Темы статей
Выбрать темы

Возобновление сроков предоставления налоговикам документов (уведомлений) и Ко

Сумцова Ольга, налоговый эксперт
Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины» от 03.11.2022 № 2719-IX.

ВЫВОДЫ ДОКУМЕНТА

1. Плательщики, имеющие возможность выполнять налоговые обязанности, уже должны подавать налоговикам документы (уведомления) в общие сроки, установленные НКУ.

2. Формально выходит, что и регистрационные заявления, и форму № 20-ОПП, и другие документы, которые не признаются налоговой отчетностью, но предоставление которых предусмотрено НКУ, должны подаваться в общие сроки, установленные НКУ (плательщиком, который не подтвердил невозможность исполнять налоговые обязанности).

3. Есть нюансы, если речь идет о предоставлении плательщиками ответов на запросы налоговиков.

Возобновление сроков для предоставления документов. С наиболее интересного, на наш взгляд, и начнем. Внесены изменения в «военные» п. 69.1 и п. 69.9 подразд. 10 разд. XX НКУ.

Напомним, что:

п. 69.1 подразд. 10 разд. XX НКУ определяет, в какие сроки налогоплательщики во время военного положения должны исполнять налоговые обязанности (в зависимости от того, имеют или не имеют возможности они их выполнять);

п. 69.9 подразд. 10 разд. XX НКУ останавливает истечение некоторых сроков для плательщиков и налоговиков. Соответственно если какие-то сроки законодатель прописывает в этом пункте как исключения, то это фактически является возобновлением истечения соответствующих сроков. Они снова начинают течь/проходить.

Так вот, п. 69.1 подразд. 10 разд. XX НКУ подкорректировали и уточнили, что он касается не только уплаты налогов, регистрации ПН/РК, предоставления отчетности, но и

предоставления документов (уведомлений), в том числе предусмотренных статьями 39 и 392, пунктом 46.2 статьи 46 этого Кодекса

Формулировка нормы после изменений звучит так:

«налоговая обязанность по соблюдению сроков уплаты налогов и сборов, предоставлению отчетности и/или документов (уведомлений), в том числе предусмотренных статьями 39 и 392, пунктом 46.2 статьи 46 настоящего Кодекса, регистрации в соответствующих реестрах налоговых…».

То есть документы (уведомления), о которых идет речь в этой норме, плательщиками, которые имеют возможность исполнять налоговые обязанности, уже должны подаваться налоговикам в общие сроки, установленные НКУ. У плательщиков, которые не имеют возможности, — в сроки, установленные абз. 4 п. 69.1 подразд. 10 разд. XX НКУ, то есть в течение 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем возобновления возможностей налогоплательщиков.

Аналогично этой норме подкорректировали и п. 69.9 подразд. 10 разд. XX НКУ. И теперь в этой норме указано, что приостановление сроков на время военного положения не касается (!) сроков предоставления

«налоговой отчетности (уведомлений) и/или документов (уведомлений), в том числе предусмотренных статьями 39 и 392, пунктом 46.2 статьи 46 настоящего Кодекса в т. ч.)».

И здесь мы приблизились к главному вопросу: а о каких именно документах (уведомлениях) идет речь? О документах, которые касаются контролируемых операций (документов-уведомлений, названных в ст. 39 и 392 НКУ) или всех? Например, касается ли это ф. № 20-ОПП или регистрационных заявлений, на которые до этого распространялись нормы о приостановке сроков их предоставления во время военного положения (фактически — позволялось их подавать уже после окончания военного положения)?

Отметим, что определение термина «документ» содержится в п.п. 14.1.1441 НКУ:

любой документ, составление и/или предоставление, и/или отправление которого предусматривается НКУ, другими нормативно-правовыми актами, принятыми на основании НКУ, и/или связано с реализацией прав и обязанностей налогоплательщика, и/или контролирующих органов согласно нормам НКУ

То есть формально получается, что если налогоплательщик во время военного положения имеет возможность выполнять налоговые обязанности, то подавать все документы, установленные налоговым законодательством, конечно, если у плательщика возникает обязанность их предоставления, нужно в общие сроки, установленные НКУ.

Поэтому и регистрационные заявления, и форма № 20-ОПП, и другие документы, которые не признаются налоговой отчетностью, но предоставление которых предусмотрено НКУ, должны подаваться в общие сроки, установленные НКУ. Норма о приостановке налоговых сроков теперь их касаться не будет.

А если, например, у плательщика во время военного положения возникла обязанность предоставления такого документа, но он воспользовался нормами о приостановке налоговых сроков из п. 69.9 подразд. 10 разд. XX НКУ. В течение какого времени он сейчас должен исполнить обязанность по предоставлению такого документа?

Здесь исходим из того, что если сроки предоставления документов на время военного положения приостанавливались, то фактически с 24.02.2022 по дату вступления в силу Закона № 2719 истечение сроков было «заморожено».

А следовательно, если для предоставления документа в соответствии с общими нормами НКУ отводилось, например, 10 календарных дней и начало таких 10 календарных дней приходилось, допустим:

1) на 01.07.2022 (то есть документ должен был бы по общим правилам подаваться в период с 01.07.2022 по 10.07.2022), в таком случае отсчет этих 10 календарных дней только и начнется со дня вступления в силу Закона № 2719;

2) на 20.02.2022 (то есть документ по общим нормам должен был бы подаваться в срок с 21.02.2022 по 02.03.2022), в таком случае до 24.02.2022 истекли 3 дня этого срока. А остальные 7 дней начнут свое истечение со дня вступления в силу Закона № 2719.

И здесь есть еще такой интересный момент.

Законодатель прибег к изменению «карантинных» норм. Так, «карантинной» нормой п. 528 подразд. 10 разд. ХХ НКУ остановлены на время карантина сроки, установленные ст. 73 и 78 НКУ по предоставлению плательщиками налогов ответов на запросы контролирующих органов. Фактически, эта норма позволяет плательщику отсрочить срок ответа на запросы налоговиков до конца карантина. Ранее исключение из этого правила составляли запросы по законности декларирования заявленного к возмещению из бюджета НДС и/или отрицательного значения НДС.

Законом № 2719 расширили круг таких исключений. Так, теперь

приостановка сроков ответов на запросы не будет касаться ответов на запросы налоговиков, которые касаются:

— законности декларирования заявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость и/или отрицательного значения по налогу на добавленную стоимость;

— вопросов налогообложения юридическими лицами или другими нерезидентами, которые осуществляют хозяйственную деятельность через постоянное предоставительство на территории Украины, доходов, полученных нерезидентами с источником их происхождения из Украины;

— налогового контроля за трансфертным ценообразованием;

— налогового контроля за нерезидентами (предоставительствами нерезидентов);

— валютного контроля в части соблюдения установленных предельных сроков расчетов по операциям экспорта и импорта товаров)

То есть ответы на запросы по этим вопросам должны предоставляться плательщиком в общие сроки, установленные НКУ (в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса).

Но здесь есть вопрос: а зачем нам сейчас «карантинная» остановка сроков, если пока продолжается военное положение, актуальной является именно «военная» остановка из п. 69.9 подразд. 10 разд. XX НКУ.

Да, очевидно, в том же и дело, что п. 69.9 подразд. 10 разд. XX НКУ уже не останавливает истечение сроков предоставления документов, в том числе на запрос налоговиков. Поэтому в этой части актуальным снова становится «карантинное» регулирование. Потому что карантин продолжается до 31.12.2022. Поэтому

если речь о предоставлении плательщиками налогов ответов на запросы контролирующих органов, то сроки на их предоставление, как и ранее, остановлены. За исключением вышеназванных случаев

Но остановлены они уже не п. 69.9 подразд. 10 разд. XX НКУ, а п. 528 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.

Также обратим внимание на такой момент. Есть некоторые логичные предпосылки считать, что эти изменения распространяются лишь на те документы (уведомления), которые непосредственно связаны с предоставлением определенной налоговой отчетности (подаются в рамках такой отчетности). В частности, это касается документов (уведомлений), которые подаются в рамках выполнения законодательства о контролируемых операциях. Такие документы (уведомления) названы в ст. 39 и ст. 392 НКУ. Впрочем, считаем, доказать это тем же налоговикам будет проблематично.

Взыскание налогового долга. Также обращают внимание на себя два важных изменения:

1. Возобновляется истечение налоговых сроков, которые касаются взыскания налогового долга с плательщиков, которые имеют возможность исполнять налоговые обязанности. В п. 69.9 подразд. 10 разд. XX НКУ добавлены положения, которые предусматривают, что приостановка сроков не касается:

«сроков осуществления мероприятий по погашению налогового долга налогоплательщиков — субъектов хозяйствования, которые имеют возможность своевременно исполнять налоговые обязанности, предусмотренные статьями 59 — 60, 87 — 101 этого Кодекса, и/или определения денежных обязательств согласно статье 116 этого Кодекса».

То есть со дня вступления в силу Закона № 2719

сроки, касающиеся взыскания налогового долга, опять начнут свой отсчет (для плательщиков, имеющих возможность исполнять налоговые обязанности)

В частности, это касается срока в 30 календарных дней, после истечения которого налоговики имеют право на взыскание средств и продажу имущества (срок по п. 95.2 НКУ). И 90-дневного срока, после истечения которого налоговики имеют право взыскать средства с банковского счета по согласованной сумме налогового долга (срок по п. 95.5 НКУ).

2. Налоговиков освободили от уплаты судебного сбора в части взыскания сумм налогового долга, а также задолженности по уплате ЕСВ.

Продлена льгота по п. 46 подразд. 2 разд. XX НКУ. Продлена до 01.01.2026 (было до 01.01.2023) льгота по НДС для должника или поручителя, погашающих задолженность перед кредиторами, предусмотренную п. 46 подразд. 2 разд. XX НКУ.

Есть и другие изменения, впрочем их мы рассматривали отдельно (см. статьи «Налоговых проверок станет больше?!» и «Отказ от спецЄП: всем — почти без изменений, аграриям — облегчение» // «Налоги & бухучет», 2022, № 89).

В конце отметим, что Закон № 2719 вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования (т.е. с 24.11.2022).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше