты военных.
Требование о подаче Ведомости содержится в п. 15 Положения. Ведомость должна подаваться руководителями предприятий в ТЦК и СП все так же дважды в год: до 20 июня и 20 декабря текущего года***. Она должна содержать информацию о наличии и техническом состоянии транспортных средств и техники, а также о гражданах, которые на них работают. Отметим, что
*** Информация о водных транспортных средствах должна подаваться по форме и в порядке, которые установлены Минобороны вместе с Мининфраструктуры. Но ее до сих пор так и не утвердили.
физические лица, в частности предприниматели, эту Ведомость не подают
На практике «смягчающие» нормы Закона № 2115-ІХ от 03.03.2022 на подачу Ведомости не спешат распространять. Это косвенно подтверждает и судебная практика по админштрафованию за неподачу Ведомости (см. ниже), где данный Закон не упоминался.
Подача и заполнение. Минобороны в письме от 22.07.2015 № 322/2/659 указывает, что Ведомость подается независимо от изменений в отношении учетных данных транспортных средств и техники, а также граждан, которые на них работают. Например, если за полгода у вас не произошло никаких учетных изменений, Ведомость все равно в следующий срок (до 20 июня или 20 декабря) необходимо подать.
Кроме того, в п. 3 своего письма МОУ от 24.05.2016 № 322/2/2836 уточнено, что Ведомость подают все предприятия (в т. ч. учреждения, организации) независимо от формы собственности, при наличии у них на учете транспортных средств и техники. Если у вас на учете (балансе) на соответствующую дату имеются транспортные средства и/или техника, то обязательно подавайте Ведомость в районный (городской) ТЦК и СП. Поэтому пустую Ведомость (например, когда транспорт/техника «выбыли» или их не было вообще) подавать не надо.
Как мы понимаем, приведенные в Ведомости учетные данные должны быть корректными на дату ее подачи. А балансовую стоимость транспорта/техники, которая указывается в таблице п. 5 Ведомости, думаем, стоит брать на последнюю дату баланса, которая предшествовала подаче (конечно, если на дату подачи Ведомости у вас такие объекты транспорта/техники еще учитываются/имеются).
Кроме транспорта/техники и «закрепленных за ними» граждан, в Ведомости также приводятся соответствующие данные об имеющейся металлической таре и заправочном инвентаре (п. 6), о ремонтных возможностях предприятия (п. 7), а также количестве имеющихся водителей (операторов, машинистов), которые работают на предприятии, в т. ч. военнообязанных.
Важные «промежуточные» изменения. Кроме того, в ряде случаев, таких как: изменение наименования или формы собственности, отправление транспорта/техники в другие регионы, передача в долгосрочную аренду и в иных случаях, когда становится невозможной передача транспорта/техники воинским формированиям, предприятия обязаны в 7-дневный срок сообщить об этом ТЦК и СП, на воинском учете которых находятся этот транспорт и техника (подробнее см. в п. 16 Положения).
Проверка. В соответствии с п. 18 Положения
представители ТЦК и СП имеют право раз в году проверять на предприятиях мобилизационную готовность транспорта и техники, предназначенных для удовлетворения военных нужд
К нам обращались читатели, когда в органах МВД им не регистрировали (не снимали с регистрации) авто предприятия без справки «военкомата» о постановке этого авто на учет. Причины таких требований — именно в Положении. И сейчас эти проблемы еще более актуальны.
Напомним, что ч. 1 ст. 21 Закона № 3543 требует от предприятий в случае регистрации (перерегистрации), переоборудования или снятия с учета транспортных средств, которые могут быть предназначены для военных нужд*, подавать в МВД документы с отметкой районного (городского) ТЦК и СП о постановке их на воинский учет (снятии с воинского учета).
* Их круг четко не определен, а в МВД такими считают любые транспортные средства.
Эта обязанность более конкретизирована в п. 11 Положения. Там указано, что в таких случаях в терорганы по предоставлению сервисных услуг МВД, кроме прочих документов, подается справка, форма которой определяется Минобороны, с отметкой руководителя ТЦК и СП о постановке транспортного средства на воинский учет или снятии с учета. Это не касается транспортных средств, собственниками которых являются граждане!
Определенную Минобороны форму мы не нашли. На сайте сервисного центра МВД среди соответствующих перечней документов значится: «справка (или другой аналогичный документ)» с отметкой руководителя ТЦК и СП.
Если предприятие не подавало Ведомость в соответствующие сроки, то обращение в ТЦК и СП за справкой может «стоить» админштрафа (см. ниже).
Кроме того, отметим, что отдельным Законом Украины от 15.08.2022 № 2513-IX в ст. 6 Закона № 3543 добавлено требование к терорганам МВД ежеквартально подавать в ТЦК и СП сведения о регистрации (перерегистрации), переоборудовании и снятии с учета транспортных средств, которые находятся в собственности предприятий и могут быть предназначены для удовлетворения нужд ВСУ и других воинских формирований. Но сроки, в которые МВД должно ежеквартально подавать такие сведения, почему-то не определили... В то же время эти новейшие изменения повышают как значимость подачи Ведомости в ТЦК и СП*, так и риски для должностных лиц предприятий получить админштрафы за нарушение этих и других требований «мобилизационного» законодательства, в т. ч. и Положения.
* Ведь в последних теперь будет больше информации о возможных нарушителях транспортно-мобилизационных требований.
За что. В соответствии со ст. 2101 КУоАП
нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации, совершенное в особый период, влечет за собой наложение штрафа на должностные лица в размере 300 — 500 ннмдг (5100 — 8500 грн)
И никакие специальные нормы (в т. ч. карантинные послабления) от этого штрафа не спасают...
Военно-транспортная обязанность является составляющей мобилизационной подготовки и мобилизации в государстве. Да и согласно п. 5 Положения должностные лица несут ответственность за невыполнение или неподобающее выполнение военно-транспортных обязанностей в соответствии с законом.
Поэтому за нарушение соответствующих норм Положения и Закона № 3543, например за неподачу (или несвоевременную подачу) Ведомости, когда предприятие имело транспортные средства и/или технику, за искажение данных, приведенных в Ведомости, за несообщение в 7-дневный срок ТЦК и СП о соответствующих изменениях (см. п. 16 Положения) и другие «транспортно-мобилизационные» нарушения, есть большой риск подвергнуться админштрафу по ст. 2101 КУоАП. Особенно сейчас, во время военного положения.
Но отметим, что для привлечения к ответственности решающее значение имеет наличие вины руководителя (ст. 9 КУоАП). А если он (и/или предприятие) находится в зоне оккупации или есть другие уважительные причины, которые помешали руководителю вовремя исполнить такие обязанности, штраф не должен применяться.
Протоколы/решения. Админдела за эти нарушения согласно ст. 235 КУоАП рассматривают ТЦК и СП, а также СБУ (но ей наши виды нарушений «не подведомственны»). В соответствии с ч. 2 ст. 255 КУоАП протоколы на такие нарушения имеют право составлять работники ТЦК и СП. Срок давности по этим нарушениям составляет 2 месяца со дня совершения (ст. 38 КУоАП), поскольку нарушения не является длящимся.
Практика. Штрафование за такие вины оживилось. Об этом свидетельствует как информация от наших читателей, так и свежая судебная практика. См., в частности, решение Дрогобычского горрайсуда Львовской обл. от 09.09.2022 по делу № 442/9801/21, решение Богунского райсуда г. Житомира от 13.09.2022 по делу № 296/2854/22. И хотя оба эти решения были в пользу оштрафованных лиц (в первом оштрафовали «не того», а во втором — не была доказана вина), но нередко в таких делах суды склоняются в сторону «военкоматов»: см., например, постановление Второго апелляционного админсуда от 21.01.2019 по делу № 636/3404/18, а также постановление Пятого апелляционного админсуда от 16.05.2019 по делу № 766/15387/18 (ср. ).
Поэтому исполняйте добропорядочно свои мобилизационные обязанности: и штрафов не будет, и Победу ускорите!
О вопросах привлечения и изъятия транспортных средств для военных нужд, которые тоже регулируются нормами Положения, читайте в статье «Мобилизация транспорта — процедура и учет» // «Налоги & бухучет», 2022, № 22.