Темы статей
Выбрать темы

Списываем уничтоженное войной имущество: нужен ли сертификат о форс-мажоре?

Солошенко Людмила, налоговый эксперт
Информационное письмо Восточного межрегионального управления ГНС по работе с КНП от 06.05.2022 // evp.tax.gov.ua/media-ark/news-ark/582117.html

Вывод документа

По мнению налоговиков, отражение стоимости уничтоженного войной имущества в налоговых расходах возможно: (1) на основании соответствующих первичных документов, (2) при условии проведения обязательной инвентаризации и (3) при наличии сертификата о форс-мажорных обстоятельствах (обстоятельствах непреодолимой силы)

В письме контролеры сообщили, при каких условиях стоимость уничтоженного войной имущества может быть отражена в налоговых расходах. По мнению фискалов, для правомерного формирования налоговых расходов в этом случае, помимо инвентаризации и подтверждающей первички, еще необходим сертификат о форс-мажоре. Неужто налоговики и впрямь считают, что отразить стоимость уничтоженного войной имущества в расходах в налоговом учете можно при условии наличия сертификата, подтверждающего форс-мажорные обстоятельства?

Действительно, война — это форс-мажор (о чем сообщалось в письме ТПП от 28.02.2022 № 2024/02.0-7.1, размещенном на сайте ТПП, см. ucci.org.ua/uploads/files/621cba543cda9382669631.pdf). Причем по разъяснениям ТПП, это письмо можно распечатать и использовать для подтверждения форс-мажорных обстоятельств (ucci.org.ua/press-center/ucci-news/protsedura-zasvidchennia-fors-mazhornikh-obstavin-z-28-02-2022). Но, видно, такого общего письма от ТПП фискалам не достаточно — для сохранения налоговых расходов им подавай сертификат.

Хотя на самом деле никаких подобных требований НКУ не выдвигает. В вопросах списания имущества (товаров) НКУ ориентирован на бухучет. А для бухучета важен именно сам факт уничтожения активов. Так как по бухучетным правилам ТМЦ подлежат списанию, если перестают отвечать критериям активов — независимо от причины их уничтожения. Ведь в бухгалтерском учете списание, вызванное уничтожением в связи с войной, ничем не отличается от списания при любом другом уничтожении — в любом случае стоимость уничтоженных товаров, перестающих отвечать критериям активов, относят на расходы. Так что

для списания активов важен, прежде всего, сам факт их уничтожения (а не его причина — форс-мажор)

Поэтому, считаем, что для списания уничтоженного имущества (и отнесения его стоимости на расходы в бухгалтерском и налоговом учете) достаточно обычной подтверждающей первички: актов на списание, а также документов компетентных органов — акта (справки) органов МВД (полиции)/органов ГСЧС (пожарников) об уничтожении имущества.

Кстати, эти же документы помогут обосновать и неначисление НДС. Ведь по товарам (приобретенным с НДС), уничтоженным (утраченным) вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы во время военного положения (независимо от того, когда такие товары были приобретены — до или во время войны), НК никак не корректируется и компенсирующие НО по п. 198.5 НКУ не начисляются (п. 321 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Причем сертификата в этом случае налоговики не требуют (см. разъяснение km.tax.gov.ua/media-ark/news-ark/579907.html и БЗ 101.15). Подробнее об уничтожении имущества см. статью «Имущество и/или документы уничтожены: как быть?» в «Налоги & бухучет», 2022, № 26 .

Что примечательно, в прежних разъяснениях, касающихся, в частности, уничтожения имущества на временно оккупированной территории, таких условий налоговики не выдвигали. А разъясняли, что стоимость уничтоженного товара и понесенных убытков на временно оккупированной территории, учитывается в составе расходов по правилам бухучета и уменьшает объект обложения налогом на прибыль в соответствующем отчетном периоде (вопрос 32 разъяснения ГНСУ от 07.04.2022 // tax.gov.ua/media-tsentr/novini/578879.html, БЗ 102.02).

Да и, по правде, подтверждение форс-мажора важно не для расходов (как это пытаются преподнести налоговики), а, в первую очередь, для освобождения от ответственности (ч. 1 ст. 617 ГКУ; ч. 2 ст. 218 ХКУ). Поскольку форс-мажор освобождает от ответственности по договору (санкций: штрафов, пени и т. п.). Тогда как от выполнения договорных обязанностей форс-мажор не освобождает. Подробнее о форс-мажоре см. статью «Можно ли не выполнять договор из-за войны» в «Налоги & бухучет», 2022, № 26.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше