Темы статей
Выбрать темы

Продажа е-контента потребителям: каким документом закрывать услуги?

Казанова Марина, налоговый эксперт
Ситуация. Предоставляем услуги через Интернет, а именно занимаемся продажей электронных и аудио книг. Потребитель заказывает книгу через Интернет, уплачивает за нее с помощью платежных систем (Portmone, iPay, EasyPay и т. п.) и автоматически получает доступ к книге. Какими документами проводить предоставление этих услуг?

Здесь сразу отметим, что

предоставление таких услуг не требует применения РРО/ПРРО

То есть чек РРО/ПРРО заказчику выдавать/посылать не нужно. Это объясняется тем, что:

1) есть прямая норма в Законе об РРО (п. 14 ст. 9), в которой сказано, что РРО/ПРРО не применяют во время расчетов за услуги в случае их проведения исключительно (!) с помощью банковских систем дистанционного обслуживания и/или сервисов перевода средств. По разъяснению НБУ, к системам дистанционного обслуживания относятся, в частности, Приват24, Ощад24/7 и т. п. К «сервисам перевода средств», по мнению НБУ, можно отнести сервисы банков (LiqPay и т. п.) и/или небанковских финансовых учреждений (Portmone, iPay, WayforPay, EasyPay и т. п.). Об этом, в частности, речь идет и в письме ГУ ГНС в г. Киеве от 28.04.2022 № 450/ІПК/26-15-07-07-01-07;

2) если место осуществления расчетов определить невозможно (например, получение потребителем компьютерных программ, электронных книг, справок, заключений, экспертных оценок, договоров и т. п. исключительно в электронной форме), то в таком случае операция не является расчетной. А следовательно, и применение РРО/ПРРО не обязательно (письмо ГНСУ от 31.01.2020 № 397/6/99-00-05-4-01-06/ІПК).

Кстати, перечисленные основания являются автономными. То есть если выполняются условия основания «1», то можем опираться на него. Не выполняются можем опираться на основание «2», о чем подробнее в статье «Не определено место продажи — что с РРО?» // «Налоги & бухучет», 2021, № 100.

Какой тогда документ предоставлять заказчику в подтверждение предоставления услуги?

Услуга по предоставлению доступа к электронным/аудио книгам подпадает под действие Закона об электронной коммерции* (услуга предоставляется дистанционно с использованием информационно-коммуникационных систем).

* Закон Украины «Об электронной коммерции» от 03.09.2015 № 675-VIII.

Поэтому проанализируем этот документ. В нем есть требования о получении покупателем (заказчиком, потребителем) подтверждения:

— совершения электронной сделки (ст. 11);

— факта получения средств (ст. 13).

Так, в п. 11 ст. 11 Закона об электронной коммерции сказано, что покупатель (заказчик, потребитель) должен получить подтверждение совершения электронной сделки в форме электронного документа, квитанции, товарного или кассового чека, билета, талона или другого документа в момент совершения сделки или в момент выполнения продавцом обязанностей передать покупателю товар.

Вместе с тем в этом же пункте сказано, что действие этого положения не распространяется на электронные сделки, связанные с одноразовым предоставлением информационных электронных услуг, оплата которых осуществляется дистанционно.

В нашем случае и имеет место разовая услуга (покупатель заказал книгу, получил доступ к ней и услуга считается предоставленной). Здесь нет продолжительного предоставления услуг. И оплачивается услуга дистанционно.

Из этого следует, что предоставлять документ покупателю, который подтверждает факт предоставления услуги и ее принятия покупателем, не обязательно.

Что касается подтверждения оплаты, то в п. 3 ст. 13 Закона об электронной коммерции сказано, что продавец (исполнитель, поставщик), оператор платежной системы или другое лицо, которое получило оплату за товар, работу, услугу в соответствии с условиями электронного договора, должны предоставить покупателю (заказчику, потребителю) электронный документ, квитанцию, товарный или кассовый чек, билет, талон или другой документ, который подтверждает факт получения средств, с указанием даты осуществления расчета.

Поэтому формально все может ограничиться предоставлением плательщику средств квитанции об оплате услуги оператором платежной системы.

Какие подтверждения предоставления этих услуг будут у продавца (предоставителя услуг)?

Как правило, услуга по предоставлению доступа к электронным/аудио книгам предоставляется так. Покупатель (заказчик) перечисляет оплату через платежные системы (услуга всегда предоставляется на условиях предварительной оплаты). После этого у покупателя в личном кабинете автоматически появляется ссылка на скачивание этой книги. И с этого момента (когда покупатель получил ссылку на книгу) услуга считается предоставленной. То есть, фактически,

момент оплаты услуги будет совпадать с датой ее предоставления

Продавцу нужно:

1) иметь Договор оферты на сайте, в котором будут прописаны условия предоставления услуги;

2) подтверждение присоединения покупателя к этому договору (оформление им заказа);

3) факт оплаты покупателем услуги (в документе об оплате должны быть данные, по которым можно идентифицировать заказ, — например, номер заказа).

Доходы от предоставления услуг нужно признавать по факту получения оплаты от покупателя (что будет видно по выписке банка). И никакими дополнительными документами факт их предоставления можно не подтверждать (достаточно иметь подтверждение, что в Личном кабинете покупателя был факт заказа услуги и покупатель получил ссылку на загрузку книги).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше