Темы статей
Выбрать темы

А что с товарным учетом у ФЛП во время войны?

Клец Виталина, налоговый эксперт
Когда бизнес изо всех сил старается выжить во время войны, бывает, что иногда не до первички. Тем более, если речь идет о ФЛП, а не о юрлицах. Но когда ситуация более или менее нормализуется, возникает вопрос: а обязан ли ФЛП иметь документы на товар и вести товарный учет? И что делать, если некоторых документов нет?

Единщики группы 1

Налоговики уверяют, что такие ФЛП учет товарных запасов не ведут (категория 109.02 БЗ).

Но мы бы советовали быть осторожными тем ФЛП на ЕН группы 1, которые решили продавать технически сложные бытовые товары. Формально в этом случае Закон об РРО не освобождает вас от учета товарных запасов.

Хотя налоговики отдельно указывают, что даже в случае продажи бытовой техники именно группа 1 освобождена от учета товарных запасов (категория 109.02 БЗ).

Поэтому имеем так сказать «двойное» подтверждение от налоговиков.

Это что касается учета товарных запасов, который требует вести п. 12 ст. 3 Закона об РРО и который ведется согласно Порядку № 496.

Что касается хранения документов на уже проданный товар, то здесь в прошлом году отметился Комитета ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики (далее — Комитет). В своем письме от 30.12.2021 № 04-32/10-2021/409504 в отношении ФЛП на ЕН без НДС Комитет заметил, что:

«…такие ФЛП не должны подтверждать документами (в том числе первичными документами) затраты на приобретение товаров/услуг, а должны вести лишь учет доходов с учетом требований п. 44.1 ст. 44 Налогового кодекса Украины…».

Налоговики сразу продублировали этот вывод и в своих разъяснениях (категория 107.01.06 БЗ).

Поэтому «документальных проблем» у таких ФЛП нет.

Единщики группы 2 и группы 3 (ставка 5 %)

Учет товарных запасов по п. 12 ст. 3 Закона об РРО / Порядку № 496 они вести не обязаны, при условии, что они не осуществляют реализацию:

— технически сложных бытовых товаров, которые подлежат гарантийному ремонту (с учетом позиции налоговиков — даже бывших в употреблении и без гарантии);

— лекарственных средств;

— изделий медицинского назначения;

— ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней.

Что касается хранения документов на уже проданный товар, то здесь актуальны выводы из письма Комитета, о котором речь шла выше.

Единщики новой группы 3 (ставка 2%)

При формальном подходе, если до перехода в новую группу 3 ФЛП не был зарегистрирован как плательщик НДС, то для него актуально все, что было сказано для группы 2 и группы 3 (ставка 5 %) (см. выше).

А вот если ФЛП был НДСником, то его регистрация на ЕН 2 % просто приостанавливается (не аннулируется). Поэтому освобождение от товарного учета, прописанное в п. 12 ст. 3 Закона об РРО, формально не работает.

Общесистемщики и зарегистрированные плательщиками НДС единщики

Эти ФЛП должны вести учет товарных запасов и предоставлять контролирующим органам на начало проведения проверки документы (в бумажной или электронной форме), подтверждающие учет и происхождение товарных запасов, которые на момент проверки находятся в месте продажи (хозяйственном объекте).

Но не всегда. Если ФЛП вообще не осуществляет расчетных операций в понимании Закона об РРО (то есть не принимает оплату наличностью или картой), например, получает все оплаты по IBAN-реквизитам своего текущего счета в банке, то его эти требования не касаются.

Впрочем, не удивляйтесь, если инспектор будет настаивать на обратном. Налоговики почему-то упрямо не хотят понимать тот факт, что требования ст. 3 Закона об РРО (в частности и в отношении товарного учета) касаются только тех ФЛП, которые осуществляют расчетные операции в понимании Закона об РРО.

Хотя в том же Информационном письме № 2/2022 ГНСУ справедливо указывает, что товарный учет должны вести только те предприниматели, которые осуществляют расчетные операции в понимании Закона об РРО.

ФЛП-производитель

Ваш ФЛП-производитель не попал в круг счастливчиков, которые освобождены от товарного учета? Тогда, к сожалению, ему придется вести учет готовой продукции. Потому что согласно Порядку № 496, товарными запасами (учет которых нужно вести) считается все, что предназначено для дальнейшей продажи, значит и готовая продукция тоже (п. 2 разд. I Порядка № 496).

А что с сырьем? Оно предназначено не для продажи, а для использования в производстве. То есть это не товарные запасы. Значит, его учет можно не вести.

Но налоговики с этим не соглашаются (см. дальше об услугах). Поэтому лучше иметь документы на покупку сырья и вести его товарный учет. В крайнем случае, хотя бы иметь какие-то документы (например, калькуляции или технологические карты), которые бы досказывали, что сырье не предназначено для продажи.

ФЛП предоставляет услуги

С услугами, к сожалению, ситуация не улучшилась. Налоговики заявляют, если ФЛП предоставляет услуги и использует сырье, материалы, запасные части, полуфабрикаты, которые включаются в цену услуг, то он должен вести товарный учет (категория 109.02 БЗ).

А если при предоставлении услуг ФЛП не использует товарные запасы, то обязанности вести учет у него нет.

Но с 01.01.2022 п. 12 ст. 3 Закона об РРО был изложен в новой редакции, из которой полностью исчезло упоминание об услугах! Ведь замаячила надежда, что ФЛП, которые занимаются исключительно услугами, смогут не вести товарный учет.

Но не тут-то было… Дело в том, что из Порядка № 496 упоминание об услугах так и не исключили. Среди товарных запасов там и до сих пор упоминаются те, которые ФЛП удерживает именно для предоставления услуг. А следовательно, Порядок № 496 требует вести учет и таких материалов.

Итак, ситуация неоднозначная. Учитывая позицию фискалов, лучше все-таки иметь документы на сырье и вести его товарный учет. Особенно это касается ФЛП, которые кроме услуг еще и занимаются торговлей и хранят товары и материалы на одном и том же складе.

Как вести товарный учет

Здесь собственно никаких изменений нет. Ориентируемся на требования Порядка № 496.

Кстати, как вести товарный учет, мы довольно подробно и с примерами разбирались еще в прошлом году (см. «Налоги & бухучет», 2021, № 95).

А если документов на некоторые товары нет?

Сейчас с этой проблемой сталкивается почти каждый. Пока идет война, отсутствие документов особой роли не играет (см. дальше о штрафах). Но придет время, когда ФЛП смогут проверить, и что тогда?

А тогда будут проверять документы на товар, который на момент проверки находится в месте продажи (хозяйственном объекте)! Об этом прямо сказано в п. 12 ст. 3 Закона об РРО.

То есть товар, проданный сейчас, оставят в покое. Поэтому, если на него нет документов, можно особо не переживать. А когда ситуация более или менее стабилизируется, тогда уже просите первичку у поставщиков.

Штрафы за отсутствие товарного учета

Есть стандартный штраф за:

1) продажу товаров, которые не учтены в установленном порядке;

2) то, что ФЛП не предоставил во время проведения проверки документов, подтверждающих учет товаров, которые находятся в месте продажи.

Штраф — 100 % стоимости таких товаров по ценам реализации, но не менее 170 грн (ст. 20 Закона об РРО).

Хорошая новость в том, что если ФЛП не осуществляет продажу подакцизных товаров, то на время войны этот штраф не применяется (п. 12 разд. II Закона об РРО).

Правда:

— не все так однозначно с этим штрафным освобождением, как нам хотелось бы. О чем подробнее в статье «Как работать с РРО/ПРРО в военное время» этого номера;

— налоговики могут запротоколировать это нарушение и отправить протокол в суд. Как следствие — админштраф по ст. 1551 КУпАП плюс судебный сбор. О чем подробнее в статье «Админштрафы за нарушение РРО-законодательства: подробности для ФЛП» этого номера.

Поэтому лучше не нарушать.

Выводы

  • Собственно порядок учета товарных запасов во время войны изменениям не подвергся.
  • Если ФЛП не осуществляет продажу подакцизных товаров, то на время войны штраф по ст. 20 Закона об РРО к нему не применяется.
  • Правда, не все так однозначно с этим штрафным освобождением. Да и админштрафов никто не отменял.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше