Безвозмездные услуги для ВСУ и не только: можно ли без первички избежать НДС?

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Транспортное предприятие перевозит волонтерские грузы своими автомобилями для ВСУ и других военизированных формирований, а также для субъектов хозяйствования и гражданских, используя при этом свое горючее. Актов на предоставленные транспортные услуги нет совсем. Как списать горючее, зарплату водителям и тому подобное?

На самом деле ответ на ваш вопрос достаточно простой, если отнестись к нему формально. Как можно понять, ваше предприятие определенное время безвозмездно предоставляло транспортные услуги, причем разным категориям потребителей. Это, в свою очередь, приводило к разным налоговым последствиям, а именно:

безвозмездное предоставление услуг другим получателям, кроме тех, которые перечислены в абзаце четвертом п. 321 подразд. 2 разд. ХХ НКУ, для целей НДС является поставкой услуг (п.п. 14.1.185 НКУ). При этом НДС-обязательства по таким операциям начисляют исходя из минбази, которой для самостоятельно изготовленных услуг будет обычная цена (см. п. 188.1 НКУ);

зато безвозмездное предоставление любых услуг ВСУ, а также всем остальным структурам, перечисленным в абзаце четвертом п. 321 подразд. 2 разд. ХХ НКУ (Нацгвардии, СБУ, МВД, ГСЧС и тому подобное), не считается поставкой. Это значит, что при предоставлении услуг таким получателям не будет никакого минбазного НДС. И компенсирующие налоговые обязательства (НО) согласно п. 198.5 НКУ тоже начислять не надо. В связи с этим налоговики прогнозируемо требуют (БЗ 101.15), чтобы:

лица, которые осуществляют безвозмездное предоставление услуг, и лица, которые получают такие услуги, составляли на подтверждение первичные документы бухгалтерского учета в соответствии с Законом о бухучете

То есть должным образом оформленная первичка от указанных выше получателей безвозмездных услуг приобретает в таком случае особенный вес. Избежать минбазных и компенсирующих НО по НДС без нее — нельзя!

Однако, как следует из вопроса, никакого документального подтверждения хоть от кого-нибудь из получателей услуг вы не имеете. И это вполне понятно: в сложных военных условиях было не до того.

Таким образом, все предоставленные вами безвозмездно транспортные услуги подлежат обложению НДС в общем порядке, то есть исходя из их обычной цены. Иначе говоря, под налогообложение попадет не только материальная составляющая транспортной услуги (в частности, израсходованное горючее), но и все то, что войдет в калькуляцию этих услуг, в том числе и заработная плата водителей, начисления на нее и тому подобное.

При таких обстоятельствах ответ на ваш вопрос в отношении порядка списания горючего и зарплаты водителей не поможет решить ту проблему, которая действительно стоит перед вами, а именно:

можно ли самостоятельно оформить первичные документы так, чтобы под обложение НДС не попали те услуги, которые не должны облагаться налогом согласно п. 321 подразд. 2 разд. ХХ НКУ?

Наверное, вы опечалитесь, но, к сожалению, нет. Без внешней первички, которая бы подтверждала получение услуг ВСУ и другими аналогичными структурами, этого сделать не удастся. То есть внутренними (составленными и подписанными только вашим предприятием) первичными документами здесь не обойтись. И вышеприведенная четкая позиция налоговиков из БЗ 101.15 является потому подтверждением.

Можно, конечно, внутренней первичкой (например, путевыми листами) задокументировать пробег автомобилей и на этом основании списать израсодованное горючее. Другой внутренней первичкой — табелем учета рабочего времени — можно оформить выход водителей на работу и на этом основании начислить им заработную плату. Однако все это не заменит главного — двустороннего акта приема-передачи предоставленных услуг, оформленного в соответствии с Законом о бухучете. Ведь ваше сверхзадание — не просто отразить бухгалтерский доход, а в НДС-учете обоснованно доказать получение услуг именно ВСУ и/или другими военизированными формированиями, чтобы избежать начисления на эту сумму НО по НДС.

Поэтому если теперь существует хоть призрачная возможность указанный акт получить (например, подписать его где-то у «штабистов»), пренебрегать ею не стоит. А на будущее или добивайтесь оформленной должным образом первички, или облагайте НДС безвозмездные услуги, предоставленные всем получателям, или предоставляйте их исключительно за плату, или, в конце концов, временно прекратите деятельность…

Обратите внимание! Кроме ВСУ, в абзаце четвертом п. 321 подразд. 2 разд. ХХ НКУ перечислены и такие структуры, как Нацгвардия, СБУ, МВД, ГСЧС и тому подобные. Может случиться, что вы предоставляли транспортные услуги именно им, тогда стоит попробовать обратиться за оформлением двустороннего акта к их главным управлениям, которые в мирное время были в каждой области.

Если же получить надлежащую первичку вам не удастся, есть смысл подать ситуацию таким образом, чтобы из первички следовало, будто бы:

(1) безвозмездные транспортные услуги не предоставлялись;

(2) горючее было использовано в нехозяйственной деятельности, а

(3) заработную плату водителям начислили не за выполнение транспортных перевозок, а, скажем, за вспомогательные работы по поддержанию транспортных средств в надлежащем состоянии, техническое обслуживание, мелкий ремонт и тому подобное.

Что все это даст и как это сделать?

Во-первых, если безвозмездные услуги не предоставлялись совсем, то исчезают и проблемы с их налогообложением. Правда, при таких условиях из-под налогообложения выпадет весь объем предоставленных услуг, а не только тот, который должен был не облагаться налогом согласно абзацу четвертому п. 321 подразд. 2 разд. ХХ НКУ (ср. ). Поэтому систематически использовать наш совет все же не стоит. Такое можно сделать один раз — и то от полной безысходности.

Во-вторых, если стоимость использованного горючего списать на нехозяйственную деятельность (для этого полностью достаточно внутреннего акта на списание), без начисления компенсирующих НО по НДС по п. 198.5 НКУ обойтись все же не удастся. Однако сумма НДС будет при этом значительно меньшей, чем вам пришлось бы уплатить из всей стоимости безвозмездно предоставленных транспортных услуг при отсутствии документального подтверждения их предоставления.

В-третьих, начисление заработной платы водителям в любом случае на НДС-учет никак не повлияет. И в отношении налога на прибыль тоже никаких опасений быть не должно: корректирующие разницы при этом не возникают.

Кстати, есть еще такой выход из ситуации:

стоимость горючего и зарплату водителей, которая приходится на безвозмездные транспортные услуги, включить в себестоимость оплатных транспортных услуг

Правда, это можно сделать лишь в случае, если вы в этот период предоствляли услуги за компенсацию. Тогда на перерасходы горючего компенсирующие НО по НДС можно не начислять, мотивируя это тем, что их стоимость включена в стоимость продажи другой готовой продукции (товаров/услуг), которая используется в налогооблагаемых операциях, связанных с получением доходов (см. письмо ГНСУ от 22.07.2020 № 2993/ІПК/99-00-05-05-02-06). Понятно, этим вариантом можно воспользоваться, если объемы оплатных и безвозмездных услуг более-менее сопоставимы.

О налоге на прибыль в таком случае переживать тоже не стоит, поскольку НКУ не предусмотрена корректировка финансового результата до налогообложения по операциям от списания сверхнормативных расходов горючего по техническим причинам.

Надеемся, вы с наименьшими потерями выпутаетесь из ситуации, в которую попали.

Все будет Украина!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше