Темы статей
Выбрать темы

Есть авто на балансе? Воинский учет!

Павленко Алексей, налоговый эксперт
К нам стали часто поступать вопросы читателей о необходимости подачи в военкоматы сведений об их транспортных средствах. Кроме того, к нам обратился читатель по поводу следующей ситуации. Юрлицо (ООО) приобрело авто. В полиции его на учет не ставят и говорят: «Сначала идите в военкомат и получайте справку о взятии авто на учет в военкомате». Без такой справки регистрацию авто не осуществят. Читателя интересует, законны ли такие требования и чем они установлены? Давайте, уважаемые читатели, рассмотрим параллельно эти вопросы из одной («авто-военной») сферы.

Эти вопросы могут быть более интересны не бухгалтерам, а работникам службы персонала, юристам или другим сотрудникам, на которых возложены соответствующие обязанности. Но к нам обращались именно бухгалтеры. Может, на их фирмах не слишком много работников и на бухгалтерские плечи переложили еще и эти «авто-военные» проблемы… ☹

Обязательная «отчетность» в военкомат и справка для МВД

«Отчетность»: законность и другое. Начнем с того, что ст. 6 Закона № 3543* для предприятий, учреждений, организаций (далее обобщенно — предприятия) на особый период введена военно-транспортная обязанность. А особый период сейчас, к сожалению, все еще продолжается — см. письмо ВС от 13.07.2018 № 60-1543/0/2-18!

* Закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 № 3543-XII.

В ч. 2 этой статьи указано, что порядок исполнения военно-транспортных обязанностей определяется КМУ. И Кабмин определил этот порядок в Положении о военно-транспортной обязанности, которое утвердил постановлением от 28.12.2000 № 1921 (далее — Положение).

А теперь обратите внимание, что

в соответствии с п. 15 Положения руководители предприятий должны подавать военным комиссариатам** ежегодно до 20 июня и 20 декабря информацию,

** Сейчас они называются органами районного (городского) территориального центра комплектования и социальной поддержки. Но для удобства далее по тексту мы используем старое название: «военкомат».

а именно — Відомість про наявність транспортних засобів і техніки, їх технічний стан, а також про громадян, які працюють на підприємствах, в установах та організаціях на таких транспортних засобах і техніці (далее — Ведомость), по форме согласно приложению 1 к Положению. Информация о водных транспортных средствах должна подаваться по форме и в порядке, установленным Минобороны вместе с Мининфраструктуры. (Но мы нашли только проект этого Порядка…)

В п. 3 письма МОУ от 24.05.2016 № 322/2/2836 указано, что п. 15 Положения распространяется на все предприятия независимо от формы собственности, при наличии у них на учете транспортных средств и техники или изменений в их качественном или количественном состоянии. А значит, если на балансе предприятия имеются транспорт и/или техника, то оно обязано до 20 июня и 20 декабря подавать эту Ведомость в районный (городской) военкомат без исключений. Исключение — отсутствие такого «железа» на балансе. Ну и физлиц (в том числе и предпринимателей) это требование тоже не касается!

Ведомость подается независимо от изменений в учетных данных транспорта и техники, а также граждан, которые на них работают (см. письмо Минобороны от 22.07.2015 № 322/2/6598). То есть ее нужно регулярно подавать в эти два срока, даже если никаких изменений в качественном или количественном состоянии транспорта/техники и ее водителей не было.

Из норм Положения следует, что эта Ведомость является информированием военкоматов и не должна считаться формой отчетности. В то же время ее подача является обязательной!

Справка для МВД. Да, для регистрации (перерегистрации, снятия с учета) авто в органах по предоставлению сервисных услуг МВД, кроме всех нужных документов, требуют и справку из районного (городского) военкомата о взятии авто на воинский учет. Ведь, во-первых,

обязанность по предоставлению упомянутой в вопросе справки предусмотрена законом

В ч. 1 ст. 21 Закона № 3543 для предприятий в случае регистрации (перерегистрации), переоборудования или снятия с учета транспортных средств, которые могут быть предназначены для доукомплектования ВСУ и других воинских формирований в особый период, введена обязанность подавать в органы, которые согласно Закону Украины «О дорожном движении» осуществляют госрегистрацию и учет транспортных средств, документы с отметкой районного (городского) военкомата о взятии их на воинский учет (снятии с воинского учета).

А во-вторых, эта обязанность более конкретизирована в п. 11 Положения. Там указано, что для госрегистрации (перерегистрации), снятия с учета транспортных средств (кроме транспортных средств, владельцами которых являются граждане!) в терорганах по предоставлению сервисных услуг МВД, кроме документов, необходимых для регистрации (перерегистрации), снятия с учета, представителем предприятия подается справка, форма которой определяется Минобороны, с отметкой военного комиссара о постановке транспортного средства на воинский учет или снятии с такого учета.

Всех ли авто касается?

Здесь возникает вопрос: каких авто касаются указанные требования о предоставлении Ведомости военкомату и справки в МВД? То есть может ли конкретное авто не быть предназначено «для доукомплектования ВСУ в особый период»? И вот, заглянув в Положение, делаем неприятный вывод: никаких исключений/ограничений там не содержится! То есть ограничение военно-транспортной обязанности для субъектов (предприятий) там есть (см. п. 1 Положения)***, а вот для объектов (транспортных средств, техники) нет!

*** От нее освобождены предприятия, которые выполняют соответствующие задания Минобороны (и если их транспортные средства и техника задействованы в выполнении таких заданий). А также — предприятия, учреждения и организации, в которых есть высокая общественная потребность (по перечню КМУ).

То есть Ведомости (военкомат) и справку (МВД) могут требовать при наличии/регистрации (и др.) любых транспортных средств от всех юрлиц, кроме освобожденных (см. сноску *). Возможно, есть какие-то тайные нормативы или разъяснения, которые бы суживали круг «военно-обязанного» транспорта (ведь это Минобороны), но мы их (и даже упоминаний о них) не нашли...

В этих вопросах также стоит мониторить и решения органов местной власти. Указанные выше требования нередко дублируются и конкретизируются в соответствующих решениях местных советов, — см., например, Распоряжение Киевского горсовета от 12.12.2019 № 2173 («Об исполнении военно-транспортной обязанности предприятиями города Киева в 2020 году»).

Последствия неподачи Ведомости (админштраф и другое)

Законность требования о представлении в военкоматы этой Ведомости подтверждена судами (см. ниже), поэтому ее неподача считается административным правонарушением.

«Холостой патрон». Но на практике обычно все складывается не слишком строго.

В случае неподачи Ведомости военкоматы обычно «выдавливают» ее с предприятий, отказывая им в выдаче справки для МВД о постановке транспортного средства на воинский учет во время его государственной регистрации (перерегистрации, снятии с учета) предприятием. Они требуют, чтобы предприятие сначала подало им Ведомость, «а тогда посмотрим»… Вот такие последствия (плюс коньяк и т. п. ☺) обычно ожидают сегодня предприятия, которые не выполняют требования п. 15 Положения (ср. ).

«Боевой». Но может все пройти и не так гладко. Ведь когда предприятие имело транспортные средства, но раньше не подавало в военкомат эту Ведомость, есть риск нарваться на админштраф по ст. 2101 КУоАП. Этой статьей предусмотрено, что нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации, совершенное в особый период, — влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере 300 — 500 НМДГ (5100 — 8500 грн)! И карантин от этого штрафа не спасает… ☹

А в нашем случае фактически нарушено законодательство о мобилизационной подготовке и мобилизации, а именно: нормы Закона № 3543 (ст. 6) и Положения (пп. 7 и 15). Ведь военно-транспортная обязанность является составляющей мобилизационной подготовки и мобилизации в государстве. Да и согласно п. 5 Положения должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение военно-транспортных обязанностей в соответствии с законом. Поэтому отбить этот админштраф в суде, доказывая, что неподача Ведомости не является нарушением «мобилизационного» законодательства, будет крайне трудно. Как свидетельствует найденная нами немногочисленная судебная практика, оштрафованным за это нарушение должностным лицам этого сделать не удалось. И хотя по разным причинам они смогли убедить суды первой инстанции, но апелляционные суды такие решения отменили и стали на сторону военкоматов: см. постановление Второго апелляционного админсуда от 21.01.2019 по делу № 636/3404/18 (reyestr.court.gov.ua/Review/79281100), а также постановление Пятого апелляционного админсуда от 16.05.2019 по делу № 766/15387/18 (reyestr.court.gov.ua/Review/81758864).

Протоколы/решения. Админдела по ст. 2101 КУоАП согласно ст. 235 КУоАП рассматривают Территориальные центры комплектования и соцподдержки (то есть соответствующие военкоматы), а кроме того, СБУ (но ей наш вид нарушений «не подведомственен»). В КУоАП не указано, кто имеет право составлять протоколы на такие нарушения, но на практике их составляют работники военкоматов.

Давность! Обращаем внимание, что срок давности по такому нарушению составляет 2 месяца со дня совершения (ст. 38 КУоАП), поскольку нарушение не является длящимся.

И если от срока представления Ведомости — от 20 июня или 20 декабря прошло 2 месяца, то вас штрафовать уже не имеют права

Об этом см., например, уже упомянутое постановление Второго апелляционного админсуда от 21.01.2019, а также постановление Коммунарского райсуда г. Запорожья от 10.08.2017 по делу № 333/2872/17 (reyestr.court.gov.ua/Review/68226812). Поэтому в военкомат лучше не ходить с 20 июня по 20 августа и с 20 декабря по 20 февраля следующего года! В другие периоды применять к вам штраф по ст. 2101 КУоАП военные права не имеют! Конечно, здесь с датой возникновения авто-проблемы не всегда подгадаешь, но имейте этот нюанс тоже в виду…

Регистрация (перерегистрация, снятие с учета) авто в МВД

Как мы убедились, требование МВД о предоставлении справки из военкомата в случае регистрации (а также перерегистрации, снятии с учета) авто предусмотрено законом.

Первая регистрация. Если ваше предприятие до регистрации авто еще не имело на учете транспортных средств, то в военкомате должны поставить приобретенное вами авто на воинский учет и выдать справку для МВД. А вы потом два раза в год (до 20 июня и 20 декабря) должны подавать в военкомат упомянутую Ведомость.

Не первая. Если вы регистрируете в МВД авто, уже имея транспорт на балансе, но Ведомости в военкомат раньше не подавали, то справки для МВД вам не получить без подачи военкомату этой Ведомости (разве что по большому «блату»). Насчет возможного админштрафа, а также срока давности этого нарушения см. выше.

В общем, исполняйте свою военно-транспортную обязанность, и будет всем нам счастье. ☺

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше