Вывод документа
«Карантинное» штрафное освобождение / мораторий (нормы п. 521 подразд. 10 разд. ХХ) не применяется с 27.05.2022 на период действия военного положения
Недавно мы с вами обсуждали вопрос, можно ли дальше рассчитывать на «карантинное» освобождение от штрафов (п. 521 подразд. 10 разд. XX НКУ). Или с этим освобождением уже «все плохо» (статья «Действуют ли во время военного положения «карантинные» освобождения от налоговых штрафов?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 49). Теперь имеем и разъяснение налоговиков по этому поводу.
Выводы, в принципе, ожидаемые. Фактически они говорят, что с 27.05.2022 уже не стоит рассчитывать на «карантинное» освобождение от штрафов. Потому что приоритет в вопросе применения штрафов имеет п. 69 подразд. 10 разделу ХХ НКУ. Впрочем, обратим внимание на несколько моментов.
1. Налоговики говорят, что норма о «карантинном» штрафном освобождении (п. 521 подразд. 10 разд. XX НКУ) не применяется с 27.05.2022 на период действия военного положения. В некоторых случаях это действительно так и будет работать. Но, отметим, что так обобщать не правильно.
Потому что на самом деле действие п. 521 подразд. 10 разд. XX НКУ с «карантинным» освобождением от штрафов никто на время военного положения не отменял и не приостанавливал. Речь о другом. Что у нас есть специальное правило на время военного положения (в п.п. 69.2 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ НКУ), блокирующее «карантинное» штрафное освобождение (!) по тем нарушениям, которые налоговики обнаруживают в ходе разрешенных во время военного положения проверок.
При этом с 27.05.2022 законодатель «создал условия» для распространения этого специального правила на более широкий спектр нарушений, поскольку:
— возобновил течение сроков подачи отчетности, уплаты налогов, сборов, регистрации НН/РК (обновленный п. 69.9 подразд. 10 разд. XX НКУ);
— разрешил проведение, в частности, всех без исключения камеральных проверок (обновленный п.п. 69.2 подразд. 10 разд. XX НКУ);
— принцип, по которому «карантинное» штрафное освобождение не применяется, если налоговики обнаруживают нарушение законодательства по итогу проверки, распространил на все разрешенные во время военного положения проверки, в том числе камеральные (обновленный п.п. 69.2 подразд. 10 разд. XX НКУ). Тогда как до этого он касался только фактических.
2. А на чем же базируется логика налоговиков? Налоговики считают, что п. 69 подразд. 10 разд. ХХ НКУ «превалирует» (имеет приоритет) над п. 521 подразд. 10 разд. XX НКУ.
Они смотрят на всю эту историю глобально. Дескать с 27.05.2022 законодатель ответственность привязал к таким категориям, как: «отсутствует возможность своевременно исполнять свою налоговую обязанность»; «имеется/возобновилась возможность своевременно исполнять свою налоговую обязанность». И освобождение от ответственности прописал именно для первого случая. А «карантинному» освобождению от ответственности здесь уже вроде бы нет места как таковому.
Мы с таким видением не согласны. Зачем выдумывать все это «превалирование». Когда у нас есть специальное правило на время военного положения (в п.п. 69.2 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ НКУ), говорящее, в каких случаях не применяется «карантинное» штрафное освобождение, — по тем нарушениям, которые налоговики обнаруживают в ходе разрешенных во время военного положения проверок.
3. Кто-то скажет, что это уже обычный формализм. Потому что
за нарушение, совершенные с 27.05.2022, во время военного положения налоговики действительно имеют возможность применять штрафы «по полной программе», если обнаружат их во время проверки
Но вот вам достаточно показательный пример — «самоштраф» при самостоятельном исправлении ошибок в декларации.
Налоговики намекают (смотрите, в частности, информационное письмо 3/2022), что «самоштрафа» не будет, только если исправление вписывается в рамки «специального» п.п. 69.1 подразд. 10 разд. XX НКУ. То есть исправляются ошибки военных периодов и такое исправление осуществлено до 25.07.2022.
А вот все остальные самоисправления:
(1) довоенных периодов;
(2) исправления военных периодов, осуществленные после 25.07.2022,
судя по подходу налоговиков, должны происходить с начислением «самоштрафа».
И это собственно яркая иллюстрация подхода, что «карантинное» штрафное освобождение (п. 521 подразд. 10 разд. XX НКУ) не применяется с 27.05.2022 на период действия военного положения.
Но на самом ли деле мы должны сейчас платить «самоштраф» за исправление ошибок довоенных периодов. В чем здесь глубокий смысл?
Мы бы, опять-таки, здесь не обобщали. А считали бы, что абзац п.п. 69.1 подразд. 10 разд. XX НКУ в отношении «самоисправлений» имеет ограниченный круг действия. Оно распространяется лишь на исправление ошибок военных периодов, осуществленное до 25.07.2022.
Если же исправление ошибок не вписывается в эту норму (исправляются ошибки довоенных периодов или ошибки военного периода, но уже после 25.07.2022), то к такому «самоисправлению» должны применяться общие нормы (в том числе «карантинное» освобождение от штрафов), а не норма п.п. 69.1 подразд. 10 разд. XX НКУ.
Но у налоговиков совсем другое — фискальное видение этого вопроса. Что «карантинное» штрафное освобождение с 27.05.2022 на период действия военного положения не применяется.
Следовательно, как видим,
налоговики приняли «самую фискальную» позицию в отношении применения штрафов начиная с 27.05.2022
Теперь ожидаем, что скажут суды по этому поводу.