Темы статей
Выбрать темы

Квитанция от ФЛП вместо чека РРО: можно ли приобщать к авансовому отчету

Павленко Алексей, налоговый эксперт
ФЛП гр. 2 — 3, который продал товар или предоставил услуги (в том числе гостиничные услуги подотчетному лицу), на полученную за это наличку выдал подотчетному лицу не чек РРО/ПРРО, а квитанцию. Можно ли при подаче авансовых отчетов возмещать расходы по таким документам?

Причина вопроса понятна: ведь с 2022 года ФЛП групп 2 — 4 должны проводить соответствующие денежные расчеты только с использованием РРО (исключений очень мало — см. ниже).

Теория и практика. Норма п.п. «а» п.п. 170.9.1 НКУ для возмещения подотчетному лицу командировочных расходов, чтобы они не облагались НДФЛ (и ВС) как излишне потраченные средства, выдвигает требования о наличии подтверждающих документов, удостоверяющих стоимость этих расходов, в виде транспортных билетов или транспортных счетов (багажных квитанций) и расчетных документов об их приобретении по всем видам транспорта, счетов, полученных из гостиниц (мотелей) или от других лиц, оказывающих услуги по размещению и проживанию физлиц, в том числе бронированию мест в местах проживания, страховых полисов и т. п. А в п.п. «б» этого же п.п. 170.9.1 НКУ о расходовании средств, полученных под отчет на другие хознужды, речь идет о необложении «документально подтвержденных расходов».

Итак, в п.п. «а» п.п. 170.9.1 НКУ по командировочным расходам расчетные документы упомянуты лишь в отношении приобретения транспортных билетов

Но на практике фискалы — и при наличии гостиничных счетов, даже если на них стоит штамп или иная отметка об оплате таких услуг, и в других случаях в отношении подтверждения расходов подотчетных средств — всегда требуют оригиналы соответствующих расчетных документов. Статьей 2 Закона об РРО к расчетным документам отнесены кассовый чек, товарный чек, расходный чек, расчетная квитанция, проездной документ и т. п., созданный РРО или ПРРО, или заполненный вручную.

В то же время в НКУ (кроме билетов) речь идет о «документально подтвержденных» расходах, а не исключительно о расчетных документах, да еще и соответствующей формы! Кассовое Положение* в п. 20 тоже ведет речь о «подтверждающих документах». Поэтому считаем, подотчетные расходы могут подтверждать и другие документы, кроме расчетных: счета, акты, накладные и т. п.

* Утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 № 148.

Отсутствие чека: последствия. Когда продавец, в том числе ФЛП, сам принимает деньги и обязан проводить этот расчет через РРО/ПРРО, он должен выдать (переслать) подотчетному лицу именно фискальный чек РРО/ПРРО. Исходя из этого, любой другой документ продавца (квитанцию, товарный чек и т. п.) фискалы считают нерасчетным и неподтверждающим. Поэтому такие возмещенные по авансовому отчету с «ненадлежащими» документами суммы на фискальных проверках могут расценить как излишне потраченные подотчетным лицом средства с возможными налоговыми последствиями. Как минимум: налогообложение согласно п. 170.9 НКУ таких сумм НДФЛ с базы, рассчитанной с использованием натурального коэффициента из п. 164.5 НКУ! Для ставки НДФЛ 18 % он составляет 1,219512. Поэтому будьте готовы отбиваться!

Для защиты и упреждения. Если все-таки возникнут проблемы с фискалами, то, опираясь на нормативы (см. выше), настаивайте, что подтверждающий документ — это не обязательно чек РРО. Если возместили суммы за проживание согласно счету гостиницы с отметкой «оплачено» (не помешает и квитанция, служебный или товарный чек), стойте на том, что из буквального прочтения п.п. 170.9.1 НКУ для неналогообложения потраченной на проживание суммы должно быть достаточно и счета гостиницы.

В этом и в иных подобных случаях также утверждайте, что вы и ваш работник не обязаны знать, должен ли какой-либо хозсубъект по конкретному расчету применять РРО/ПРРО. К тому же есть ряд законных исключений, когда можно не использовать РРО (см. ниже)! А выданные работнику счет, квитанция и т. п. подтверждают факт оплаты/расходования средств! И важно лишь то, чтобы эти документы, которые предоставил продавец товаров, работ или услуг вашему подотчетному работнику, имели все обязательные для первичных документов реквизиты.

В решении Херсонского окружного админсуда от 18.10.2021 по делу № 540/356/19 (reyestr.court.gov.ua/Review/100850928), в частности, рассматривалась и похожая ситуация. Подотчетное лицо предоставило предприятию с авансовым отчетом оплаченный им гостиничный счет плательщика ЕН и служебный чек, которые налоговики не признали, требуя именно фискальный чек РРО. Суд здесь стал на сторону плательщика и согласился с тем, что фискальный чек не является единственным документом, подтверждающим оплату гостиничных услуг. Но суд сделал этот вывод, учитывая также и тот факт, что услуги оказывал плательщик ЕН, который тогда был освобожден от применения РРО на основании п. 6 ст. 9 Закона об РРО (ср. ). То есть, если судьи будут сейчас — к ситуациям, возникшим после 1 января 2022 года, — применять такую же логику, то дело выиграть, возможно, будет сложнее. Ведь ФЛП-единщики всех групп (кроме гр. 1) теперь должны применять РРО/ПРРО…☹ Итак, если побоитесь такие суммы по авансовым отчетам возмещать, можете при необходимости компенсировать их работнику иным образом (не облагаемой налогами финпомощью и т. п.).

А на будущее, если не желаете иметь проблемы на проверках и тратить время на споры с фискалами,

стоит проинструктировать своих подотчетников, что сейчас ФЛП-единщики должны выдавать исключительно чеки РРО/ПРРО

Когда РРО нет, то посоветуйте подотчетнику рассчитываться с ФЛП через кассу банка или через фискализированный ПТКС (если возможно). И что никакие выданные безРРОшными ФЛП расчетные и другие квитанции, товарные чеки, счета и пр. с авансовыми отчетами бухгалтерия принимать не будет. Но из РРО-правил, конечно, есть исключения, которые тоже надо знать.

Исключения. Чек РРО не обязателен в случаях приобретения товаров/услуг у ФЛП, которые работают в группе 1 ЕН (п. 296.10 НКУ позволяет им работать без РРО). Но такие ФЛП могут только торговать на рынках и оказывать бытовые услуги (перечень — в п. 291.7 НКУ), к которым, в частности, гостиничные услуги не относятся.

Кроме того, напомним, ряд исключений, когда РРО/ПРРО не нужен, предусмотрен в ст. 9 Закона об РРО. Там для наших «подотчетных» ситуаций наиболее интересны п. 4 (о проездных и перевозочных транспортных документах) и п. 9 (торговля физлицами на рынках). Но если будут покупать у юрлиц — также и п. 1 (продажа предприятиями собственной продукции за наличные через кассу с предоставлением квитанции к ПКО). А п. 6, освобождающий от РРО ФЛП-единщиков, фактически отсылает к п. 296.10 НКУ, в котором с 01.01.2022 осталась лишь гр. 1.

Кроме того, есть еще так называемый Перечень № 1336**, изданный КМУ на основании ст. 10 Закона об РРО, где приведены отдельные формы и условия деятельности, когда вместо РРО можно применять РК и КУРО. Но в нем преимущественно приведены специфические операции по розничной торговле (на селе и все такое), которые по большей части для подотчетных целей мало интересны. Но, в зависимости от специфики работы хозсубъекта, возможно, стоит ознакомить подотчетных лиц и с Перечнем № 1336, чтобы они знали, в каких именно случаях может выдаваться РК. В иных же случаях при расчете за товары, работы или услуги наличными или платежной карточкой подотчетное лицо должно получать от продавца фискальный чек РРО/ПРРО. Иначе возможны «тёрки» с фискалами по поводу «неподтвержденных» расходов.

** Утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2000 № 1336.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше