17.10.2022

Ошиблись с формой финотчетности

По правилам для разных субъектов хозяйствования предусмотрена разная финансовая отчетность (ФО). К примеру, для малых и микропредприятий это сокращенная ФО. Но что, если подали «чужой» комплект финансовой отчетности — не по своей форме. Насколько ситуация критична? Нужно ли переподавать ФО? Разбираемся.

В чем ошибка? Подали финотчетность не по той форме. Например, микропредприятие подало финотчетность по ф. № 1-м и 2-м (вместо ф. № 1-мс и 2-мс). Или среднее предприятие подало «малую» ФО по ф. № 1-м и 2-м (вместо полной). А также в декларации по налогу на прибыль в заключительной части поставили отметки «+» о не той финотчетности (т. е. не в тех полях).

О том, какую финотчетность нужно подавать субъектам хозяйствования, см. таблицу:

Состав финансовой отчетности

Субъекты хозяйствования:

Какую финотчетность подают:

сокращенная ФО

— малые предприятия

(кроме единоналожников группы 3 по ставке 3 % / 5 %)

финансовая отчетность малого предприятия***:

— форма № 1-м «Баланс»;

— форма № 2-м «Отчет о финансовых результатах»

(п.п. 1 п. 2 НП(С)БУ 25)

— представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности

— микропредприятия

финансовая отчетность микропредприятия***:

— форма № 1-мс «Баланс»;

— форма № 2-мс «Отчет о финансовых результатах»

(п.п. 2 п. 2 НП(С)БУ 25)

— единоналожники группы 3 по ставке 3 % / 5 %*

— непредпринимательские общества**

полная ФО

прочие предприятия, применяющие НП(С)БУ

полный комплект финансовой отчетности:

— квартальная (ф. № 1, ф. № 2);

— годовая (ф. № 1, ф. № 2, ф. № 3, ф. № 4, ф. № 5, ф. № 6)

(НП(С)БУ 1, НП(С)БУ 29,

приказ Минфина от 29.11.2000 № 302)

* Хотя есть проект изменений в Порядок подачи финансовой отчетности, утвержденный постановлением Кабмина от 28.02.2000 № 419, который собирается подвести единоналожников группы 3 по ставке 3 % / 5 % под общие правила (и предусматривающий, что придется подавать, например: при попадании в микро — ФО «мс», при попадании в малые — ФО «м»).

** Правда, от НПО, которые не попадают в «малые» или «микро», налоговики требуют подавать полную ФО (БЗ 102.20.02).

*** Учтите! Возможность выбора по желанию внутри сокращенной ФО (между «малой» (ф. № 1-м и № 2-м) и «микро» (ф. № 1-мс и № 2-мс)) НП(С)БУ 25 для «малышей» не предусмотрена. Однако им разрешено выбирать между сокращенной и полной ФО (такой выбор нужно закрепить в приказе об учетной политике). Поэтому «малыши» (малые предприятия, микропредприятия, предприятия-единононаложники, НПО, представительства иностранных субъектов) могут по желанию руководствоваться НП(С)БУ 1 и составлять по общим правилам полную финансовую отчетность (п. 2 разд. ІІ НП(С)БУ 1) — в этом никаких нарушений нет.

Последствия. Подача «чужого» комплекта финотчетности, по большому счету, расценивается как нарушение правил составления ФО.

За подачу финотчетности не по той форме:

органам статистики — на должностных лиц предприятия может налагаться админштраф по ст. 1863 КУоАП (от 10 до 15 ннмдг, т. е. от 170 до 255 грн) — за предоставление органам статистики данных для проведения статнаблюдений не по форме, предусмотренной отчетно-статистичеcкой документацией. Хотя, по правде, финотчетность в определение отчетно-статистической документации (из ч. 5 ст. 8 Закона Украины «О государственной статистике» от 17.09.92 № 2614-XII) не сильно вписывается. И все же такой штраф органы статистики могут применить (письмо Госкомстата от 01.11.2001 № 16-1-67).

Напомним, что на военном положении, как и на карантине, от административной ответственности освобождений нет. Впрочем, поскольку правонарушение относят к разовым, то админштраф может быть наложен не позднее чем через 2 месяца со дня его совершения (БЗ 132.03; ст. 38, 2443, 255 КУоАП);

налоговикамесли налоговая отчетность принята (т. е. получены обе квитанции и в течение 5 рабочих дней налоговики не отказали в приеме декларации, пп. 49.9.2, 49.11 НКУ) — то штрафы за неподачу декларации по п. 120.1 НКУ (340 грн, а при повторном нарушении — 1020 грн) применяться не должны. Тем более, что предоставление «чужого» комплекта финотчетности нельзя приравнять к неподаче декларации вообще, а потому оснований для применения этого штрафа нет. Так что цепляться к неправильной ФО контролеры не должны (письмо ГНСУ от 20.11.2020 № 4775/ІПК/99-00-05-05-01-06). Главное, чтобы финрезультат (объект налогообложения) был посчитан правильно. Подробнее об этом см. статью «Подали финотчетность не той формы» // «Налоги & бухучет», 2021, № 15.

Поэтому подача не той ФО, по сути, ничем особо страшным не грозит. Так что переподавать ли заново ФО по своей форме — решать предприятию.

Как исправить? Если решено переподать ФО, то нужно:

подать исправленную уточняющую финотчетность (по правильным формам);

уточниться по налогу на прибыль (переподать декларацию, чтобы поставить отметки о правильной ФО). Для этого — подать уточняющую декларацию (УД) по налогу на прибыль (с отметками о правильной ФО в заключительной части) или вместе с текущей декларацией подать приложение ВП, в котором заполнить таблицу 3 приложения ВП (с правильными отметками).

Подробнее о подаче финотчетности см. спецвыпуск «Налоги & бухучет», 2021, № 102.