Организации и учреждения, являющиеся неприбыльными, могут привлекать волонтеров в свою деятельность (ч. 1 ст. 5 Закона № 3236). Заметим: статус неприбыльности трактуется здесь в соответствии с НКУ (подробнее «Будем знакомы — неприбыльщик»). Это общее правило. Теперь расшифруем его.
Кто такие волонтеры?
Общее. Это люди, добровольно осуществляющие социально направленную неприбыльную деятельность путем предоставления волонтерской помощи (ч. 1 ст. 7 Закона № 3236).
Волонтерская помощь, напомним, предполагает безвозмездное выполнение работ и предоставление услуг (ст. 1 Закона № 3236).
При этом не любые бесплатные услуги или работы можно назвать волонтерской деятельностью. В ч. 3 ст. 1 Закона № 3236 дан приблизительный перечень направлений:
— поддержка малообеспеченных, безработных, многодетных, бездомных, лиц, требующих соцреабилитации;
— уход за больными, лицами с инвалидностью, одинокими, пожилыми, иными лицами, которые из-за физических, материальных или иных особенностей требуют поддержки и помощи;
— помощь в проведении мероприятий международного и нацзначения, связанных с организацией массовых спортивных, культурных и иных зрелищных и общественных мероприятий;
— предоставление волонтерской помощи по другим направлениям, не запрещенным законодательством, и т. д.
Направления специфические, но есть и «резиновые». Более того,
бесплатное выполнение работ или предоставление услуг, основанное на семейных, дружеских или соседских отношениях, волонтерской деятельностью не является
О чем говорит абз. 4 ч. 1 ст. 1 Закона № 3236.
Глава/председатель — волонтер? Считаем, что нет. Все-таки в суть определения «волонтер» глава/председатель организации не вписывается. Но еще есть возможность привлечь его на общественных началах без оплаты труда. Как правило, на практике об этом прямо указывают в уставе организации. В свое время Минсоцполитики в письме от 02.03.2015 № 228/13/84-15 подтверждало возможность оформления главы/председателя общественной организации без трудовых отношений и оплаты. Хотя нет гарантии, что Гоструда не будет грозить штрафами за допуск к работе неоформленного работника.
Как можно привлекать волонтеров?
Варианты и их особенности. Итак, варианты:
1) договор об осуществлении волонтерской деятельности между общественной организацией и волонтером (ст. 9 Закона № 3236);
2) договор о предоставлении волонтерской помощи между получателем такой помощи и волонтером (ст. 10 Закона № 3236). Т. е., по сути, это индивидуальная деятельность волонтера;
3) без договора (ч. 2 ст. 5 Закона № 3236).
Обратите внимание: есть прямо установленные случаи, когда обязательно заключается какой-то из перечисленных выше договоров.
Так договор об осуществлении волонтерской деятельности в письменной форме обязательно заключается:
— когда речь идет о волонтерской деятельности, связанной с проведением мероприятий международного и нацзначения, организацией массовых спортивных, культурных и иных зрелищных и общественных мероприятий или связанной с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера. В таком случае договор заключается по правилам Порядка № 556;
— по желанию волонтера;
— по желанию законного представителя, если волонтер в возрасте от 14 до 18 лет.
Стороной договора может быть волонтер в возрасте 18 лет и старше. Если «добровольцу» от 14 до 18 лет, то такой договор он может заключить самостоятельно только по письменному разрешению родителей (усыновителей), приемных родителей, родителей-воспитателей или попечителя (ч. 4 ст. 9 Закона № 3236).
Договор о предоставлении волонтерской помощи обязательно заключается по желанию получателя волонтерской помощи (ч. 1 ст. 10 Закона № 3236). Но если волонтер предоставляет помощь в рамках общественной организации, то такой организации нужно помнить о требованиях, касающихся договора об осуществлении волонтерской деятельности (см. выше). Т. е., даже несмотря на отказ получателя от заключения договора, отношения между волонтером и организацией могут оформляться соглашением.
Что означает «безвозмездно»? Суть в том, что ни один из договоров не должен предполагать оплату. Но волонтеру можно возмещать некоторые расходы. Так, согласно ст. 11 Закона № 3236 можно возмещать расходы на командировки по Украине и за границу. А именно документально подтвержденные расходы на:
— проезд (включая багаж) к месту осуществления волонтерской деятельности;
— получение визы;
— питание (когда волонтерская деятельность занимает более 4 часов в сутки);
— проживание (если командировка в другой населенный пункт и волонтерская деятельность занимают более 8 часов);
— почтовые и телефонные услуги (если волонтер проводит свою деятельность вне местонахождения общественной организации);
— медосмотр, вакцинацию и другие лечебно-профилактические мероприятия, непосредственно связанные с предоставлением волонтерской помощи.
Несмотря на то, что в ч. 2 ст. 11 Закона № 3236 возмещение перечисленных выше расходов не является доходом волонтера и базой для обложения НДФЛ и ЕСВ, приоритет все же остается за НКУ. Перечисленные выше суммы придется облагать НДФЛ и ВС на общих основаниях.
Что на практике?
Вроде как все прозрачно. Закон № 3236 о трудовых договорах не упоминает, позволяет даже вообще без какого-либо договора в определенных случаях сотрудничать. Но, с точки зрения Гоструда, есть соблазн признать подобные отношения скрытыми трудовыми. Особенно когда речь идет о п. 3 (без договора). И судебная практика тому доказательство.
В некоторых случаях такой подход Гоструда оправдан. Особо изобретательные работодатели действительно пытались скрывать за волонтерской деятельностью трудовые отношения (см. решение Харьковского окружного админсуда от 12.03.2020 по делу № 520/12066/19*). Против работодателя сыграли не только пояснения работников, но и то, что из них невозможно было понять возраст «волонтеров». А возраст, как вы помните, влияет на процедуру оформления.
* См. по ссылке: reyestr.court.gov.ua/Review/88173997#
Но есть ситуации, когда Гоструда неправомерно цеплялась к волонтерам, пытаясь приравнять отношения между ними и общественной организацией к трудовым со всеми вытекающими отсюда последствиями (см. постановления Третьего апелляционного админсуда от 22.05.2019 по делу № 804/4129/18 и Пятого апелляционного админсуда от 23.07.2019 по делу № 420/6203/18**).
** См. по ссылкам: reyestr.court.gov.ua/Review/81981881 и reyestr.court.gov.ua/Review/83407213 соответственно.
В сущности, наличие судебных решений наталкивает на мысль: лучше заключить договор об осуществлении волонтерской деятельности. Но если речь идет о трудовых отношениях, то прятать их за волонтерством — себе дороже.