Темы статей
Выбрать темы

Переименовали улицу: ваши действия

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Улицы городов и поселков по понятным причинам переименовывают. Что именно, как и в какие сроки в связи с этим надо сделать юридическим лицам, ФЛП и даже обычным физлицам? Читайте в статье.

Конечно, переименование топонимов в населенных пунктах затрагивает и рядовых граждан. Однако от них это потребует минимум усилий. Поэтому с них и начнем.

Для физлиц, не зарегистрированных как ФЛП

К счастью, им ни в коем случае не придется ни обменивать паспорт, ни получать новую справку о присвоении так называемого идентификационного номера, ни вносить изменения в правоустанавливающие документы на квартиру, ни перезаключать договоры с предоставителями коммунальных услуг, банками и т. п. Одним словом, ничего делать не нужно. Потому что

совершение каких-то неотложных действий в связи с переименованием улиц действующее законодательство от обычных граждан не требует

Остальные подробности и ссылки на нормативку, которые практически не потеряли своей актуальности, см. в «Налоги & бухучет», 2016, № 79 (i.factor.ua/ukr/journals/nibu/2016/october/issue-79/article-22139.html). Из свеженького — с тем же либеральным выводом — предлагаем вот это разъяснение (legalaid.gov.ua/publikatsiyi/zminylasya-nazva-vulytsi-yaki-dokumenty-dovedetsya-pereoformyty).

Вы спросите: а когда-то же все равно «физики» должны привести свои документы в соответствие с новыми названиями улиц? Возможно, и так. Но, повторим, специально ничего делать не надо. Все произойдет само собой с наступлением каких-то значимых юридических событий в вашей жизни или заключением сделок в отношении вашего недвижимого имущества.

Скажем, вы когда-то надумаете продавать квартиру. Ваши старые документы ни в каких правках при этом не будут нуждаться, ведь указание в них адресов объектов недвижимого имущества, которые существовали до переименования объектов топонимики населенных пунктов, не влияет на содержание права собственности и действие этих документов (см. письмо Минюста от 21.06.2016 № 21413/677-0-2-16/8). Однако в документах на нового собственника уже будет прописан переименованный адрес приобретенной им недвижимости.

Или, например, у вас возникнет необходимость сменить фамилию в случае заключения или расторжения брака. В таком случае одновременно с заменой паспорта вам внесут изменения в него в отношении нового названия улицы, где вы зарегистрированы.

И вот тогда — внимание! — после внесения в документ, который удостоверяет лицо, ведомостей о переименовании улиц (проспектов, бульваров, площадей, переулков, кварталов и т. п.), вы должны подать в ГНИ Заявление по ф. № 5ДР или по ф. № 5ДРП (см. БЗ 116.09 — zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques). То же самое касается и владельцев паспорта в виде ID-карты — им внесут изменения в бесконтактный электронный носитель и выдадут извлечение из реестра территориальной громады, связанный с изменением названия улицы. Подать соответствующую форму надо в месячный срок. Вместе с тем сейчас штрафные санкции к физическим лицам за неподачу или нарушение сроков подачи информации для формирования ГРФЛ отменены.

Представим, что вы такое заявление в свою ГНИ не подали. Или и до сих пор пользуетесь паспортом с непереименованной «пропиской».

Какой адрес указывать в декларации об имущественном состоянии и доходах, если у вас возникнет обязанность (или желание) такую декларацию подать?

Налоговики отвечают: нужно указать актуальные данные об адресе места жительства, по которому осуществляется переписка с плательщиком и по которому они могут прислать налоговое уведомление-решение (БЗ 103.24 — zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques). Иначе говоря, старый адрес в паспорте (и/или документах на недвижимость) не может быть препятствием, во-первых, для выполнения вами своих налоговых обязанностей и, во-вторых, для идентификации вас налоговиками по новому адресу без каких-либо дополнительных шагов с вашей стороны. В налоговой отчетности, как и где бы то ни было еще, вы имеете право указывать новый адрес.

Для ФЛП и юрлиц

По большому счету, таким же должен быть подход и для этих двух категорий налогоплательщиков. Ведь после переименования улицы они тоже физически никуда не перемещаются. Более того, между старым и новым названиями улицы существует взаимно однозначное соответствие, оно установлено решением местного совета о переименовании того или иного топонимического объекта, поэтому любой, кому известен старый адрес, имеет возможность найти вас по новому.

Вместе с тем, традиционно сложился несколько другой подход к вопросу, должны ли «юрики» и ФЛП совершать какие-то действия, связанные с переименованием улицы. Дело в том, что первоисточником информации о подавляющем большинстве юридических лиц, а также о физлицах-предпринимателях является ЕГР*, в котором содержатся данные, в частности, и о местонахождении юрлица и ФЛП (ст. 9 Закона № 755**).

* Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований.

** Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» от 15.05.2003 № 755-IV.

Ведомости из ЕГР используются для идентификации лиц (как юридических, так и ФЛП), в том числе при проведении ими хозяйственной деятельности. Именно этим объясняется необходимость поддержания таких ведомостей в актуальном состоянии путем внесения в ЕГР новых названий (после переименования) скверов, бульваров, улиц, переулков, подъемов, проездов, проспектов, площадей, набережных, мостов, других объектов топонимики населенных пунктов. Вместе с тем

Закон № 755 не устанавливает предельного срока для обновления ведомостей, которые содержатся в ЕГР

Поэтому когда их обновлять — решать вам. Наш совет: вносить изменения в отношении названия улицы в ЕГР можно в общем порядке при внесении изменений в составе участников (учредителей), подтверждении данных о бенефициарах и т. п. — для юрлиц, изменении фамилии, имени, отчества — для ФЛП.

К кому обращаться. В условиях военного положения (ВП), учитывая необходимость обеспечения достоверности ведомостей ЕГР, Министерством юстиции реализована возможность проведения наиболее срочных регистрационных действий, в частности государственной регистрации изменения местонахождения юридического лица и изменения ведомостей о ФЛП.

Впрочем, круг регистраторов, которые предоставляют такие услуги, ограничен. Минюст постоянно обновляет соответствующий перечень (см. последнюю информацию по ссылке minjust.gov.ua/news/ministry/onovleno-perelik-subektiv-yakim-v-umovah-voennogo-stanu-provoditsya-derjavna-reestratsiya-yuridichnih-osib-ta-fop). «Юрикам» придется обращаться к госрегистратору лично или по почте. К сожалению, подать в электронном виде документы для внесения изменений в ЕГР им пока не удастся. Поскольку ни портал «Он-лайн дом юстиции» (online.minjust.gov.ua), ни «Дія» (guide.diia.gov.ua) такой возможности пока что не дают. А вот ФЛП с недавних пор могут сделать это и через «Дію» (diia.gov.ua/services/zminennya-danih-fop). Стоимость такой услуги — 190 грн.

Какие документы подавать. Если еще и до сих пор у кого-то из юрлиц адрес местонахождения прописан в учредительных документах, самое время убрать его оттуда и заодно внести соответствующие изменения в ЕГР о новом названии улицы. Для этого подаете госрегистратору:

— протокол/решение общего собрания участников/акционеров/собственников;

— новую редакцию учредительных документов юрлица в одном экземпляре, который остается в регистрационном деле и юрлицу не возвращается. Подписи на протоколе/решении и на уставе заверяются нотариально;

— заявление по форме 2, утвержденной приказом Минюста от 18.11.2016 № 3268/5;

— оригинал или копию нотариально удостоверенной доверенности на осуществление регистрационных действий (если документы будет подавать уполномоченный представитель юрлица). Если документы подает директор или представитель, внесенный в ЕГР, то доверенность не нужна.

Юрлицам, которые будут вносить изменения в ЕГР без обновления информации о местонахождении в уставе, достаточно двух последних документов. Физлицам-предпринимателям — тоже, правда заявление должно быть по форме 1.

Надо ли платить админсбор. Административный сбор не взимается за проведение госрегистрации изменения местонахождения юридического лица, местожительства физического лица в связи с изменением названия (переименованием) скверов, бульваров, улиц, переулков, подъемов, проездов, проспектов, площадей, набережных, мостов, других объектов топонимики населенных пунктов (абзац четырнадцатый ч. 1 ст. 36 Закона № 755).

Сделаем промежуточный вывод:

для юрлиц и ФЛП, которые решат позаботиться об актуализации своего местонахождения, начинать надо с внесения соответствующих изменений в ЕГР

Именно этот шаг, а не принятие местным советом решения о переименовании улицы, будет отправной точкой для ваших дальнейших действий. Поэтому только после того, как в ЕГР появится ваш переименованный адрес, время призадуматься над тем...

...чего можно не делать

Учет как налогоплательщика. По разъяснению из БЗ 116.06 (zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques), налогоплательщики, сведения о которых:

включаются в ЕГР (а это подавляющее большинство юрлиц и все без исключения ФЛП), не подают никаких заявлений налоговикам в отношении внесения изменений в их учетные данные. Вся необходимая информация поступит в ГНИ от госрегистратора в автоматическом режиме. Иначе говоря, почти всем налогоплательщикам, кроме тех, о которых речь идет ниже, с налоговой общаться не придется;

не включаются в ЕГР, должны подать в налоговую по местонахождению/местожительству заявление по ф. № 1-ОПП (для юридических лиц и обособленных подразделений), ф. № 5-ОПП (для лиц, которые ведут независимую профессиональную деятельность) или заявление нерезидента по ф. № 1-ОПН (для иностранной юридической компании, организации или ее обособленного подразделения) с информацией об изменениях. Сделать это нужно в течение 10 календарных дней со дня внесения изменений в документы, которые подаются такими плательщиками для постановки на учет в ГНИ.

Учет как плательщика ЕСВ. Плательщики ЕСВ, на которых распространяется действие Закона № 755, тоже не обязаны ничего делать. А вот те, на которых действие Закона № 755 не распространяется, в случае изменения местонахождения, местожительства обязаны в десятидневный срок со дня возникновения соответствующих изменений подать в контролирующий орган заявление по ф. № 1-ЄСВ или № 12-ЄСВ с примечанием «Изменения» (п. 5 разд. ІІІ Порядка учета плательщиков ЕСВ, утвержденного приказом Минфина от 24.11.2014 № 1162). К заявлению прилагаются заверенные копии документов, которые подверглись изменениям.

НДС-перерегистрация. Если произошло переименование названий улиц, городов, поселков, изменение почтовых индексов и т. п., перерегистрация плательщика НДС не осуществляется. Это подчеркивают и налоговики в 101.02 БЗ (zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques). Они прямо заявляют, что в таком случае

регистрационное заявление по форме № 1-ПДВ с отметкой «Перерегистрация» в контролирующий орган не подается

И это хорошо. А влияет ли изменение адресных данных налогоплательщика на реквизиты его электронного счета в СЭА НДС? Нисколько. То есть номер счета остается неизменным, поскольку он никоим образом не привязан к месту осуществления деятельности плательщиком НДС. Это подчеркивают и фискалы в 101.17 БЗ (zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques).

Фонд соцзащиты лиц с инвалидностью. Очевидно, что после переименования улицы реальное местонахождение налогоплательщика не изменилось. А следовательно, не изменилось и отделение Фонда, в котором он стоит на учете. В этом случае Фонд позволяет не подавать регистрационное заявление. Сообщить об изменении местонахождения можно при подаче очередного отчета по ф. № 10-ПОІ в Фонд, в котором нужно будет просто указать новый адрес (см. письмо Фонда от 27.05.2016 № 1/3-81/02-01).

Разрешительные документы. Изменение местонахождения юридического лица или местожительства физического лица — предпринимателя не являются основаниями для переоформления документа разрешительного характера. Об этом прямо указано в ч. 8 ст. 41 Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 № 2806-IV. Вместе с тем нужно помнить, что действие этого Закона не распространяется на отношения в сфере лицензирования хозяйственной деятельности. Поэтому о лицензии — разговор отдельный (см. ниже).

...и что делать все же придется

Реестр плательщиков ЕН. В случае изменения налогового адреса, а также места проведения хозяйственной деятельности единоналожник должен внести эту информацию в реестр плательщиков ЕН. Для этого:

ФЛП групп 1 и 2 должны подать заявление* не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошли такие изменения (п. 298.5 НКУ);

юрлицо или ФЛП группы 3 — не позднее последнего дня квартала, в котором произошли такие изменения (п. 298.6 НКУ).

* По форме, утвержденной приказом Минфина от 16.07.2019 № 308.

Изменения попадут в реестр плательщиков ЕН в день подачи заявления (п. 299.8 НКУ).

Обратите внимание! Об изменении налогового адреса юрлица или ФЛП можно говорить лишь после внесения изменений в ЕГР. Поэтому пока вы переименованный адрес в ЕГР не внесете, обязанность корректировать его в реестре ЕН не возникает. А вот откорректировать адрес(-а) места ведения деятельности можно сразу после принятия местной властью решения о переименовании. Вместе с тем сроки подачи таких заявлений должны на время ВП быть приостановлены на основании п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.

Лицензии. По общему правилу, лицензиат обязан уведомлять орган лицензирования о всех изменения данных, указанных в заявлении, документах и ведомостях, которые прилагались к заявлению о получении лицензии, в течение срока, установленного лицензионными условиями. Если же лицензионные условия отсутствуют, это надо сделать в течение одного месяца со дня, следующего за днем наступления изменений (ч. 2 ст. 15 Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 № 222-VIII). Итак,

лицензиат обязан уведомить орган лицензирования об изменении названия области, района, города или улицы, но это не является основанием для переоформления лицензии

Именно такой вывод сделан в письме ГНСУ от 29.03.2021 № 1232/ІПК/99-00-09-03-02-06. И он справедлив в отношении всех лицензий, которые оформляются согласно вышеупомянутому Закону.

Вместе с тем в случае изменения ведомостей, указанных в алкотабачногорючих лицензиях (в частности местонахождения или местожительства, адреса места торговли в связи с переименованием населенного пункта, улицы и т. п.), нужно руководствоваться нормами специального Закона № 481*, который требует переоформления таких лицензий. Порядок переоформления одинаков для всех алкотабачногорючих лицензий (см. БЗ 113.01 — zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques, БЗ 113.02 — zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques и БЗ 113.03 — zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques).

* Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, и горючего» от 19.12.95 № 481/95-BP.

Для этого субъект хозяйствования обязан в месячный срок со дня внесения таких изменений обратиться в орган, который выдал лицензию, с заявлением произвольной формы. Причем не исключено, что фискалы будут считать его от даты решения местной власти о переименовании улицы. Поэтому в этом случае с внесением изменений в ЕГР лучше не медлить. Потому что нарушение сроков обращения в орган лицензирования в отношении изменения сведений, указанных в лицензии, является основанием для ее аннулирования (ч. 24 ст. 3, ч. 52 ст. 15 Закона № 481).

Вместе с тем установленные в Законе № 481 сроки на время ВП приостанавливаются согласно п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. То есть внести изменения в лицензию можно не в месячный срок со дня внесения таких изменений, а в месячный срок после окончания ВП.

Переоформленную лицензию должны выдать на протяжении трех рабочих дней со дня получения заявления. Хотя поскольку остановка сроков действует в обе стороны, то может произойти, что переоформленную лицензию вам выдадут в течение 3 рабочих дней после окончания ВП.

Обратите внимание! Подача заявлений на оформление таких лицензий через Электронный кабинет уже реализована (см. БЗ 113.04 — zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques). А вот в отношении возможности подачи заявлений на переоформление лицензий в электронном виде налоговики молчат. Несмотря на это, попробовать можно.

Перерегистрация РРО/ПРРО/КУРО/РК. Два замечания, общих для всех ситуаций, описанных в этом подразделе. Во-первых, подать регистрационные заявления, о которых речь идет ниже, можно также в электронной форме. Во-вторых, норма в отношении приостановки сроков из п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ касается и сроков, определенных РРОшным законодательством. То есть с подачей перерегистрационных заявлений можно, вообще-то, до конца войны и не спешить. А теперь собственно о перерегистрации.

Для перерегистрации РРО в случае переименования районов в городах, скверов, бульваров, улиц, переулков, проездов, проспектов, площадей, набережных, мостов или других объектов топонимики населенных пунктов по решению органов местного самоуправления, субъект хозяйствования подает в налоговую по месту регистрации РРО:

— регистрационное заявление с отметкой «Перерегистрация»;

— регистрационное удостоверение.

После получения такого заявления контролирующий орган выдает новое регистрационное удостоверение (п. 2 гл. 3 разд. ІІ Порядка регистрации РРО). Подробности этой процедуры описаны в БЗ 109.06 (zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques).

Для перерегистрации КУРО/РК тоже подают регистрационные заявления с отметкой «Перерегистрация» и собствено КУРО/РК (п. 1 гл. 2 разд. ІІ, п. 8 гл. 1 разд. ІІІ Порядка регистрации РК, КУРО*). Соответствующие процедуры описаны в БЗ 109.07 здесь — zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques и здесь — zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques.

* Оба Порядка утверждены приказом Минфина от 14.06.2016 № 547.

На ПРРО регистрационное свидетельство не оформляется, поэтому и перерегистрировать ПРРО в случае изменения адреса субъекта хозяйствования, связанного с переименованием улицы, не придется. А вот

если изменения затрагивают адрес хозяйственной единицы, где используется ПРРО, без его перерегистрации не обойтись

Соответствующая норма содержится в п. 8 разд. II Порядка регистрации ПРРО, утвержденного приказом Минфина от 23.06.2020 № 317 (ср. ). Для этого подается заявление по форме № 1-ПРРО (идентификатор формы J/F 1316604) с отметкой «Перерегистрация». Остальные детали этой процедуры описаны в БЗ 109.20 (zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques).

Форма № 20-ОПП. Если произошло переименование названия города, улицы и т. п., где размещены объект налогообложения, то налогоплательщик должен предоставить в контролирующий орган по основному месту учета уведомление по ф. № 20-ОПП с обновленной информацией о таком объекте налогообложения. При этом в разд. 3 ф. № 20-ОПП следует указать новое местонахождение такого объекта.

Для субъектов хозяйствования, которые обязаны использовать РРО/ПРРО, в случае переименования названия города, улицы и т. п., где размещена хозяйственная единица, в которой применяется РРО/ПРРО, уведомление по ф. № 20-ОПП подается с целью избежания расхождений между сведениями в отношении местонахождения этой хозяйственной единицы (БЗ 116.11 — zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques). Подать ф. № 20-ОПП можно средствами электронной связи в электронной форме.

Обратите внимание! В отношении сроков подачи такого уведомления налоговики указывают, что ф. № 20-ОПП нужно подать в течение 10 календарных дней со дня внесения изменений в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество. Однако, как мы выяснили выше,

вы не обязаны вносить никаких правок в отношении нового адреса вашего объекта недвижимости в Госреєстр вещных прав

Причем этот вывод распространяется не только на «физиков», но и на «юриков». Более того, сейчас действующее законодательство не упоминает о возможности внесения таких изменений по заявлению собственника и не содержит соответствующей процедуры. Иначе говоря, разъяснение налоговиков в этой части — чистейшая выдумка, поэтому никаких сроков вы не пропустите.

Более того! Во время действия ВП о каком-либо нарушении сроков не может быть и речи вообще. Если необходимость подачи ф. № 20-ОПП приходится на период действия ВП, то подать такую форму нужно в течение 10 дней после окончания ВП. Изменится ли эта норма после вступления в силу закона, принятого на базе законопроекта от 10.05.2022 № 7360 (сейчас он направлен на подпись Президенту), читайте в материале этого номера, посвященном нововведениям указанного закона.

Электронная подпись. Данные о местонахождении юрлица/ФЛП содержатся в информации, которая прописана в сертификате открытого ключа. Поэтому после изменения адреса местонахождения в связи с переименованием объекта топонимики вам придется отменить действующие ключи (с предыдущим адресом) и сгенерировать новые.

При этом, чтобы использовать новые ключи при подаче отчетности, на сегодня достаточно просто подать фискалам любой электронный документ с наложением на него новой электронной подписи. Старая электронная подпись аннулируется автоматически после того, как вы подадите заявление о ее отмене.

Чтобы новыми ключами без проблем подписывать отчетность, придется также переподать еще и Уведомление о предоставлении информации в отношении квалифицированной электронной подписи.

Такой подход касается также ПФУ и Госстата. А вот чтобы в дальнейшем подавать в электронном виде документы в Фонд соцстрахования (заявления-расчеты, уведомления о выплате средств застрахованным лицам и т. п.), нужно его уведомить о новых ключах.

Банк. Субъект хозяйствования обязан уведомлять банк о внесении изменений в ведомости о нем, которые содержатся в ЕГР, и учредительные документы юридических лиц в порядке, определенном договором банковского счета (п. 22 разд. ІІ Инструкции, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 № 492). Поэтому чтобы узнать, как и в какой форме вы должны уведомить свой банк в случае переименования улицы, загляните в договор с ним.

Контрагенты. Здесь тоже все базируется на договорных началах. Если в каком-то из договоров прописана ваша обязанность уведомлять контрагента об изменении местонахождения, вы должны выполнить такие требования. А вообще, желательно самостоятельно проинформировать всех контрагентов об изменении собственного местонахождения, чтобы избежать недоразумений.

Выводы

  • Если вследствие переименования объекта топонимики изменился адрес, рядовым гражданам ничего делать не придется.
  • А вот «юрики» и ФЛП должны внести изменения в ведомости ЕГР о местонахождении, подав заявление субъекту госрегистрации (причем без уплаты админсбора). Сроки внесения таких изменений в ЕГР законодательством не установлены.
  • После этого обращаться в контролирующие органы с целью изменения учетных данных как плательщика налогов и ЕСВ, проводить НДС-перерегистрацию, обновлять разрешительные документы и большинство лицензий (за исключением алкотабачногорючих) им не нужно.
  • Вместе с тем единоналожники должны внести изменения в ЕН-реестр, РРОшники — перерегистрировать РРО/ПРРО/КУРО/РК, все субъекты хозяйствования — подать ф. № 20-ОПП с обновленной информацией об адресах своих объектов налогообложения.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше