Темы статей
Выбрать темы

Стоимость автомобиля меньше 375 минзарплат: платить ли транспортный налог?

Децюра Сергей, налоговый эксперт
В ноябре 2021 года предприятие приобрело ценное легковое авто, которое было произведено незадолго до этого. В начале февраля 2022 года его среднерыночная стоимость согласно калькулятору от Минэкономики оказалась меньше чем 375 минзарплат. Поэтому предприятие налог в этом году не уплачивало, хотя в Перечне авто на 2022 год, за которые уплачивается транспортный налог, такой автомобиль был. Правильно ли мы сделали? Марка авто: BMW 8 серии Coupe (G15) M850i xDrive, в 2021 году транспортный налог был уплачен.

Объект налогообложения

Чтобы понять, нужно ли предприятию, которое владеет новым дорогим легковым автомобилем, платить транспортный налог, следует сначала вспомнить, за какие именно автомобили его следует платить.

По общему правилу платить транспортный налог придется не за любой легковой автомобиль, а только за те, которые отвечают одновременно двум условиям (абзац первый п.п. 267.2.1 НКУ), а именно:

— с года выпуска автомобиля прошло не больше 5 лет (включительно);

— среднерыночная стоимость автомобиля превышает 375 минзарплат (на 1 января отчетного года).

Если это перевести на обычный язык, то в 2022 году под обложение транспортным налогом могут попасть только легковые автомобили не раньше 2017 года выпуска (включительно) и среднерыночная стоимость которых составляет более 2 437 500 грн (375 х 6500 грн).

Первое требование ваш легковой автомобиль выполняет. Поскольку он был приобретен в 2021 году, то ему точно еще не исполнилось 5 лет.

А вот с выполнением второго требования сложнее.

Среднерыночная стоимость — обманчивый критерий

На сегодня

из открытых источников информации отыскать среднерыночную стоимость легкового автомобиля можно только на сайте Минэкономики (me.gov.ua)

Там можно отыскать два вида калькуляторов. Один из которых — для расчета среднерыночной стоимости легковых автомобилей для целей обложения транспортным налогом в соответствии с п. 267.2 НКУ.

Учитывая это, кажется, что для того, чтобы определить среднерыночную стоимость легкового автомобиля, предприятию нужно:

1) открыть на сайте Минэкономики калькулятор для расчета среднерыночной стоимости;

2) ввести в него данные о своем автомобиле, а именно его марку, модель и год выпуска;

3) нажать на клавишу «Рассчитать» и получить размер среднерыночной стоимости легкового автомобиля.

Дальше, по логике, просто следует сравнить полученный результат со среднерыночной стоимостью, которая превращает авто в объект обложения транспортным налогом. И если полученный результат выше этого предела, то за автомобиль следует платить налог.

Если ввести в калькулятор информацию о легковом автомобиле, о котом спрашивает читатель (BMW 8 серии Coupe (G15) M850i xDrive 2021 года выпуска), то окажется, что среднерыночна стоимость авто составляет 2 349 295,94 грн. А это меньше, чем стоимостный критерий в 2 437 500 грн (375 х 6500 грн), который относит автомобиль к объекту обложения транспортным налогом в 2022 году.

Но, к сожалению, это ошибочное утверждение.

Самостоятельно тестировать, выполняет ли ваш легковой новый автомобиль все критерии, которые относят его к объекту обложения транспортным налогом, не следует. За вас все это сделало Минэкономики. И свои выводы оно изложило в Перечне автомобилей, которые являются объектом обложения транспортным налогом.

Все внимание только на Перечень

По правилам НКУ, определять, попадает ли определенная модель и марка легкового автомобиля к объекту обложения транспортным налогом, плательщик должен, опираясь не на данные какого-то калькулятора, а на перечень автомобилей, которые являются объектом налогообложения в определенном году, обнародованный Минэкономики.

На это указывает п.п. 267.2.1 НКУ. В нем прямо говорится, что

среднерыночную стоимость разных моделей и марок легковых авто определяет Минэкономики по состоянию на 1 января налогового (отчетного) года исходя из марки, модели, года выпуска, объема цилиндров двигателя, типа горючего

При этом делать это оно должно по Методике, утвержденной постановлением Кабмина от 18.02.2016 № 66 (ср. ).

А чтобы плательщики налога знали, какая модель и марка легковых автомобилей определенного года производства попадает под налогообложение, ежегодно до 1 февраля Минэкономики на своем официальном веб-сайте размещает их перечень. Такой перечень Минэкономики вовремя разместило в 2022 году на своем веб-сайте.

Если в этом перечне упомянут ваш легковой автомобиль, то за него нужно платить налог в текущем году до того месяца, в котором ему исполнится 5 лет

Если заглянуть в Перечень легковых автомобилей, которые подлежат обложению транспортным налогом в 2022 году, то там упоминается легковой автомобиль, о котором спрашивает читатель (BMW 8 cериї Coupe (G15) M850i xDrive). Причем в этом перечне говорится, что под налогообложение попадают не все без исключения легковые автомобили такой марки и модели, а только те, которым на начало 2022 года не исполнился год.

Как сказано в вопросе, авто, которое приобрело предприятие в ноябре 2021 года, было произведено незадолго до этого, а следовательно, на начало 2022 года ему не исполнился 1 год. Поэтому за такой автомобиль в 2022 году следует платить транспортный налог. И тот факт, что калькулятор на сайте Минэкономики указывает на то, что его среднерыночная стоимость меньше чем 375 минзарплат, на обязанность уплаты не влияет.

Кто не хочет платить

Кто-то задает вопрос: можно ли попробовать отбиться от налога, опираясь на то, что калькулятор на сайте Минэкономики говорил, что среднерыночная стоимость легкового автомобиля меньше 375 минзарплат?

На наш взгляд, нет.

Ведь для формирования Перечня легковых автомобилей, которые подлежат обложению транспортным налогом в 2022 году, Минэкономики определяло среднерыночную стоимость именно на 1 января 2022 года.

В калькуляторе, который размешан на сайте Минэкономики, вообще не говорится, на какую именно дату сформирована среднерыночная стоимость автомобиля. А потому можно допустить, что когда предприятие проверило среднерыночную стоимость своего легкового автомобиля на дату подачи декларации (на 20 февраля), то среднерыночная стоимость его авто уже могла измениться. То есть она могла быть меньше той, которую использовал Минэкономики, формируя перечень автомобилей.

Чтобы налог не уплачивать, предприятию следует обжаловать обнародованный Минэкономики перечень автомобилей, за которые следует платить транспортный налог. И только после того как ваше авто исчезнет из этого перечня, платить налог вам будет не нужно.

О том, что Минэкономики может менять Перечень таких автомобилей, говорят и фискалы (БЗ 110.02).

Начисление налога

Декларацию не подавали. Если предприятие спорить с Минэкономики не планирует, то ему следует задекларировать и уплатить налог за 2022 год в бюджет.

Если в начале года вообще не подавали отчетную декларацию по транспортному налогу (другие авто под объект налогообложения не попали), то нужно:

подать такую декларацию, как отчетную. О том, как ее заполнить, читайте в «Транспортный налог для избранных» // «Налоги & бухучет» 2022, № 11;

уплатить налог за периоды, которые прошли (в нашем случае І, ІІ и ІІІ кварталы).

После подачи декларации с опозданием и уплаты налога за прошлые периоды до даты подачи декларации налоговики наложат на предприятие штраф:

за несвоевременную подачу декларации согласно п. 120.1 НКУ — размер штрафа 340 грн при первом нарушении в году. Вместе с тем за 2022 год его быть не должно, поскольку предельные сроки подачи декларации по транспортному налогу на 2022 приходятся на карантин. Тот факт, что подаем такие декларации сейчас, когда могут наказать по камералке, а карантинный мораторий на нарушения, выявленные во время такой проверки, не действует, на применение штрафа, считаем, не влияет;

за несвоевременную уплату налога согласно п. 124.1 НКУ — размер штрафа 5 % от суммы несвоевременной уплаты в течение 30 дней от предельной даты уплаты и 10 %, если срок уплаты больше 30 дней. Также возможен увеличенный 25 % штраф в случае установления умышленной неуплаты.

При этом если сначала подана декларация, а потом платится налог, задекларированный в ней на 2022 год, то избежать уплаты штрафа за несвоевременную уплату можно только за І квартал, поскольку на дату уплаты налога за этот квартал действовал полноправный карантинный мораторий на штрафы. Этот штраф будут считать налоговики путем послания НУР.

Хотя если вы сначала уплатите отраженный в декларации налог, а потом подадите свою отчетную декларацию, то штрафа за несвоевременную уплату, по мнению фискалов, быть не должно (см. БЗ 129.03). Если вам этот способ избежания штрафов за несвоевременную уплату налога кажется очень рискованным, то предлагаем другой.

На наш взгляд, этой способ избежать штрафов согласно п. 124.1 НКУ более надежный. Для его реализации сначала надо подать нулевую отчетную декларацию, а потом уточняющую. Тогда вам угрожает только 3 % самоштрафа.

Не показали начисленный налог. А вот для тех предприятий, которые в начале года подавали отчетную декларацию (еще был объект обложения транспортным налогом), способ исправления упущения другой. Им следует подать уточняющую декларацию и увеличить начисленный налог. Подавая такую уточняющую, нужно будет не только доначислить налог, но и начислить самоштраф (3 % доначисленной суммы).

Считать самоштраф, по нашему мнению, за І квартал не нужно, поскольку ошибка была допущена в периоде, когда полноправно действовал карантинный мораторий на штрафы.

Выводы

  • Самостоятельно определять среднерыночную стоимость вашего нового авто, пользуясь калькулятором с веб-сайта Минэкономики, не следует.
  • Определенную модель автомобиля, за которую следует платить транспортный налог, определяет Минэкономики в Перечне автомобилей каждый год.
  • Ищите такой Перечень на веб-сайте Минэкономики. И если в нем есть ваше авто, то транспортный налог следует платить обязательно.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше