Темы статей
Выбрать темы

Сервер лежит, а время на офлайн бежит, или Что не так с ПРРО

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Первый месяц 2022 года прошел под знаком тотальной фискализации ФЛП-единоналожников. Уже не в теории, а на практике. Те из них, кто вместо классического зарегистрировал на свои хозяйственные единицы программный РРО (а заодно и остальные пользователи), начали массово сталкиваться со сбоями как в работе некоторых версий ПРРО, так и сервера ГНСУ. Что это значит и что с этим делать? Давайте разберемся!

Откуда берется проблема?

Проблема с ПРРО. Некоторые версии программных РРО допускали сбои в своей работе, особенно в первые дни нового года. Так, например, разработчики одного из самых популярных ПРРО признали, что сбои связаны с высокой нагрузкой в конце года — вследствие того, что существенно выросло количество регистраций.

Также разработчики оправдывались тем, что происходят сбои в работе смежных систем, которые не зависят от собственно разработчика. То есть фактически разработчик ПРРО констатирует факт проблемы, частично признает свою ответственность, а пользователи его версии ПРРО оказываются заложниками ситуации.

Проблема с сервером ГНСУ. Для начала напомним: в программном РРО фискальные функции реализованы непосредственно через фискальный сервер ГНСУ. Программный РРО, по сути, является приложением, которое должно с помощью Интернета связаться с фискальным сервером и занести информацию на этот сервер (ст. 2 Закона об РРО). То есть фискальные функции ПРРО считаются реализованными, только если: (1) ПРРО создал чек и Z-отчет; (2) ПРРО передал их на фискальный сервер ГНСУ; (3) чек и Z-отчет зарегистрированы на фискальном сервере.

Локальная память смартфона, планшета или другого девайса, на котором установлен ПРРО, само собой, должна обеспечивать хранение чеков и Z-отчетов до момента их передачи на сервер ГНСУ (п. 10 ст. 3 Закона об РРО). Но это не фискальная память. Если чеки ПРРО созданы в режиме офлайн и они хранятся в локальной памяти устройства, на котором ПРРО установлен, можно считать, что выполнено требование о создании контрольной ленты (ст. 2 Закона об РРО). Однако

пока чеки ПРРО, созданные в режиме офлайн, не зарегистрированы на фискальном сервере — фискальные функции ПРРО не реализованы

Вместе с тем, если сервер ГНСУ дает сбой, РРОшная нормативка предусматривает штатный выход из такой нештатной ситуации — это офлайн-режим, при котором пользователи ПРРО никаких неудобств не чувствуют (конечно, пока не вышли за временные рамки этого режима — см. об этом далее). А вот в случае сбоев самого ПРРО пользователи действительно оказываются заложниками ситуации, возникшей не по их вине.

Блэкаут или офлайн

Проблема с ПРРО. При наличии сбоев в работе собственно ПРРО он фактически превращается в приложение, которое не приносит практической пользы. В таком случае в нем нет никакого практического смысла. Поэтому неудивительно, что один из разработчиков ПРРО при наличии сбоев в работе этого ПРРО давал своим пользователям следующие советы:

1) выключить его и продолжать ведение бизнеса без ПРРО;

2) если система учета (бухгалтерского, складского и т. п.) использует ПРРО, перевести ее в нефискальный режим и продолжать выдавать чеки.

Первый совет, прямо скажем, — весьма сомнительное решение. Фактически это призыв к нарушению п. 1 ст. 3 Закона о ПРРО. Примечательно, что этот совет опосредствованно поддержал даже председатель профильного комитета парламента, заявив, что «система позволяет» так работать. Но что именно «система позволяет»? Принимать черный нал?! И не выдавать фискальные чеки?!

Вряд ли. Некоторые специалисты говорили о способности определенных ПРРО работать в своем, так сказать, внутреннем режиме офлайн. То есть формировать чеки после того, как сбой в работе ПРРО прекратится.

Но как к этому отнесутся налоговики — вопрос открытый.

Поэтому наша рекомендация однозначна: как только вы сталкиваетесь с невозможностью сформировать на ПРРО фискальный чек ни в онлайн, ни в офлайн-режимах, сразу прекращайте работу! Потому что вам это прямо запрещено законом.

Проблема с сервером ГНСУ. Режим офлайн в ПРРО включается тогда, когда ПРРО запущен, он работает, однако отсутствует связь с фискальным сервером (п. 1 разд. V Порядка № 317-1*). Причина отсутствия такой связи — то ли исчез мобильный/стационарный Интернет, то ли лег сам сервер ГНСУ — значения не имеет. Порядок действий все равно будет одинаковым.

* Порядок регистрации, ведения реестра и применения ПРРО, утвержденный приказом Минфина от 23.06.2020 № 317.

Каждый запуск и завершение режима офлайн должны автоматически фиксироваться ПРРО. О времени работы в режиме офлайн следует сообщать налоговикам через уведомление по ф. № 4-ПРРО (п. 6 разд. V Порядка № 317-1).

Как решить проблему

Проблема с ПРРО. Последствия сбоя в работе ПРРО пользователи могут почувствовать не сразу. Простой и «гениальный» совет отключить ПРРО, подкрепленный уверениями разработчиков и председателя профильного комитета, что штрафов за такие действия не будет, звучит очень привлекательно. Однако законодательной почвы для такого оптимизма сейчас нет.

Да, был законопроект № 6561**, который предоставлял ФЛП-единоналожникам, начавшим применять РРО/ПРРО до 01.04.2022, штрафные послабления. А именно: (1) освобождал от РРО-штрафов за нарушения, совершенные до 31.01.2022; (2) устанавливал льготный штраф в размере 10 % от общего для нарушений, совершенных в период с 01.02.2022 по 31.12.2022.

** См.: w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=73664

Но для пользователей, столкнувшхся со сбоями в работе своих ПРРО, это пока что слабое утешение. Во-первых, сбои в работе ПРРО могут продолжаться и после 31 января, и даже в 2023 году. Автоматического освобождения от РРО-штрафов в случае сбоя в работе ПРРО никто не обещает.

Во-вторых, даже этот законопроект на момент сдачи номера в печать был отозван. Спикер парламента пообещал, что его нормы подложат в какой-то другой законопроект, который сейчас готовится ко второму чтению. Но какой это будет проект? И когда его примут? Об этом сейчас ничего не известно.

Поэтому фактически проблема сбоев в работе ПРРО по вине разработчика сейчас подвисает в воздухе. И если посмотреть на ныне действующую законодательную базу — у налоговиков есть все основания применить штрафы. Что бы там ни говорили разработчики ПРРО и депутаты

Свою рекомендацию мы уже дали: немедленно прекращайте расчетные операции, потому что штрафы съедят все, что вы таким образом заработаете, если даже не больше. Либо торгуйте только за безнал, либо вообще не торгуйте.

Проблема с сервером ГНСУ. Здесь ситуация несколько иная. Работа в режиме офлайн законодательно урегулирована. Поэтому, в принципе, работать можно, проводить расчетные операции тоже. Но здесь возникает другая проблема: работать в этом режиме постоянно ПРРО не может.

Более того, ст. 5 Закона об РРО устанавливает конкретные временные ограничения на работу ПРРО в режиме офлайн. Напоминаем:

ПРРО может работать офлайн максимум 36 часов непрерывно и максимум 168 часов в месяц

То есть сбои в работе сервера ГНСУ фактически воруют у владельцев ПРРО их законно отведенное время на работу в режиме офлайн. Иначе говоря, когда проблема действительно возникнет из-за внезапного исчезновения Интернета, субъект хозяйствования может недосчитаться как раз тех часов, которые ему сжег сбой в работе фискального сервера. Но с этим, к сожалению, ничего не поделаешь — такова специфика офлайн-режима работы ПРРО.

Скажем еще об одном нюансе. ПРРО, работающий в режиме офлайн, начинает отбирать фискальные номера из диапазона, зарезервированного под такую работу (ст. 5 Закона об РРО). Порядок такого резервирования и его использования утвержден приказом Минфина от 23.06.2020 № 317 (далее — Порядок № 317-2).

На практике под первую (то есть стартовую) порцию выделяется определенное количество фискальных номеров. Несмотря на то, что в п. 2 разд. ІІ Порядка № 317-2 говорится, что эта порция формируется на запрос, по факту это происходит автоматически и не требует дополнительных действий. В дальнейшем она должна автоматически пополняться после каждого перехода ПРРО в режим онлайн (п. 3 разд. ІІ Порядка № 317-2). То есть каждый раз, когда чеки, сформированные за счет офлайн-резерва, регистрируются на фискальном сервере, офлайн-резерв должен пополняться на такое же количество новых фискальных номеров (см. разъяснение ГНСУ от 18.06.2020 // tax.gov.ua/nove-pro-podatki--novini-/422912.html).

Как видите, офлайн-режима бояться не стоит, какими причинами он бы ни обусловливался. Ведь в режиме офлайн можно даже закрыть смену и открыть следующую, без возобновления онлайн-режима. В таком случае Z-отчет и уведомление об открытии смены просто съедят еще два дополнительных фискальных номера из офлайн-резерва (пп. 7, 9 разд. V Порядка № 317-1). Правда, на практике длительный сбой в работе сервера ГНСУ может привести к тому, что субъект хозяйствования просто исчерпает весь свой резерв фискальных номеров. При интенсивной (например, круглосуточной) работе это вполне возможно даже быстрее, чем за 36 часов. Хотя то же самое может произойти и в случае банального отключения Интернета…

Резюмируем. Задекларированное законодателем решение в виде ПРРО, которое было призвано сделать фискализацию максимально безболезненной, пока что хромает и вызывает немало вопросов. Надеемся, в ближайшем будущем законодатель их урегулирует. А программные РРО и сервер ГНСУ будут более стойкими к наплыву расчетных и отчетных документов ☺.

выводы

  • Проблемы в работе ПРРО в январе 2022 года возникали как в связи со сбоями в работе конкретных версий ПРРО, так и в связи со сбоями в работе сервера ГНСУ.
  • В случае сбоев в работе ПРРО необходимо прекратить расчетные операции. В противном счете РРО-штрафов не избежать.
  • При сбоях в работе сервера ГНСУ ПРРО может работать в режиме офлайн. Если этот режим длится максимум 36 часов подряд и 168 часов в месяц — нарушений нет.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше