Темы статей
Выбрать темы

Разрешительные документы во время войны: обновление!

Павленко Алексей, налоговый эксперт
В материале «Лицензии и документы разрешительного характера во время военного положения» в «Налоги & бухучет», 2022, № 25 мы уже рассматривали вопрос продления действия старых или необходимости получения новых лицензий и других документов разрешительного характера в период действия военного положения (ВП). С 11 мая КМУ внес изменения в посвященное этим вопросам постановление «Некоторые вопросы обеспечения осуществления хозяйственной деятельности в условиях военного положения» от 18.03.2022 № 314 (далее — постановление № 314). Поэтому возникла потребность возобновить эту тему.

Как мы уже вспомнили, в постановление № 314 был внесен ряд изменений постановлением КМУ от 03.05.2022 № 535, которые заработали с 11 мая.

Дальше изложим новую, измененную, схему работы с разрешительными документами (лицензиями, разрешениями, декларациями) во время ВП.

Старые документы действуют во время ВП «плюс» еще три месяца!

Напоминаем, что п.п. 5 п. 1 постановления № 314 сначала было установлено, что сроки действия действующих срочных лицензий и документов разрешительного характера автоматически продлеваются на период ВП.

Теперь в эту норму добавлено, что

сроки действия таких лицензий/разрешений продлеваются еще на три месяца со дня прекращения или отмены ВП. И периодические, очередные платежи по этим лицензиям/разрешениям также отсрочиваются полностью на весь этот срок

Еще раз повторим читателям такое наше мнение. Хотя постановление № 314 начало действовать с 19 марта, те лицензии и разрешения, срок действия которых закончился в период ВП, когда еще постановление не действовало — с 24 февраля до 18 марта, все равно должны считаться действующими. И теперь: в течение всего периода ВП и плюс три месяца. Считаем, такой вывод следует из содержания упомянутого п.п. 5 п. 1 постановления № 314. С учетом форс-мажора (войны) уполномоченные контролирующие органы не имеют «морального» права на применение фискального подхода к этому вопросу…

Алко/табачные/горючие лицензии. Вы уже знаете, что в ст. 18 Закона № 481*

добавлена норма, которой признаны на период ВП действующими лицензии, по которым в этот период не уплачен очередной платеж, и/или истек срок действия лицензии на: производство и обращение (торговлю) спирта, алко-напитков, табачных изделий и ЖЭС, производство, оптовую или розничную торговлю и хранение горючего. Там же указано, что обязанности в отношении уплаты очередных платежей / действия в отношении продления лицензии должны быть выполнены хозсубъектом в течение 30 дней, следующих за днем прекращения или отмены ВП.

* Закон «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, и горючего» от 19.12.1995 № 481/95-ВР.

В то же время считаем, что после внесения в п.п. 5 п. 1 постановления № 314 более либеральной нормы (в отношении «ВП плюс три месяца»), его можно распространить и на алко-, табачные и горючие лицензии. Ведь постановление № 314 «всеобъемлющее-всестороннее», да и отсутствуют любые ограничения в отношении применения его норм в алко/табачных/горючих сферах, которые регулируют нормы Закона № 481. Непрямое подтверждение для такого вывода найдете и в списках Госрегуляторной службы — см. ниже**.

** В то же время фискалы в свежей консультации (см. здесь: tax.gov.ua/media-tsentr/novini/585715.html) упоминают именно о «30 днях», «не замечая» постановление № 314

Итак, считаем, как обязанности по продлению действия лицензий с истекшим сроком во время ВП, так и обязанности уплатить очередные платежи по алко-/табачным/горючим лицензиям могут быть выполнены после прекращения ВП и плюс еще упомянутые три месяца после его прекращения.

Деятельность начали/корректируете во время ВП: декларация!

Напомним, до внесенных в постановление № 314 изменений его нормами предусматривалось, что в период действия ВП право на осуществление хоздеятельности может приобретаться хозсубъектами без получения разрешительных документов (разрешений, лицензий и тому подобное) на основании подачи в Минэкономики (а для охранной деятельности — в МВД) декларации об осуществлении хозяйственной деятельности (далее — декларация). Такая декларация должна содержать сведения, определенные в приложении 1 к постановлению № 314, обновленный перечень таких сведений см. ниже.

Формы и способы подачи: изменения. После изменений этих правил теперь

декларацию должны начать подавать не в Минэкономики, а в соответствующие органы лицензирования, разрешительные органы и субъектам предоставления публичных (электронных публичных) услуг

Указанные органы на своих официальных веб-сайтах размещают перечни поданных деклараций. Там же приводится информация о субъекте хозяйствования (форма, название/Ф. И. О.); вид хоздеятельности, который осуществляется на основании поданной декларации; место осуществления деятельности (если она ограничивается соответствующей территорией).

Напоминаем, что декларацию можно подать в электронной (через Единый государственный веб-портал электронных услуг) или бумажной форме.

Теперь уточнено, что в электронной форме декларацию через Портал Дія могут подавать ФЛП.

В отношении подачи декларации в бумажной форме также уточнено она подается через центр предоставления административных услуг (ЦПАУ) с дальнейшей передачей органам лицензирования, разрешительным органам и субъектам предоставления публичных (электронных публичных) услуг средствами Портала Дія. (После внесения информации в Портал Дія декларация возвращается заявителю.)

Минцифры в течение недели со дня вступления в силу этих изменений (то есть до 19 мая) должно было обеспечить техническую возможность подачи декларации. А до введения в эксплуатацию системы подачи деклараций через Портал Дія хозсубъекты подают декларации в то же Минэкономики*, которое передает их в соответствующие органы лицензирования, разрешительные органы и субъектам предоставления публичных (электронных публичных) услуг.

* Кроме хозсубъектов, которые осуществляют охранную деятельность и подают декларации в МВД.

Сведения декларации. В упомянутом приложении 1 к постановлению № 314 расширен перечень сведений, которые должны указываться в декларации.

Согласно его обновленной редакции в декларации теперь стало необходимо приводить следующие сведения (новые мы выделили жирным шрифтом):

— в отношении юрлица — кроме организационно-правовой формы, полного и сокращенного наименования, идентификационного кода согласно ЕГРПОУ и местонахождения, надо также приводить — контактный номер телефона, адрес электронной почты, Ф. И. О. руководителя юридического лица или его уполномоченного представителя;

— в отношении ФЛП — кроме Ф. И. О., регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и местожительства, также надо указывать — контактный номер телефона, адрес электронной почты;

— фактический адрес (адреса) осуществления хоздеятельности;

— название вида хоздеятельности / часть вида хоздеятельности, который осуществляется хозсубъектом, или информацию в отношении изменений, которые вносятся в разрешительный документ;

— название разрешительного документа (документов), на замену которого (которых) подана декларация или в который (которые) декларацией вносятся изменения;

— отметку о том, что хозсубъект ознакомлен с требованиями законодательства, которыми установлен исчерпывающий перечень требований к осуществлению хоздеятельности, которая подлежит лицензированию, получению разрешения, другого результата предоставления публичной услуги, на замену которого подана декларация, и обязывается их выполнять.

Кому лицензия, кому разрешение, кому декларация?

На что декларация «не пройдет». Постановлением № 314 (см. приложение 2) определен Перечень видов хозяйственной деятельности, которые не могут осуществляться на основании подачи декларации в условиях военного положения. Изменения, внесенные в постановление № 314, этого Перечня не коснулись! Поэтому изучайте этот Перечень, чтобы четко знать, какой документ нужен именно для вашего вида деятельности.

Напомним некоторые из этих «одиозных» видов-исключений, которые входят в Перечень: разные, связанные с ядерными и радиоактивными вещами; всяческие геологические изучения; специальное водопользование, использование лесных ресурсов; производство, ремонт, торговля огнестрельным оружием; перевозка пассажиров, опасных грузов и опасных отходов разными видами транспорта; производство лекарственных средств; банковская деятельность, деятельность по предоставлению финуслуг и услуг по инкассации; внешне-экономическая деятельность**, деятельность в отрасли телевидения и радиовещания и еще ряд других.

** Сбор за выдачу лицензии на экспорт (импорт) до прекращения ВП не взимается — постановление КМУ от 10.03.2022 № 241.

Госрегуляторная служба для удобства распределила эти исключительные виды деятельности на два отдельных списка и изложила их в Интернете:

— для которых необходимо получать лицензию см. здесь: bit.ly/39zKDMl

— для которых нужно разрешение, здесь: bit.ly/3wo6Wxr

Где можно сейчас обойтись декларацией. Все остальные виды деятельности, которые не попали в этот Перечень и которые во время действия ВП вы только собираетесь начать осуществлять или «откорректировать», можно временно узаконить для себя путем подачи декларации.

Повторим, мы считаем, что это касается и всех видов деятельности, которые подпадают под действие специального Закона № 481. Поэтому —

производство спирта, алко-напитков, табачных изделий и ЖЭС, горючего, а также оптовую и розничную торговлю этими товарами и хранение горючего можно начинать проводить во время действия ВП на основании поданной в соответствующий орган декларации

То есть — без получения лицензий!

Наши выводы подтверждены и Госрегуляторной службой, которая изложила перечни на осуществление видов деятельности, для которых сейчас необходима только декларация, и туда включены и алко-, табачные и горючие виды.

См. этот перечень здесь: https://bit.ly/3NkShsn

Однако, главные налоговики и здесь в отношении алко/табачных и горючих лицензий «не замечают» постановления № 314 и в свежих консультациях (БЗ 113.03 и 113.04) педалируют именно довоенный механизм получения и даже переоформления лицензий, установленный Законом № 481 (ср. ). И в этих консультациях никаких намеков нет на постановление № 314. /СМУРФЕЙС/ Конечно, фискалы не хотят отпускать из своих рук кусок такого «пирога», однако, считаем, сейчас надо учитывать и ситуацию в стране, и все действующие нормативы. Бизнес сейчас, как никогда, должен работать, а не быть так же, как и в прошлые времена, бюрократически зарегулированный…

Отметим также, что все лицензии и разрешения на виды деятельности, в том числе те, которые попали и в исключенияприложение 2), но действовали на начало ВП (на 24 февраля), все равно останутся действующими — даже если срок их действия во время ВП плюс три следующих месяца истечет и/или за ними не будут уплачены очередные платежи. Ведь нормативно действие всех таких разрешительных документов постановлением № 314 продлено на упомянутый увеличенный срок.

After the war

Напомним также, что согласно обновленному п. 3 постановления № 314 тем, кто будет работать по декларации, необходимо будет безотлагательно, но не позже трех (!) месяцев после отмены ВП обратиться в соответствующие органы лицензирования, разрешительные органы и к субъекту предоставления публичных (электронных публичных) услуг и получить соответствующие разрешительные документы.

В то же время напомним: в п.п. 4 п. 1 постановления № 314 установлено, что на период ВП останавливается течение сроков обращения за получением публичных услуг, определенных законодательством. Со дня прекращения или отмены ВП их течение продолжается с учетом времени, которое прошло до их остановки. Здесь, к сожалению, забыли о добавленных трех месяцах.

В конце отметим, что срок действия постановления № 314 был соответственно увеличен. Теперь оно будет действовать в период ВП и в течение трех месяцев со дня его прекращения или отмены.

Желаем вам успешного труда на благо Родины для нашей самой быстрой Победы!

Выводы

  • Сроки действия лицензий и документов разрешительного характера и сроки уплаты периодических, очередных платежей по этим лицензиям/разрешениям продлены на период ВП плюс еще на три месяца после его окончания.
  • Изменены правила подачи декларации об осуществлении хозяйственной деятельности, которая позволяет сейчас осуществлять без лицензий или разрешений ряд видов хоздеятельности. Теперь декларация должна подаваться (после обеспечения технической возможности) не в Минэкономики, а в соответствующие органы лицензирования, разрешительные органы и субъектам предоставления публичных услуг.
  • Был расширен перечень сведений, которые необходимо указывать в декларации. Перечень видов деятельности, которые нельзя осуществлять на основании декларации, оставлен без изменений.
  • Появилось подтверждение нашему выводу, что операции с алко-, табачными и горючим тоже можно сейчас временно осуществлять на основании поданной декларации — без получения лицензии.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше