Темы статей
Выбрать темы

Критерии для Дія Сіті и контроль за их соблюдением

Павленко Алексей, налоговый эксперт
В этой публикации мы рассмотрим критерии, предусмотренные Законом № 1667* для юрлиц, которые желают стать резидентами Дія Сіті, возможные виды деятельности и т. п. А также обсудим вопросы механизма такого перехода (получения статуса резидента Дія Сіті) и контроля за критериями, который позволит юрлицу удерживаться в дальнейшем в этой ипостаси.

* Закон Украины «О стимулировании развития цифровой экономики в Украине» от 15.07.2021 № 1667-IX.

Два вида критериев-требований и резидентов Дія Сіті

«Полноценные» резиденты. Чтобы попасть в «оффшорный оазис» Дія Сіті, юрлицу** надо зарегистрироваться его резидентом. Отметим, что приобретение статуса резидента Дія Сіті является сугубо добровольным (ч. 1 ст. 4 Закона № 1667). Но для получения и удержания Дія Сіті — резидентства юрлицо должно отвечать определенным требованиям.

** Напомним, что для физлиц, в т. ч. ФЛП, такая возможность не предусмотрена.

Пять требований для «полноценных» (установлены пп. 1 — 5 ч. 1 ст. 5 Закона № 1667)

пункта-требования

Требования для «полноценного» резидентства в Дія Сіті

Примечания

1

Осуществление одного или нескольких видов деятельности, определенных ч. 4 ст. 5 Закона № 1667, что указано в уставе юрлица и/или сведениях о нем в ЕГР

Перечень видов ІТ-деятельности весьма широк. Там, например, есть: консультирование по вопросам информатизации, бизнес-анализ предметной области, разработка документации пользователя, индивидуальная художественная деятельность, исследование и экспериментальные разработки в сфере естественных и технических наук, проведение маркетинговых кампаний и предоставление рекламных услуг. И еще много интересного. Также там есть еще «прочие» виды, которые определяются КМУ*. О нетипичных для ІТ-отрасли разрешенных видов деятельности подробнее читайте в материале «Дія Сіті возможен для неІТшников?» в «Налоги & бухучет», 2022, № 74

2

Размер среднего месячного вознаграждения привлеченным работникам и гиг-специалистам, начиная с календарного месяца, следующего за месяцем, в котором приобретен статус резидента Дія Сіті, в каждом календарном месяце составляет не меньше, чем гривневый эквивалент 1200 евро по официальному курсу НБУ, установленному на первое число соответствующего месяца

Размер (сумма) такого вознаграждения рассчитывается путем деления суммы всех выплат в виде вознаграждения (зарплаты) — до удержания налогов, сборов и других обязательных платежей, осуществленных юрлицом работникам и гиг-специалистам в соответствующем календарном месяце, на общее количество работников и гиг-специалистов, которым осуществлялись такие выплаты (п. 12 ч. 1 ст. 1 Закона № 1667).

То есть если в месяце выплату кому-то не осуществляли, то можно такое лицо не учитывать. Поэтому выполнить это требование, возможно, будет и не так трудно.

Учитываются выплаты всем работникам и гиг-специалистам, а не только тем, которые заняты исключительно в ІТ-деятельности. А вот выплаты в пользу ФЛП здесь не учитываются**

3

Среднеучетное количество работников и гиг-специалистов юрлица (в случае привлечения) по итогам каждого календарного месяца, начиная со следующего за месяцем, в котором юрлицом приобретен статус резидента Дія Сіті, составляет не менее девяти человек

Этот показатель, думаем, надо исчислять согласно п. 3.1 Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.2005 № 286, но с добавлением к работникам еще и гиг-специалистов, работавших в месяце, за который производится расчет**

4

Сумма квалифицированного дохода юрлица, полученного за первых три календарных месяца, следующих за месяцем, в котором юрлицом приобретен статус резидента Дія Сіті, составляет не менее чем 90 % суммы его общего дохода за такой период, а сумма квалифицированного дохода, полученного за каждый календарный год пребывания в статусе резидента Дія Сіті, составляет не менее чем 90 % суммы общего дохода юрлица за тот же период

Квалифицированный доход — сумма чистого дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и роялти (если такие суммы роялти не учтены в чистый доход от реализации продукции), полученных в результате осуществления видов деятельности, предусмотренных ч. 4 ст. 5 данного Закона (п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона № 1667). Ведется учет по данным бухучета за соответствующий период. Как, собственно, и сумма общего дохода за такой период. При этом, думаем, ориентир должен быть на соответствующие (ІТ-)обороты по кредиту субсчетов 701, 702, 703

5

В отношении юрлица отсутствуют обстоятельства, предусмотренные ч. 2 ст. 5 Закона № 1667

Резидентом может быть только юрлицо, зарегистрированное на территории Украины, доля государства в уставном капитале которого отсутствует или не превышает 25 %! Сведения о бенефициарах которого раскрыты, и такое юрлицо не находится под санкциями, в состоянии прекращения, преобразования или банкротства, у него отсутствуют ограничения по видам деятельности и налоговый долг (свыше 30 дней и 10 МЗП). А также отсутствуют и другие обстоятельства, предусмотренные в этой ч. 2 ст. 5 Закона № 1667

* КМУ перечень этих «прочих» видов деятельности определил в постановлении от 19.04.2022 № 467. Там фактически приведены три группы:

— разработка, введение техподдержки продуктов и решений международных карточных платежных систем;

— производство и реализация электронных компонентов и плат, компьютеров и периферийного оборудования, оборудования связи и т. п.;

— предоставление в пользование мощностей по обработке и хранению данных в сфере информатизации (хостинг) и т. п.

Подробнее см. в постановлении.

** Обо всех нюансах учета показателя читайте в материале «Количественный и суммовой критерии: нюансы расчета» в «Налоги & бухучет», 2022, № 74.

«Стартап»-резиденты. Это так называемые юрлица-«стартапы», которым ч. 3 ст. 5 Закона № 1667 позволяет при определенных условиях на некоторое время стать резидентами Дія Сіті. А именно: юрлицо, которое отвечает не всем требованиям, предусмотренным ч. 1 ст. 5 (см. выше), имеет право находиться в статусе резидента Дія Сіті, но не дольше, чем до 31 декабря календарного года, следующего за годом, в котором оно приобрело статус резидента Дія Сіті, при условии соблюдения следующих требований.

Четыре требования для «стартапов» (ч. 3 ст. 5 Закона № 1667)

пункта-требования

Требования для «стартап»-резидентства

Примечания

1

Отвечать требованиям, предусмотренным пп. 1, 4 и 5 ч. 1 ст. 5 Закона № 1667

Это требования в отношении: видов ІТ-деятельности, удельного веса квалифицированного дохода и соблюдения ограничений из ч. 2 ст. 5 (см. в таблице выше)

2

Госрегистрация создания юрлица осуществлена не раньше чем за 24 календарных месяца до дня подачи заявления на резидентство в Дія Сіті

То есть вход в «стартап»-резидентство имеют только «молодые» (в возрасте до 2 лет) юрлица!

3

Размер дохода юрлица, определенный в соответствии с п.п. 2 п. 292.1 НКУ, не превышает предельного объема дохода, установленного п. 291.4 НКУ для плательщиков ЕН гр. 3, в каждом из таких календарных лет:

— в году, предшествующем году, в котором юрлицо подало заявление на резидентство в Дія Сіті;

— в году, в котором подано заявление;

— в году, в котором юрлицо приобрело статус* резидента Дія Сіті;

— в году, следующем за годом, в котором приобретен статус резидента Дія Сіті

1. Речь — о любом доходе юрлица, полученном в течение года в денежной форме (наличной и/или безналичной); в виде безвозмездно полученных товаров (работ, услуг)** и суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности (последнее — только для плательщиков НДС).

2. Предельный объем дохода составляет размер 1167 МЗП, установленной на 1 января соответствующего года (для 2021 года это — 7002000 грн, для 2022 года — 7585500 грн).

Имейте в виду, что ограничение дохода критерием, установленным для ЕН гр. 3, вовсе не значит, что плательщик единого налога сможет работать «стартапом» Дія Сіті. Ему помешает в этом норма п.п. 10 п.п. 298.2.3 НКУ

4

В заявлении о приобретении статуса резидента Дія Сіті указано об обращении в уполномоченный орган в соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона № 1667

То есть в заявлении необходимо указать, что вы претендуете именно на «стартап»-резидентство согласно этой ч. 3 ст. 5

* По большей части это будет тот же год, в котором подано заявление.

** Что понимается под «безвозмездно полученными товарами (работами, услугами)», см. в п. 292.3 НКУ.

Внимание! Если на 31 декабря календарного года, следующего за годом, когда юрлицо-«стартап» стало резидентом Дія Сіті, оно будет отвечать всем 5 требованиям, предусмотренным ч. 1 ст. 5 Закона № 1667 (см. первую таблицу), то это юрлицо продолжит находиться в статусе резидента Дія Сіті. То есть для достижения соответствия «полноценному» резиденту у «стартапа» есть время от года до двух (в зависимости от даты вступления в резиденты Дія Сіті). Однако если вы планируете и в дальнейшем остаться резидентом, то среднюю зарплату (экв. 1200 евро) и количество работающих (от 9 человек) необходимо выдерживать с самого начала резидентства (см. первую таблицу)! Да еще и при этом — не превышать размер дохода 1167 МЗП в каждом из первых двух лет резидентства!..

Контроль за соблюдением резидентами требований

Если вы отвечаете каким-то из упомянутых «наборов» требований-критериев и стремитесь стать резидентом Дія Сіті, подавайте Заявление о приобретении статуса резидента Дія Сіті в электронном виде онлайн через портал Дія Сіті. Более подробно о механизме перехода и оформления заявления читайте материал «Переходим в Дія Сіті» в «Налоги & бухучет», 2022, № 74).

Что же касается вопроса контроля и специальной отчетности, его регулирует ст. 13 Закона № 1667 (ср. ).

До окончания шестого полного календарного месяца пребывания резидентом Дія Сіті юрлицо должно подать в Минцифры отчет о соответствии всем упомянутым требованиям («полноценные» — требованиям ч. 1 ст. 5, «стартапы» — ч. 3 ст. 5)* по итогам первых трех полных календарных месяцев пребывания в статусе резидента. Кроме того,

«полноценные» резиденты Дія Сіті должны с таким отчетом подать и аудиторское заключение по итогам проверки утверждений, изложенных в их начальном отчете о соответствии

* Приведены нами выше в двух таблицах (соответственно).

Аудит-заключение Минцифры может требовать и от «стартапа» (если будут расхождения отчета с финотчетностью).

Кроме того, не позже 1 июня года, следующего за отчетным, все резиденты Дія Сіті обязаны подавать в Минцифры отчет о соответствии требованиям ст. 5 с заключением независимого аудитора. О данных, которые должен содержать годовой отчет, см. ч. 4 ст. 13 Закона № 1667. А вот фискалы контролировать соблюдение большинства из упомянутых требований, по-видимому, смогут только на плановых проверках.

В то же время еще раз напомним: постановлением КМУ от 29.03.2022 № 382 установлено, что до 1 января календарного года, который наступает за годом, следующим за годом прекращения или отмены военного положения, подача резидентом Дія Сіті отчета о соответствии и независимого аудиторского заключения, которые предусмотрены ст. 13 Закона № 1667, не требуется (подробнее о «военных» послаблениях читайте материал «Военные послабления для резидентов Дія Сіті» в «Налоги & бухучет», 2022, № 74). Поэтому вопрос контроля за соблюдением некоторых требований-критериев на время войны пока что откладывается. А там: поживем — увидим…

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше