Темы статей
Выбрать темы

Подарок ВСУ через благотворительный фонд: есть ли право на всю сумму расходов?

Децюра Сергей, налоговый эксперт
По материалам категории 102.12 Базы знаний*

* zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques&srch=bz2

Вывод документа

Если высокодоходник предоставляет благотворительную помощь неприбыльной организации, которая не содержится за счет госбюджета, то придется признать налоговую разницу

До начала войны если высокодоходник — плательщик налога на прибыль одаривал средствами неприбыльную организацию, например, ВСУ и другие вооруженные формирования или благотворительные организации, то он имел право включить в расходы только сумму предоставленной благотворительной помощи в размере, который НЕ превышает 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года. Сумму, которая превышает этот предел, он должен был исключить из своих расходов через разницу из п.п. 140.5.9 НКУ.

Как только началась война, законодатели решили дать право высокодоходникам, которые одаривают (денежными средствами и товарами) неприбыльные организации, включать в расходы всю сумму предоставленной благотворительной помощи.

Для этого они НКУ дополнили п.п. 69.6 подразд. 10 разд. XX, в соответствии с которым, на время действия ВП высокодоходник не будет применять разницу из п.п. 140.5.9 НКУ, то есть ориентироваться на 4 % предел расходов, если он будет одаривать конкретными активами определенных неприбыльщиков.

А именно, чтобы можно было в расходы включить всю сумму предоставленной помощи, высокодоходники должны:

во-первых, предоставлять в виде благотворительной помощи средства или товары, которые перечислены в п.п. 69.6 подразд. 10 разд. XX НКУ, а именно специальные средства индивидуальной защиты (каски, бронежилеты, изготовленных в соответствии с военными стандартами), технические средства наблюдения, лекарственные средства и медизделия, средства личной гигиены, продукты питания, предметы вещевого обеспечения, а также другие товары, выполнять работы, предоставлять услуги по перечню, который определяется Кабмином (такой перечень и до сих пор не утвержден). По сути, ориентироваться можно на Перечень, утвержденный постановлением Кабмина от 26.10.2016 № 758, хотя он и разработан не под ВП, а под проведение АТО;

во-вторых, получателями средств или вышеупомянутых товаров должны быть:

1) конкретные неприбыльные организации, а именно ВСУ, Нацгвардия, СБУ, Служба внешней разведки, ГНСУ, МВД, Управление госохраны, Госслужба спецсвязи и защиты информации, другие образованные в соответствии с законами Украины воинские формирования, их соединения, воинские части, подразделения и учреждения или организации, которые содержатся за счет средств государственного бюджета.

При этом чтобы действовало освобождение из п.п. 140.5.9 НКУ, средства и товары следует предоставлять вышеупомянутым субъектам для нужд обеспечения обороны государства и предоставления гуманитарной помощи с соблюдением требований законодательства Украины о гуманитарной помощи в связи с военной агрессией рашистов;

2) ГСЧС и/или заведения здравоохранения государственной, коммунальной собственности, и/или структурные подразделения по вопросам здравоохранения областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций.

Можно также просто перебросить средства на специальные счета, открытые Нацбанком для сбора средств. И тогда сумма таких средств под разницу из п.п. 140.5.9 НКУ не попадет.

При буквальном прочтении положений п.п. 69.6 п. 69 подразд. 10 разд. XX НКУ кажется, что когда высокодоходник одаривает неприбыльщиков, не упомянутых выше, то есть обычную благотворительную организацию, то он, как и в мирное время, должен сумму предоставленной им помощи включить в расходы в размере только 4 % прибыли прошлого периода.

Это, по сути, подтвердили и фискалы в разъяснении, которое комментируется. Они прямо заявили, что п.п. 69.6 подразд. 10 разд. XX НКУ дает право не применять разницу из п.п. 140.5.9 НКУ, только когда высокодоходник одаривает неприбыльные организации, которые внесены в Реестр неприбыльщиков и содержатся за счет средств госбюджета.

На наш взгляд, это не совсем так. Конечно, в выводах налоговиков есть зерно истины. Но оно касается только случая, когда высокодоходник одаривает саму благотворительную организацию, а потом благотворительная организация самостоятельно принимает решение, куда использовать полученные пожертвования. То есть сама определяет, кто будет бенефициарным получателем помощи.

В то же время на сегодняшний день много благотворительных организаций (фондов) собирают средства именно на помощь армии и, к тому же, на конкретные цели, например, на покупку бронежилетов, средств наблюдения и тому подобное. Так вот, если высокодоходник перечислит средства благотворительной организации, которая собирает средства именно по целевому назначению на помощь ВСУ, то возникает вопрос:

можно ли в данном случае включить всю сумму помощи в расходы или только в пределах 4 %?

Если опираться на выводы налоговиков, то освобождение от действия п.п. 140.5.9 НКУ здесь применить нельзя. Ведь средства дают не прямо ВСУ, а неприбыльной организации (благотворительному фонду), которая обычно не финансируется из бюджета.

На наш взгляд, здесь должна действовать немножко другая логика. Дело в том, что если читать п.п. 69.6 подразд. 10 разд. XX НКУ, то, чтобы не использовать п.п. 140.5.9 НКУ, средства или товары следует передать ВСУ в виде гуманитарной помощи с соблюдением требований законодательства Украины о гуманитарной помощи в связи с военной агрессией рф против Украины

А, чтобы это произошло, на наш взгляд, должна произойти следующая цепочка событий:

(1) высокодоходник ищет благотворительный фонд, который соглашается предоставить гуманитарную помощь ВСУ;

(2) высокодоходник передает благотворительному фонду средства или товары как гуманитарную помощь для ВСУ;

(3) благотворительная организация передает средства или товары по указанию высокодоходника ВСУ или другим неприбыльщикам, которые финансируются за средство государства

Почему в данном случае на такую операцию должен действовать п.п. 69.6 подразд. 10 разд. XX НКУ? Все дело в порядке предоставления гуманитарной помощи. А именно по правилам Закона № 1192**, чтобы предоставить гуманитарную помощь, донор (то есть лицо, которое выступает дарителем — в нашем случае высокодоходник) должен предоставить получателю помощи (например, благотворительной организации или фонду, которые внесены в Единый реестр получателей гуманитарной помощи) средства или товар, и тот должен передать его приобретателю гуманитарной помощи (например, юрлицу, которое ее требует и которому она непосредственно предоставляется).

** Закон Украины «О гуманитарной помощи» от 22.10.1999 № 1192-XIV.

Из этого выплывает, что когда высокодоходник будет передавать гуманитарную помощь (средства и товары) именно благотворительной организации или фонду для дарения ВСУ, то фактическим получателем такой помощи будет именно ВСУ, а не благотворительный фонд. А следовательно, будут выполняться все требования, необходимые для того, чтобы включить в расходы всю сумму предоставленной ВСУ помощи, а не только в размере 4 %.

Чтобы не применять в данном случае п.п. 140.5.9 НКУ, высокодоходник должен только оформить одаривание ВСУ через благотворительную организацию (фонд) именно как гуманитарную помощь. При этом активы, которые он будет дарить в виде гуманитарной помощи (если это не средства), должны попадать в перечень товаров, который содержится в п.п. 69.6 п. 69 подразд. 10 разд. XX НКУ (см. выше).

Хотя, как видим, фискалы имеют совсем другое мнение по этому поводу. Поэтому, наверное, чтобы отстоять право на расходы в полном объеме, а не в 4 %, высокодоходнику нужно будет отстаивать свою позицию и, возможно, делать это придется в суде. Поэтому тем высокодоходникам, которые не желают спорить с фискалами, лучше предоставлять благотворительную помощь напрямую неприбыльщикам, которые финансируются из госбюджета (в том числе и ВСУ), а не через благотворительную организацию (фонд).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше