Темы статей
Выбрать темы

Не вписываемся в долю: поможет ли возврат?

Адамович Наталия, налоговый эксперт
Поводом к написанию этой консультации послужил следующий вопрос читателя. Наше сельхозпредприятие немного перебрало с доходами от продажи продукции, переработанной из купленного сырья. В итоге сельхоздоля оказалась ниже 75 %. Можно ли попросить покупателей вернуть товар, чтобы остаться на сельхозЕН?

Что произошло? Вы получили доход от реализации продукции, изготовленной на собственных мощностях из приобретенного сырья, который не является сельскохозяйственным, а учитывается только в общей сумме дохода (см. письмо ГУ ГНС в Львовской обл. от 08.12.2020 № 5045/ИПК/13-01-04-04-11). А раз общего дохода стало больше, то и сельхоздоля у вас соответственно уменьшилась.

Но сперва стоит проверить свои расчеты. Чтобы быть плательщиком сельхозЕН в 2022 году, сельхоздолю на уровне 75 % вы должны соблюсти именно по результатам прошлого (2021) года — в нашем случае за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 (п.п. 4 п. 291.4 НКУ). И если, скажем, в последнем квартале 2021 года ее размер и был меньше чем 75 %, но за год она составила 75 %, то требование о размере сельхоздоли будет выполненным (см. письмо ГУ ГФС в Луганской обл. от 20.11.2017 № 2668/ІПК/12-32-12-04-01).

Доля оказалась все же меньше 75 %? Тогда доход можно скорректировать (уменьшить) благодаря возвратам такого товара. Однако, прежде чем это делать, вы должны учесть несколько важных моментов.

1. Возврат товара обязательно должен приходиться на прошлый год.

Учтите: как сельхоздоход, так и общий доход, которые принимают участие в расчете сельхоздоли, аграрий считает на основе данных бухучета (БЗ 108.02.01). По правилам бухучета доход возникает на дату отгрузки товара или предоставления услуг (НП(С)БУ 15). При этом в бухучете возврат товара отражается путем уменьшения ранее начисленного дохода в периоде возврата товара (Дт 704 — Кт 361). Учтите: если товар будет возвращен уже в этом году, то он уже уменьшит доход текущего, а не прошлого года. А значит, сельхоздолю увеличить не получится.

2. Получите согласие покупателей. Не исключено, что некоторые клиенты будут против такого выполнения обязательств. Просто взять и вернуть продавцу товар, если к самому товару нет претензий (т. е. товар качественный, ассортимент его соответствует условиям договора, продавцом переданы на него документы), покупатель не может. Ведь согласно ст. 188 ХКУ изменение или расторжение договора в одностороннем порядке не допускается, если иное не предусмотрено законом или договором. То же самое следует и из ст. 615 ГКУ. То есть для возврата товара, не связанного с претензиями к поставщику, как минимум должно быть соответствующее взаимное согласие сторон.

Итак, если перебор с общим доходом и, соответственно, маленькую сельхоздолю вы выявили до окончания отчетного года, за который рассчитывается сельхоздоля, то тогда, чтобы вписаться в 75 % критерий, возврат покупателем ранее отгруженного товара, который не отнесен к сельхозтовару, может стать достаточно хорошим выходом из сложившейся ситуации.

При этом учтите: чтобы уменьшить размер общего дохода, вам необязательно возвращать покупателю и денежные средства. Достаточно только получить от покупателя обратно товар.

А так как по правилам бухучета доход возникает не в момент получения оплаты за товар (постоплаты, аванса), а в момент отгрузки товара, то если вы получите назад товар в конце одного года и отгрузите его в начале следующего, тогда он может сдвинуть дату возникновения дохода из одного периода в другой. И это может спасти ваш статус плательщика сельхозЕН.

На будущее советуем постоянно мониторить размер сельхоздоли. И если что, то немедленно принимать меры для исправления ситуации.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше