Темы статей
Выбрать темы

Лицензия на импорт горючего в таре до 5 л?

Павленко Алексей, налоговый эксперт
К нам обратился читатель со следующими вопросами. Нужно ли субъекту хозяйствования, который планирует импортировать в Украину горючее в потребительской таре емкостью 5 литров и меньше с целью дальнейшей реализации, приобрести лицензию для ввоза такого горючего? Предусмотрена ли какая-либо ответственность за осуществление импорта горючего в таре до 5 л без наличия лицензии? Давайте вместе поищем на них ответы.

«Горючее» или нет?

Чтобы убедиться, что товары, которые наш читатель собирается импортировать в до 5-литровой таре*, являются именно «горючим» в понимании Закона № 481**, регулирующего вопросы горючих лицензий, надо просмотреть коды УКТ ВЭД и наименования подакцизного горючего в специальной таблице в п.п. 215.3.4 НКУ. Ведь в последнем абзаце ст. 1 Закона № 481 установлено, что термин «горючее» употребляется в нем в значениях, приведенных в НКУ. А определение термина «горючее» в п.п. 14.1.1411 НКУ отсылает нас к упомянутому п.п. 215.3.4 НКУ. Обратите внимание, что к горючему отнесены в том числе растворители или разбавители на основе этанола, уайт-спирит и другие субстанции, которые часто бывают в мелкой таре и которые у кого-то могут с «горючим» даже не ассоциироваться.

* Здесь и в дальнейшем под «до 5-литровой» понимаем также и тару ровно 5 литров (то есть и горючее в 5-литровой таре). Налоговики этот момент трактуют либерально (см. БЗ 113.04).

** Закон Украины «О государственном регулировании…» от 19.12.95 № 481/95-ВР.

Лицензирование «мелкотарных» операций

Согласно ч. 21 ст. 15 Закона № 481:

Субъекты хозяйствования, осуществляющие розничную, оптовую торговлю горючим или хранение горючего исключительно в потребительской таре до 5 литров, лицензию на розничную или оптовую торговлю горючим или лицензию на хранение горючего не получают

Обращаем внимание, что в этой норме речь идет о таких операциях, как розничная, оптовая торговля горючим и хранение горючего «исключительно в потребительской таре до 5 литров». А вот операции по импорту горючего, к сожалению, здесь не упомянуты.

А в ч. 15 этой ст. 15 Закона № 481 есть общая норма, в которой указано, что импорт или экспорт горючего осуществляется при наличии у субъекта хозяйствования, который импортирует или экспортирует горючее, лицензии на право производства или хранения, либо оптовой или розничной торговли горючим.

Поскольку специальной лицензии для импорта горючего Закон № 481 не предусматривает, а лицензию на право оптовой, розничной торговли или хранения горючего в таре до 5 л получать не нужно, было бы логично утверждать, что и для импорта горючего в такой мелкой (до 5 л) таре не нужно наличие любой из упомянутых лицензий. Думаем, в ч. 21 ст. 15 Закона № 481 потому об импорте и не упоминается, что для импорта (и экспорта) специальная лицензия не предусмотрена!

Исключение здесь — только для хозсубъектов, которые производят горючее в таре до 5 л. Им лицензия на производство горючего нужна, а потому и для осуществления импорта или экспорта горючего им эта лицензия (на производство горючего) понадобится.

Однако налоговики, опираясь на нормы этих двух частей ст. 15 Закона № 481, делают фискальные выводы. Например, в действующей консультации в БЗ 113.04***, отвечая на вопрос относительно наличия лицензии для импорта горючего в потребительской таре до 5 л, они подчеркивают, что

*** Полный ее текст см. здесь: zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques

импорт горючего, независимо от емкости тары, осуществляется при наличии у хозсубъекта, который импортирует горючее, лицензии на право производства или хранения, либо оптовой или розничной торговли горючим

Аналогичный вывод фигурирует в ряде разъяснений: см., например, в письмах ГНСУ от 30.09.2020 № 4069/ІПК/99-00-09-03-03-06 и от 11.11.2020 № 4645/ІПК/99-00-09-03-03-06, а также в консультации, которая отдельно размещена на сайте ГНСУ (cv.tax.gov.ua/media-ark/news-ark/print-487660.html).

Казалось бы, что налоговики здесь четко заняли такую фискальную позицию. В то же время в более позднем письме ГНСУ от 14.06.2021 № 2390/ІПК/99-00-09-03-02-06 они уклонились от ответа на прямые аналогичные вопросы. Вряд ли это означает, что они изменят позицию на либеральную, но это письмо можно использовать, чтобы убедить судей в ненадобности лицензии. Хотя это — на крайний случай (когда прозевали), а так мы бы не советовали осуществлять импорт горючего в таре до 5 л без наличия хотя бы какой-то из упомянутых лицензий.

Какая именно лицензия нужна конкретному «до 5-л-импортеру», по-видимому, стоит решать исходя из того, что именно он будет делать с ввезенным горючим. Если будет его реализовывать, стоит приобрести лицензию на оптовую или розничную торговлю. Если есть и опт, и розница, по-видимому, лучше ориентироваться на тот вид торговли, который доминирует. Когда горючее будет импортироваться для собственных нужд — то упрощенную лицензию на хранение горючего. Впрочем, мы здесь исходим чисто из логики, а буквально для осуществления импорта достаточно наличия любой из упомянутых лицензий…

Если импортировали без лицензии

Если же фискальной проверкой будут выявлены операции импорта «до 5-л-горючего» без наличия любой из лицензий, считаем, что налоговики не смогут применить к импортеру любой из штрафов, предусмотренных в ст. 17 Закона № 481. Ведь именно за импорт горючего без лицензии штрафа Закон № 481 не предусматривает. Исходя из текста упомянутых консультаций, налоговики наличие какой-либо из упомянутых лицензий считают критичным только для целей импорта (ввоза в Украину) горючего в таре до 5 л. То есть для такого своеобразного контроля при импорте.

Не исключается и такая совсем фискальная позиция: что в случае импорта горючего в таре до 5 л лицензия на его продажу (хранение) становится как бы необходимой и для этих операций. И как итог — попытка применить штраф из ст. 17 Закона № 481 за торговлю (хранение) импортированным до 5 л горючим без лицензии. Весьма очевидно, что такой подход будет противоречить как нормам Закона № 481, так и упомянутым разъяснениям налоговиков, которые мы тоже считаем достаточно фискальными…

Имейте также в виду, что статья 164 КУоАП предусматривает санкции**** за деятельность без получения лицензии, если такая деятельность подлежит лицензированию согласно закону.

**** Штраф от 1700 до 3400 грн с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства, сырья и денег, полученных в результате совершения этого админнарушения, или без таковой.

Карантинный мораторий на админштрафы не распространяется. Но, как мы упоминали, налоговики считают, что наличие какой-то лицензии критично лишь для импорта (ввоза в Украину) горючего в таре до 5 л, а для торговли горючим (его хранения) в такой таре лицензия не нужна. А при таком подходе применение этого админштрафа будет некорректным, ведь деятельность по импорту (и экспорту) горючего лицензированию согласно закону не подлежит.

Но все-таки, учитывая позицию ГНСУ и возможные проблемы, мы не советуем осуществлять импорт горючего в таре до 5 л без наличия какой-либо из упомянутых лицензий.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше