Темы статей
Выбрать темы

Как работать с РРО/ПРРО в военное время

Мирошниченко Виталина, налоговый эксперт
Есть определенные особенности в отношении применения РРО/ПРРО на период войны. Как работать, если нет Интернета или закончилась лента для печати фискальных чеков? Надо ли перерегистрировать РРО/ПРРО, если вы изменили место работы? Как работать с КУРО? Подавать ли отчет ЗВР-1? Как вести товарный учет и смогут ли налоговики штрафовать за РРО/ПРРО-нарушения? Нужны ли токены для ПРРО? Подробные ответы — прямо сейчас.

Отсрочили ли РРО/ПРРО для ФЛП-единоналожников?

Отмену или хотя бы отсрочку РРО/ПРРО для ФЛП на время действия военного положения не внедрили. Как оно было (нормативное регулирование) по состоянию на 24.02.2022, так оно есть и сейчас. Поэтому даже на период военного положения в полной мере остается обязанность использовать РРО/ПРРО (который предварительно зарегистрирован у налоговиков) в тех случаях, когда этого требует Закон об РРО.

Впрочем законодатель все же не оставил без внимания обстоятельства, в которых мы сейчас находимся. Подробнее о чем читайте дальше.

Штрафное послабление для почти всех

В п. 12 разд. ІІ Закона об РРО прописало, что временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, санкции за нарушение требований Закона об РРО не применяются, кроме санкций за нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров.

Несколько замечаний по этому поводу.

1. Это освобождение касается всех субъектов хозяйствования — как ФЛП, так и юрлиц.

2. Нет ограничения какой-то территорией — например, где ведутся/велись боевые действия. То есть касается всей территории Украины.

3. Касается всех требований Закона об РРО. То есть не только собственно применение РРО/ПРРО. Требований в отношении ведения учета товарных запасов ФЛП тоже касается.

4. Освобождение сформулировано достаточно неудачно. Сказано, что на период военного положения санкции не применяются. А что потом? Могут ли позже быть применены санкции за нарушения, совершенные во время военного положения?

Понимаем это так, что по факту:

— во время военного положения временно заблокирована возможность налагать санкции за нарушение требований Закона об РРО как за «военные», так и за «довоенные» нарушения;

— «военные» нарушения освобождены от санкций навсегда. То есть и позже за эти нарушения оштрафовать будет нельзя.

Понятно все это с учетом исключения для санкций за нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров.

Впрочем, если соблюдать требования Закона об РРО вам объективно ничего не мешает, то лучше не нарушать. Почему — читайте далее.

5. Есть такой опасный нюанс. Налоговикам в полном объеме восстановили право проводить фактические проверки. Касаться они, как понимаем, могут и вопросов выполнения Закона об РРО. Так вот в чем проблема.

Есть такой себе п. 69.2 подразд. 10 раздела ХХ НКУ, согласно которому в случае выявления нарушений по результатам фактических проверок штрафы применяются, а требования законодательства в отношении остановки штрафов на период военного положения или карантина не применяются.

Раньше мы понимали это так, что штрафы налоговики будут налагать именно на тех, кто нарушает порядок осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров (исключительный случай из п. 12 разд. ІІ Закона о РРО).

Также будут штрафовать по результатам фактических проверок тех, кто нарушает требования в части обеспечения возможности покупателю/заказчику рассчитаться карточкой.

Да и налоговики, судя по «косвенным признакам», склонялись именно к такой версии.

Но вот не изменит ли ситуацию последнее обновление п. 69.2 подразд. 10 раздела ХХ НКУ (Законом № 2260)? Не «запоют ли песню» налоговики, что если конкретному ФЛП война не мешает выполнять требования Закона об РРО (он не находится под влиянием форс-мажорных обстоятельств), то штрафы по Закону о РРО по результатам разрешенных в военное время проверок уже могут быть применены?

Считаем, не должны. Но повторимся еще раз: если нет объективных препятствий для выполнения требований Закона об РРО, то их лушче выполнять.

6. В отношении админштрафов (по ст. 1551 КоАП) прямого освобождения нет! Впрочем если вины лица нет, то не может быть и админштрафа (ст. 9 КоАП). Подробнее — в статье «Админштрафы за нарушение РРО-законодательства: подробности для ФОПов» этого номера.

Если нет связи с сервером налоговиков

В период отсутствия связи между ПРРО и фискальным сервером налоговиков теперь разрешено (на период действия правового режима военного/чрезвычайного положения или обстоятельств непреодолимой силы) использовать ПРРО в режиме офлайн с использованием фискальных номеров из диапазона фискальных номеров, сформированных фискальным сервером контролирующего органа, более чем 36 часов непрерывно / 168 часов в течение календарного месяца (п. 13 разд. II Закона об РРО).

Более того, в период отсутствия связи между ПРРО и фискальным сервером налоговиков ПРРО можно использовать даже без полученного в контролирующем органе диапазона фискальных номеров (п. 13 разд. II Закона об РРО).

Те, у кого КУРО с РК вместо РРО

Напомним, что еще в начале этого года КМУ несколько обновил правила для тех, кто может вместо РРО/ПРРО использовать Книгу учета расчетных операций (КУРО) и расчетные книги (РК), которые предварительно зарегистрированы в налоговой.

В частности, в этот круг попали ФЛП-единоналожники, которые осуществляют розничную торговлю на территории села или поселка (при условии выполнения некоторых требований).

Кроме них, с КУРО с РК вместо РРО/ПРРО могут работать также другие ФЛП и юрлица, деятельность которых отвечает условиям постановления / Перечня № 1336 (ср. ).

Есть ли для таких субъектов какие-либо послабления на время действия военного положения?

Только в части ответственности, о чем шла речь в первом разделе данной статьи.

Также для них есть следующий нюанс. Они должны ежемесячно отчитываться налоговикам по ф. № ЗВР-1. Так вот, в отношении этого отчета, поскольку он не является налоговым, работает правило из п. 1 Закона № 2115. Что это правило предусматривает?

Что я если вы не можете своевременно подать соответствующую отчетность — ничего страшного. Главное подать ее в течение 3 месяцев после прекращения или отмены военного положения или состояния войны за весь период неподачи отчетности.

Товарный учет в течение войны

Никаких вольностей никому здесь на период военного положения не дали. Поэтому выполняем уже знакомые всем требования (п. 12 ст. 3 Закона об РРО, и Порядка № 496).

Впрочем штрафное освобождение (о котором шла речь в начале статьи) покрывает в том числе и санкцию по ст. 20 Закона об РРО (за продажу неучтенного товара, непредоставление документов на товар). То есть этого штрафа быть не должно. С нюансами, о которых мы говорили выше!

Токены для ПРРО

Сразу отметим, что именно для ПРРО вопрос токенов не актуален. Поскольку для ПРРО позволяется использовать как квалифицированную, так и усовершенствованную электронную подпись/печать (см. ст. 3 Закона об РРО). А усовершенствованную электронную подпись/печать не обязательно хранить на защищенном носителе.

А вот для подачи отчетности, регистрации ПРРО и тому подобное вопрос актуален.

Впрочем пока действует карантин (до 31.05.2022, если не будет очередного продолжения), временно позволяется «использование электронных подписей или печатей, которые базируются на сертификатах открытого ключа, выданных квалифицированными предоставителями электронных доверительных услуг без сведений о том, что личный ключ хранится в средстве квалифицированной электронной подписи или печати» (п.п. 6 п. 24 постановления № 1236).

Проще говоря, до 31.05.2022 можно спокойно использовать электронные подписи/печати, сгенерированные на обычные флешки и тому подобное.

Прибавим к этому еще два важных момента.

1. Постановлением КМУ от 17.03.2022 № 300 предусмотрена возможность автоматического формирования новых сертификаты ранее заверенных открытых ключей для пользователей электронных доверительных услуг удаленно, без личного присутствия таких пользователей.

Налоговики уже отчитываются, что сертификаты пользователей КПЭДУ ИСД ГНС, срок которых истекает, будут автоматически перевыпущены ими (за один день до окончания срока действия старых сертификатов) еще на один год. При этом личный ключ пользователя не изменяется.

То есть действие электронной подписи/печати, если они заканчиваются, будет автоматически продлено на год.

2. Когда уже дело дойдет до того, что понадобятся электронные подписи/печати на защищенных носителях, то действующие подписи/печати можно будет дистанционно перегенерировать с дальнейшим их хранением в «облаке» или в защищенном носителе ключевой информации.

Как выдать чек РРО, если закончилась лента?

Если у вас закончилась лента для печати чеков РРО и приобрести ее нет возможности, то рекомендация Госпродпотребслужбы:

— посылать электронные чеки на предоставленный потребителем абонентский номер или e-mail;

— разместить на видном месте объявление в отношении того, что фискальные чеки выдаются в электронном виде.

Впрочем понимаем, что в электронной форме выдать чек могут только те РРО, у которых это предусмотрено программным обеспечением.

Как быть, если РРО делать этого «не умеет», порекомендовать сложно.

Если изменили место торговли

То есть речь о ситуации, когда какое-то место торговли мы временно «покинули». А РРО или ПРРО, которые были на него зарегистрированы, хотим использовать в другом (новом) месте.

В таком случае следует:

— через подачу ф. № 20-ОПП изменить сведения о «покинутом» объекте. Присвоить ему состояние, например, «временно не эксплуатируется»;

— подать форму № 20-ОПП с новым местом торговли (услуг) и тому подобное.

Что дальше? В случае:

— с ПРРО следует подать регистрационное заявление по ф. № 1-ПРРО (идентификатор формы в электронном кабинете J/F 1316604). Подаем его с отметкой «Перерегистрация»;

— с аппаратным РРО следует подать регистрационное заявление ф. № 1-РРО (идентификатор формы в электронном кабинете J/F1311405). Подаем с отметкой «Перерегистрация в связи с…»). Также следует подать регистрационное удостоверение.

Если у вас есть электронная подпись, все можно подать в электронном виде.

Также вы можете получить регистрационное удостоверение на РРО в электронной форме (в Электронном кабинете) или его копию на e-mail. Для этого в регистрационном заявлении укажите способ получения документа: на электронную почту, в Электронном кабинете или непосредственно в контролирующем органе.

Все заявления формально следует подавать в налоговую по основному месту учета субъекта хозяйствования.

Впрочем если контактируем с налоговиками не дистанционно, то сейчас налоговики указывают, что предоставление административных услуг, выполнение других функций сервисного обслуживания осуществляются органами ГНС независимо от места учета налогоплательщика.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше