* Закон Украины «О стимулировании развития цифровой экономики в Украине» от 15.07.2021 № 1667-IX.
Два вида критериев-требований и резидентов Дія Сіті
«Полноценные» резиденты. Чтобы попасть в «оффшорный оазис» Дія Сіті, юрлицу** надо зарегистрироваться его резидентом. Отметим, что приобретение статуса резидента Дія Сіті является сугубо добровольным (ч. 1 ст. 4 Закона № 1667). Но для получения и удержания Дія Сіті — резидентства юрлицо должно отвечать определенным требованиям.
** Напомним, что для физлиц, в т. ч. ФЛП, такая возможность не предусмотрена.
Пять требований для «полноценных» (установлены пп. 1 — 5 ч. 1 ст. 5 Закона № 1667)
№ пункта-требования | Требования для «полноценного» резидентства в Дія Сіті | Примечания |
1 | Осуществление одного или нескольких видов деятельности, определенных ч. 4 ст. 5 Закона № 1667, что указано в уставе юрлица и/или сведениях о нем в ЕГР | Перечень видов ІТ-деятельности весьма широк. Там, например, есть: консультирование по вопросам информатизации, бизнес-анализ предметной области, разработка документации пользователя, индивидуальная художественная деятельность, исследование и экспериментальные разработки в сфере естественных и технических наук, проведение маркетинговых кампаний и предоставление рекламных услуг. И еще много интересного. Также там есть еще «прочие» виды, которые определяются КМУ*. О нетипичных для ІТ-отрасли разрешенных видов деятельности подробнее читайте в материале «Дія Сіті возможен для неІТшников?» в «Налоги & бухучет», 2022, № 74 |
2 | Размер среднего месячного вознаграждения привлеченным работникам и гиг-специалистам, начиная с календарного месяца, следующего за месяцем, в котором приобретен статус резидента Дія Сіті, в каждом календарном месяце составляет не меньше, чем гривневый эквивалент 1200 евро по официальному курсу НБУ, установленному на первое число соответствующего месяца | Размер (сумма) такого вознаграждения рассчитывается путем деления суммы всех выплат в виде вознаграждения (зарплаты) — до удержания налогов, сборов и других обязательных платежей, осуществленных юрлицом работникам и гиг-специалистам в соответствующем календарном месяце, на общее количество работников и гиг-специалистов, которым осуществлялись такие выплаты (п. 12 ч. 1 ст. 1 Закона № 1667). То есть если в месяце выплату кому-то не осуществляли, то можно такое лицо не учитывать. Поэтому выполнить это требование, возможно, будет и не так трудно. Учитываются выплаты всем работникам и гиг-специалистам, а не только тем, которые заняты исключительно в ІТ-деятельности. А вот выплаты в пользу ФЛП здесь не учитываются** |
3 | Среднеучетное количество работников и гиг-специалистов юрлица (в случае привлечения) по итогам каждого календарного месяца, начиная со следующего за месяцем, в котором юрлицом приобретен статус резидента Дія Сіті, составляет не менее девяти человек | Этот показатель, думаем, надо исчислять согласно п. 3.1 Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.2005 № 286, но с добавлением к работникам еще и гиг-специалистов, работавших в месяце, за который производится расчет** |
4 | Сумма квалифицированного дохода юрлица, полученного за первых три календарных месяца, следующих за месяцем, в котором юрлицом приобретен статус резидента Дія Сіті, составляет не менее чем 90 % суммы его общего дохода за такой период, а сумма квалифицированного дохода, полученного за каждый календарный год пребывания в статусе резидента Дія Сіті, составляет не менее чем 90 % суммы общего дохода юрлица за тот же период | Квалифицированный доход — сумма чистого дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и роялти (если такие суммы роялти не учтены в чистый доход от реализации продукции), полученных в результате осуществления видов деятельности, предусмотренных ч. 4 ст. 5 данного Закона (п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона № 1667). Ведется учет по данным бухучета за соответствующий период. Как, собственно, и сумма общего дохода за такой период. При этом, думаем, ориентир должен быть на соответствующие (ІТ-)обороты по кредиту субсчетов 701, 702, 703 |
5 | В отношении юрлица отсутствуют обстоятельства, предусмотренные ч. 2 ст. 5 Закона № 1667 | Резидентом может быть только юрлицо, зарегистрированное на территории Украины, доля государства в уставном капитале которого отсутствует или не превышает 25 %! Сведения о бенефициарах которого раскрыты, и такое юрлицо не находится под санкциями, в состоянии прекращения, преобразования или банкротства, у него отсутствуют ограничения по видам деятельности и налоговый долг (свыше 30 дней и 10 МЗП). А также отсутствуют и другие обстоятельства, предусмотренные в этой ч. 2 ст. 5 Закона № 1667 |
* КМУ перечень этих «прочих» видов деятельности определил в постановлении от 19.04.2022 № 467. Там фактически приведены три группы: — разработка, введение техподдержки продуктов и решений международных карточных платежных систем; — производство и реализация электронных компонентов и плат, компьютеров и периферийного оборудования, оборудования связи и т. п.; — предоставление в пользование мощностей по обработке и хранению данных в сфере информатизации (хостинг) и т. п. Подробнее см. в постановлении. ** Обо всех нюансах учета показателя читайте в материале «Количественный и суммовой критерии: нюансы расчета» в «Налоги & бухучет», 2022, № 74. |
«Стартап»-резиденты. Это так называемые юрлица-«стартапы», которым ч. 3 ст. 5 Закона № 1667 позволяет при определенных условиях на некоторое время стать резидентами Дія Сіті. А именно: юрлицо, которое отвечает не всем требованиям, предусмотренным ч. 1 ст. 5 (см. выше), имеет право находиться в статусе резидента Дія Сіті, но не дольше, чем до 31 декабря календарного года, следующего за годом, в котором оно приобрело статус резидента Дія Сіті, при условии соблюдения следующих требований.
Четыре требования для «стартапов» (ч. 3 ст. 5 Закона № 1667)
№ пункта-требования | Требования для «стартап»-резидентства | Примечания |
1 | Отвечать требованиям, предусмотренным пп. 1, 4 и 5 ч. 1 ст. 5 Закона № 1667 | Это требования в отношении: видов ІТ-деятельности, удельного веса квалифицированного дохода и соблюдения ограничений из ч. 2 ст. 5 (см. в таблице выше) |
2 | Госрегистрация создания юрлица осуществлена не раньше чем за 24 календарных месяца до дня подачи заявления на резидентство в Дія Сіті | То есть вход в «стартап»-резидентство имеют только «молодые» (в возрасте до 2 лет) юрлица! |
3 | Размер дохода юрлица, определенный в соответствии с п.п. 2 п. 292.1 НКУ, не превышает предельного объема дохода, установленного п. 291.4 НКУ для плательщиков ЕН гр. 3, в каждом из таких календарных лет: — в году, предшествующем году, в котором юрлицо подало заявление на резидентство в Дія Сіті; — в году, в котором подано заявление; — в году, в котором юрлицо приобрело статус* резидента Дія Сіті; — в году, следующем за годом, в котором приобретен статус резидента Дія Сіті | 1. Речь — о любом доходе юрлица, полученном в течение года в денежной форме (наличной и/или безналичной); в виде безвозмездно полученных товаров (работ, услуг)** и суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности (последнее — только для плательщиков НДС). 2. Предельный объем дохода составляет размер 1167 МЗП, установленной на 1 января соответствующего года (для 2021 года это — 7002000 грн, для 2022 года — 7585500 грн). Имейте в виду, что ограничение дохода критерием, установленным для ЕН гр. 3, вовсе не значит, что плательщик единого налога сможет работать «стартапом» Дія Сіті. Ему помешает в этом норма п.п. 10 п.п. 298.2.3 НКУ |
4 | В заявлении о приобретении статуса резидента Дія Сіті указано об обращении в уполномоченный орган в соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона № 1667 | То есть в заявлении необходимо указать, что вы претендуете именно на «стартап»-резидентство согласно этой ч. 3 ст. 5 |
* По большей части это будет тот же год, в котором подано заявление. ** Что понимается под «безвозмездно полученными товарами (работами, услугами)», см. в п. 292.3 НКУ. |
Внимание! Если на 31 декабря календарного года, следующего за годом, когда юрлицо-«стартап» стало резидентом Дія Сіті, оно будет отвечать всем 5 требованиям, предусмотренным ч. 1 ст. 5 Закона № 1667 (см. первую таблицу), то это юрлицо продолжит находиться в статусе резидента Дія Сіті. То есть для достижения соответствия «полноценному» резиденту у «стартапа» есть время от года до двух (в зависимости от даты вступления в резиденты Дія Сіті). Однако если вы планируете и в дальнейшем остаться резидентом, то среднюю зарплату (экв. 1200 евро) и количество работающих (от 9 человек) необходимо выдерживать с самого начала резидентства (см. первую таблицу)! Да еще и при этом — не превышать размер дохода 1167 МЗП в каждом из первых двух лет резидентства!..
Контроль за соблюдением резидентами требований
Если вы отвечаете каким-то из упомянутых «наборов» требований-критериев и стремитесь стать резидентом Дія Сіті, подавайте Заявление о приобретении статуса резидента Дія Сіті в электронном виде онлайн через портал Дія Сіті. Более подробно о механизме перехода и оформления заявления читайте материал «Переходим в Дія Сіті» в «Налоги & бухучет», 2022, № 74).
Что же касается вопроса контроля и специальной отчетности, его регулирует ст. 13 Закона № 1667 (ср. ).
До окончания шестого полного календарного месяца пребывания резидентом Дія Сіті юрлицо должно подать в Минцифры отчет о соответствии всем упомянутым требованиям («полноценные» — требованиям ч. 1 ст. 5, «стартапы» — ч. 3 ст. 5)* по итогам первых трех полных календарных месяцев пребывания в статусе резидента. Кроме того,
«полноценные» резиденты Дія Сіті должны с таким отчетом подать и аудиторское заключение по итогам проверки утверждений, изложенных в их начальном отчете о соответствии
* Приведены нами выше в двух таблицах (соответственно).
Аудит-заключение Минцифры может требовать и от «стартапа» (если будут расхождения отчета с финотчетностью).
Кроме того, не позже 1 июня года, следующего за отчетным, все резиденты Дія Сіті обязаны подавать в Минцифры отчет о соответствии требованиям ст. 5 с заключением независимого аудитора. О данных, которые должен содержать годовой отчет, см. ч. 4 ст. 13 Закона № 1667. А вот фискалы контролировать соблюдение большинства из упомянутых требований, по-видимому, смогут только на плановых проверках.
В то же время еще раз напомним: постановлением КМУ от 29.03.2022 № 382 установлено, что до 1 января календарного года, который наступает за годом, следующим за годом прекращения или отмены военного положения, подача резидентом Дія Сіті отчета о соответствии и независимого аудиторского заключения, которые предусмотрены ст. 13 Закона № 1667, не требуется (подробнее о «военных» послаблениях читайте материал «Военные послабления для резидентов Дія Сіті» в «Налоги & бухучет», 2022, № 74). Поэтому вопрос контроля за соблюдением некоторых требований-критериев на время войны пока что откладывается. А там: поживем — увидим…