Темы статей
Выбрать темы

Работаем с ПРРО: электронная печать одна на всех или электронная подпись на каждого кассира?

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
ФЛП имеет несколько торговых точек, на каждой из которых применяет ПРРО. Расчетные операции осуществляют наемные работники (кассиры). Достаточно ли в таком случае электронной печати ФЛП для всех его ПРРО или каждому кассиру необходимо иметь собственную электронную цифровую подпись?

Электронную печать ФЛП может использовать, только если он сам как кассир работает на ПРРО и больше никого к осуществлению расчетных операций на нем не привлекает. Кроме того, электронная печать может понадобиться ФЛП для применения в автоматах самообслуживания, в которых отсутствует кассир. При наличии у ФЛП наемных работников (кассиров), которые работают на ПРРО, у каждого из них должна быть собственная электронная подпись. При этом для ПРРО юрлиц таких ограничений законодательством не установлено.

Объясним свой ответ подробнее.

В первую очередь отметим, что для применения в ПРРО пригодны как квалифицированные, так и усовершенствованные электронные подпись и/или печать (последний абзац п. 7 ст. 3 Закона об РРО). Поэтому касаться проблемы токенизации здесь не будем, поскольку она никоим образом не влияет на вышеприведенный вывод. Для его понимания лучший проанализируем Закон об ЭДУ* в той части, где речь идет об электронной печати.

* Закон Украины «Об электронных доверительных услугах» от 05.10.2017 № 2155-VIII.

Что говорит Закон об ЭДУ. Итак, электронная печать — это электронные данные, которые добавляются создателем электронной печати к другим электронным данным или логично с ними связываются и используются для определения происхождения и проверки целостности связанных электронных данных (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона об ЭДУ).

А кто, собственно, такой создатель электронной печати, о котором упоминается в приведенном определении? Оказывается, им является юридическое (!!!) лицо, которое создает электронную печать (п. 40 ч. 1 ст. 1 Закона об ЭДУ).

Именно на этом основании налоговики в свое время (см. БЗ 301.04, которая действовала до 01.09.2020) предупреждали, что ИСД ГНС не предоставляет физическим лицам (в том числе предпринимателям и тем, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность) услуги по формированию сертификатов электронной печати.

В то же время они отмечали, что

с 01.08.2020 для применения в ПРРО может использоваться электронная печать ФЛП, создателем которой является такой ФЛП

Об этом шла речь в тогдашней (и идет речь в действующей) редакции ч. 5 ст. 13 Закона об РРО.

Иначе говоря, без внесения изменений в Закон об ЭДУ, который и доныне считает создателем электронной печати исключительно юрлицо, Закон об РРО позволяет ФЛП иметь электронную печать, причем только для применения ее в ПРРО. Поэтому с 01.08.2020 ФЛП может обратиться к ИСД ГНС (как и к любому другого предоставителю ЭДУ — см. БЗ 109.20) за получением электронной печати, которая будет применяться с указанной целью.

Допустим, ФЛП такую печать получил. Может, даже и не одну — это тоже разрешено. О такой возможности речь идет в Памятке о заполнении Регистрационной карточки для физического лица. В таком случае в поле «Электронная печать (для РРО) №» указывают последовательный номер электронной печати, то есть если печать получают впервые, указывают 1, если необходимо изготовить дополнительную печать, указывают 2 и т. д.

Но имеет ли ФЛП право раздать полученные печати своим продавцам (кассирам), чтобы те работали на ПРРО без получения собственных электронных подписей?

Что говорит ПРРОшная нормативка. На первый взгляд, никаких запретов для этого нет. Вот, например, в п. 7 разд. ІІ Порядка № 317* сказано, что лицо может осуществлять расчетные операции на ПРРО с использованием электронной подписи такого лица или электронной печати субъекта хозяйствования, на которого зарегистрирован ПРРО, после внесения данных о сертификатах в Реестр согласно этому Порядку при условии действительности соответствующего сертификата открытого ключа.

* Порядок регистрации, ведения реестра и применения программных регистраторов расчетных операций, утвержденный приказом Минфина от 23.06.2020 № 317.

Пункт 2 разд. ІV Порядка № 317 еще более конкретный: в ПРРО может использоваться усовершенствованная электронная печать юридического лица, физического лица — предпринимателя, создателем которой является такое лицо.

В то же время в том же пункте встречаем и следующее: использование в ПРРО электронной печати возможно при условии:

доступа к личному ключу печати только создателя (уполномоченного представителя создателя) электронной печати и

защиты такого ключа от несанкционированного доступа других лиц, и

— с соблюдением требований Закона об ЭДУ и Закона Украины «Об электронных документах и электронном документообороте».

То есть все перечисленные требования должны выполняться одновременно.

Как видите, пользоваться электронной печатью имеет право только создатель. Выше мы выяснили, что по Закону об ЭДУ им считается юридическое лицо, а по Закону об РРО быть создателем электронной печати может и ФЛП, однако лишь с целью использования ее в ПРРО.

А кто такой «уполномоченный представитель создателя»? Порядок № 317 не отвечает на этот вопрос. Зато он отсылает к Закону об ЭДУ, который, в свою очередь, упоминает об уполномоченном представителе создателя лишь там, где речь идет об электронной печати юридического лица (см. ст. 19, 20). И это понятно, ведь само по себе юрлицо действовать не может, оно действует через свой исполнительный орган (скажем, директора) или представителя.

А вот ФЛП в этом контексте априори не может иметь уполномоченного представителя создателя, поскольку создателем электронной печати для использования в ПРРО является он сам. Обратиться за предоставлением ЭДУ по формированию электронной печати он должен самостоятельно,

личный ключ электронной печати принадлежит именно ФЛП, и передавать его он не имеет права никому

Наемные работники ФЛП (продавцы, кассиры и тому подобное), невзирая на то, что они уполномочены им на осуществление расчетных операций на ПРРО, не могут считаться уполномоченными представителями создателя в контексте, который здесь рассматривается. Если же ФЛП предоставит доступ кому-нибудь из них к личному ключу, это приведет к компрометации такого личного ключа, который является одним из оснований для отмены квалифицированного сертификата открытого ключа субъектом, который выдал сертификат (п. 2 ч. 5 ст. 25 Закона об ЭДУ).

Как правильно ФЛП пользоваться электронной печатью. Собственно говоря, он может вообще обойтись без нее, если имеет электронную подпись. Однако и в таком случае ФЛП может по собственному желанию сгенерировать электронную печать и использовать ее, но только на том ПРРО, где он самостоятельно осуществляет расчетные операции, не передоверяя это больше никому

Специально генерировать электронную печать ФЛП нужно только для автоматов самообслуживания, в которых отсутствует кассир (БЗ 109.20). Как объясняют налоговики (БЗ 109.20), тип такого ПРРО, который следует указывать в разд. 4 «Данные о ПРРО» заявления о регистрации по ф. № 1-ПРРО — «Касса самообслуживания». Такой ПРРО должен быть установлен на конкретную хозяйственную единицу и использоваться по адресу, указанному в п. 3 этого заявления, при этом его приложение не предусматривает привлечения кассира.

Любые другие варианты использования ФЛП электронной печати в ПРРО будут противоречить действующему законодательству.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше