Темы статей
Выбрать темы

Инвентаризация имущества на временно оккупированной территории и в зоне боев

Вишневский Михаил, налоговый эксперт
Как провести инвентаризацию на временно оккупированных территориях, когда доступа к имуществу нет? Что вообще говорит Положение № 879* об инвентаризации активов на территориях, временно оккупированных начиная с 24.02.2022? Есть ли перечень таких территорий? Могут ли оштрафовать за непроведение инвентаризации? Ответим на эти вопросы.

* Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 № 879.

Доступа к имуществу нет

Прежде всего напомним, что в военных условиях предприятия, имущество которых находится на временно оккупированной территории и в районах ведения военных (боевых) действий, проводят инвентаризацию исключительно при возможности безопасного и беспрепятственного доступа уполномоченных лиц к активам, необходимым первичным документам и регистрам бухучета (п. 12 Порядка № 419*, п. 8 разд. І Положения № 879). Речь идет о предприятиях, которые:

* Порядок подачи финансовой отчетности, утвержденный постановлением Кабмина от 28.02.2000 № 419.

1) с даты начала временной оккупации имели местонахождение на:

— территории Автономной Республики Крым и г. Севастополя;

— временно оккупированной территории в Донецкой и Луганской областях;

— территории проведения антитеррористической операции и/или осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии рф в Донецкой и Луганской областях;

2) имели (имеют) местонахождение в районах проведения военных (боевых) действий в период действия военного положения (ВП) или структурные подразделения (обособленное имущество) которых расположены на таких территориях (районах).

Поэтому еще раз отметим:

предприятия, имущество которых временно оккупировано или находится в районах боевых действий, должны провести инвентаризацию, как только исчезнут препятствия и станет возможным безопасный и беспрепятственный доступ к таким активам

По требованиям п. 12 Порядка № 419 и п. 8 разд. І Положения № 879 соответствующие районы (территории) проведения военных (боевых) действий в период действия военного положения должны определяться в соответствии с законодательством. А по предписаниям п.п. 69.28 подразд. 10 разд. ХХ НКУ перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия, и территорий, временно оккупированных вооруженными формированиями рф, должен определить Кабмин. Теперь этого не случилось. Поэтому Минфин намекает пострадавшим предприятиям ориентироваться на Перечень территориальных громад, которые расположенные в районе проведения военных (боевых) действий или которые находятся во временной оккупации, окружении (блокаде), утвержденный приказом Минреинтеграции от 25.04.2022 № 75 (см. письмо Минфина от 10.10.2022 № 41010-06-62/23254). Такой документ необходимо использовать в редакции по состоянию на дату принятия решения о проведении инвентаризации. Его, кстати, часто обновляют.

Итак, предприятия, имущество которых находится на неподконтрольных территориях или в зоне боевых действий, могут отступать от общих правил проведения годовой инвентаризации. Главная причина невыполнения такого требования — отсутствие безопасного и беспрепятственного доступа к активам, первичным документам и регистрам бухучета. При таких условиях в годовой финансовой отчетности информацию об активах и обязательствах отражают на основании данных бухучета. Такую возможность предусматривает п. 12 Порядка № 419 и подтверждает Минфин (см. письмо от 10.10.2022 № 41010-06-62/23254).

Доступ к имуществу возобновился

А вот как только исчезнут препятствия и появится безопасный доступ к имуществу, первичке и регистрам бухучета, такие пострадавшие от войны предприятия обязаны (п. 12 Порядка № 419, п. 8 разд. І Положения № 879):

1) произвести по общему порядку сплошную инвентаризацию по состоянию на 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором исчезли препятствия для доступа к активам, первичным документам и регистрам бухучета;

2) отразить результаты инвентаризации в бухучете соответствующего отчетного периода.

Следовательно предприятия, имущество которых временно оккупировано или находится в зоне боевых действий, не освобождены от инвентаризации активов, которые там находятся. Однако инвентаризируют они свои активы и обязательства не в установленные Положением № 879 сроки, а когда это станет возможным. То есть когда доступ к активам будет беспрепятственным и главное — безопасным.

Нужно ли тогда осуществлять повторную годовую инвентаризацию такого деоккупированного имущества?

Это не следует будет делать, но лишь при условии, что дата проведения этой инвентаризации не выходит за пределы установленных п. 10 разд. І Положения № 879 периодов для годовой инвентаризации соответствующих видов активов и обязательств. То есть если инвентаризация соответствующего деоккупированного имущества осуществлена не позже чем за 1 октября, 1 ноября или 1 декабря.

И еще один важный момент. В случае похищения (разворовывания), недостачи, уничтожения (порчи) имущества руководители пострадавших от войны предприятий могут принять решение о проведении инвентаризации такого отдельно определенного имущества на день установки таких фактов. Следовательно не надо ожидать 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором появилась возможность доступа к активам. А пострадавшее предприятие может действовать по горячим следам. В этом случае проводят выборочную инвентаризацию в объеме, определенном руководителем предприятия (п. 7 разд. І Положения № 879). А потому от проведения годовой инвентаризации такая выборочная инвентаризация не спасает.

Ответственность за инвентаризацию

Что грозит предприятию? Непроведение или некачественное проведение инвентаризации в теории может привести к косвенным негативным последствиям для предприятия. Поскольку финансовая отчетность, составленная без предварительного проведения инвентаризации, ставит под сомнение ее достоверность. Однако хотя на основании ее показателей и определяют налог на прибыль, недостоверность финотчетности не может напрямую привести к доначислению налога на прибыль при проверке.

Даже если из-за непроведения инвентаризации налог на прибыль и посчитан неправильно, то, чтобы доначислить его, налоговики должны инициировать инвентаризацию и перечислить финрезультат. И только если окажется, что финотчетность таки неправильная и есть занижение бухфинрезультата, лишь тогда смогут доначислить налог на прибыль.

Что грозит должностным лицам? Есть несколько видов админответственности за непроведение или некачественное проведение инвентаризации:

1) общий случай. Прямая админответственность за несвоевременную или некачественную инвентаризацию денежных средств и материальных ценностей установлена ст. 1642 КУоАП. Размер штрафа на должностные лица предприятия: от 8 до 15 ннмдг (от 136 до 255 грн) — за первое нарушение и от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн) — за повторное нарушение в течение года.

Правда, должностных лиц обычных предприятий этот штраф не касается. Потому что согласно ст. 2341 КУоАП налагать его уполномочены только органы Госаудитслужбы, которые контролируют использование бюджетных средств. Поэтому он маловероятен;

2) подача в статистику недостоверных данных. Это угрожает должностному лицу админштрафом на основании ст. 1863 КУоАП. Ведь инвентаризация, не проведенная перед составлением годовой финотчетности, может поставить под сомнение достоверность отчетности предприятия.

Размер штрафа за такое нарушение — от 10 до 15 ннмдг (от 170 до 255 грн). А если должностное лицо в течение года уже привлекалось к административной ответственности за подобное нарушение, штраф будет составлять уже от 15 до 25 ннмдг (от 255 до 425 грн).

Такой админштраф налагают органы статистики (ст. 2443 КУоАП). Впрочем, на практике и этот штраф применяют очень редко.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше