Темы статей
Выбрать темы

Ставка НДС при ремонте транспорта ВСУ: 20 или 0 %?

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Предприятие — плательщик налога на прибыль и плательщик НДС предоставляет услуги по ремонту автомобильной техники воинским частям ВСУ. Оплата проходит через Казначейство. Последний пакет документов в Казначействе не приняли со ссылкой на то, что согласно постановлению Кабмина от 02.03.2022 № 178 такие услуги не облагаются НДС. На самом ли деле предприятие — плательщик НДС должно использовать нулевую ставку при предоставлении таких услуг военным?

Нулевая ставка в действии

Когда речь заходит о ремонте автомобильной техники ВСУ, то на сегодня у многих плательщиков НДС возникает вопрос: какую именно ставку НДС стоит применять при налогообложении такой операции — 20 или 0 %?

Возникает этот вопрос из-за п.п. «г» п.п. 195.1.2 НКУ. В нем прямо указано, что по ставке НДС 0 % облагаются операции по поставке товаров для заправки (дозаправки) или обеспечения наземного военного транспорта или другого специального контингента Вооруженных Сил Украины, который участвует в миротворческих акциях за рубежом Украины, или в иных случаях, предусмотренных законодательством.

До начала вторжения рашистов применить нулевую ставку НДС согласно этому подпункту можно было только в случае заправки (дозаправки) или обеспечения наземного военного транспорта или другого специального контингента ВСУ, который участвует в миротворческих акциях за рубежом, поскольку иных случаев, когда бы законодательство говорило о применении этой нулевой ставки, по этой норме НКУ не было прописано.

После начала военных действий ситуация изменилась. Кабмин с целью выполнения мобилизационных заданий в условиях военного положения утвердил постановление от 02.03.2022 № 178. Им был

дан старт применению 0 % ставки НДС из п.п. «г» п.п. 195.1.2 НКУ и при проведении заправки (дозаправки) или обеспечения техники ВСУ на территории Украины

Речь идет о применении 0 % ставки НДС и в случае заправки (дозаправки) или обеспечения транспорта ВСУ, Нацгвардии, СБУ, Службы внешней разведки, Государственной пограничной службы, МВД, ГСЧС, Управления государственной охраны, Госслужбы спецсвязи и защиты информации, других образованных в соответствии с законами воинских формирований, их соединений, воинских частей, подразделений, учреждений или организаций, которые содержатся за счет средств государственного бюджета для нужд обеспечения обороны Украины, защиты безопасности населения и интересов государства.

При этом постановление № 178 вступило в силу 02.03.2022, а применяется с 24.02.2022, то есть с начала войны.

Кажется, ничего сложного. Используете товары для заправки или обеспечения транспорта ВСУ, применяйте ставку 0 %. Но если копнуть глубже, то не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Проблема нулевой ставки

Проблема в применение нулевой ставки НДС при заправке (дозаправке) или обеспечении транспорта ВСУ в том, что

точно не известно, какие именно операции попадают под действие 0 % ставки НДС

Дело в том, что ни постановление № 178, ни п.п. «г» п.п. 195.1.2 НКУ четко не говорят, о каких именно операциях идет речь.

Длительное время и налоговики молчали об этом. Но они немножко пролили свет на эту норму (см. письмо ГНСУ от 29.07.2022 № 8271/6/99-00-21-03-02-06).

Налоговики прямо заявляют, что четких правил применения нулевой ставки ни один нормативно-правовой акт, в том числе и НКУ, не содержит. Из этого они делают следующие выводы:

— под действие 0 % ставки НДС попадает заправка (дозаправка) или обеспечение любого транспорта, то есть наземного, морского или воздушного, а если речь идет о наземном транспорте, то сюда попадает как автомобильный транспорт, так и железнодорожный. Ведь ни один нормативно-правовой акт не определяет ограничений или критериев в отношении видов транспорта, при заправке (дозаправке) или обеспечении которого не действует ставка 0 %;

— для целей применения 0 % ставки попадают любые товары, которые можно использовать для заправки (дозаправки) или для обеспечения транспорта. Аргумент здесь тот же: ни один нормативно-правовой акт не определяет ни перечня товаров для заправки (дозаправки) или обеспечения транспорта, ни перечня кодов из Единого закупочного словаря ГК 021:2015 или кодов УКТ ВЭД.

Когда речь идет о заправке или дозаправке, то здесь точно говорится о поставке именно товаров, то есть горючего или других материалов, которые используются при осуществлении таких операций. Поэтому здесь все понятно.

А вот когда говорят об обеспечении транспорта, то из-за отсутствия какой-то конкретики кажется, что под эту операцию можно подтянуть не только поставку товаров для обеспечения транспорта ВСУ, но и поставку услуг. И вот здесь сразу начинаются проблемы.

Фискалы игнорируют такую возможность. Дело в том, что они уклоняются от самостоятельной трактовки термина «обеспечение транспорта». Аргументы — такого понятия в ст. 14 НКУ не содержится.

Поэтому они советуют плательщикам налога обратиться за соответствующим разъяснением к Минобороны. То есть, на их взгляд, именно Минобороны может дать ответ на вопрос: попадает ли под термин «обеспечение транспорта» и поставка услуг или только поставка товаров?

А пока Минобороны не даст объяснения, фискалы сами будут делать так, как им позволяет совесть (то есть фискалить).

Услуги не попадают

В вышеупомянутом письме налоговики начинают подходить к решению вопроса, попадает ли предоставление услуг по обеспечению транспорта ВСУ под нулевую ставку, с фискально-формальной стороны.

Они смотрят на положение самого п.п. 195.1.2 НКУ, которым введена в действие нулевая ставка, и видят, что там говорится именно о поставке товаров. А потому делают фискальный вывод:

при поставке услуг по обеспечению транспорта ВСУ, то есть ремонту или техобслуживанию такого транспорта, нулевая ставка не применяется

И, чтобы быть убедительнее, они подтверждают этот вывод тем, что ни п.п. «г» п.п. 195.1.2 НКУ, ни постановление № 178 прямо не предусматривают применения нулевой ставки НДС к операции по поставке услуг.

С фискалами по этому поводу, конечно, можно попробовать поспорить, если провести аналогию применения нулевой ставки НДС при заправке (дозаправке) или обеспечении транспорта ВСУ из п.п. «г» п.п. 195.1.2 НКУ и заправке или обеспечении других судов (например, морских, воздушных, космических и т. п.).

Так вот, когда речь идет о нулевой ставке при заправке и обеспечении воздушных судов из п.п. «б» п.п. 195.1.2 НКУ, то в отличие от заправки (дозаправки) или обеспечения транспорта ВСУ, фискалы делают совсем другой вывод. Хотя и в п.п. «б» п.п. 195.1.2 НКУ нет прямого упоминания о том, что нулевая ставка распространяется и на операции по предоставлению услуг.

Так вот, в своих разъяснениях (см. письма ГНСУ от 31.08.2017 № 1775/6/99-99-15-03-02-15/ІПК и от 31.08.2017 № 1774/6/99-99-15-03-02-15/ІПК) они говорят, что под нулевую ставку попадают все поставки товаров и услуг, которые комплексно необходимы для обслуживания воздушных судов, выполняющих определенные рейсы, в частности горюче-смазочные материалы и бортовое питание, напитки; наземное обслуживание самолетов; предоставление услуг персонала по обслуживанию воздушных судов, услуг в украинских аэропортах по обслуживанию пассажиров международных рейсов и т. п.

Но, к сожалению, такие разъяснения фискалы дают только для применения 0 % ставки для заправки или обеспечения воздушных судов. Что касается транспортных средств ВСУ, то здесь у них совсем другой подход.

Непрямым подтверждением того, что и при предоставлении услуг по обеспечению транспорта ВСУ должна действовать нулевая ставка, является и тот факт, что даже Казначейство на практике считает, что в этом случае должна действовать нулевая ставка НДС. Но именно налоговики, а не Казначейство, контролируют уплату НДС, потому если хотите, чтобы услуги по ремонту транспорта ВСУ попали под действие 0 % ставки НДС, за это следует бороться.

Так, в частности, стоит учитывать, что вышеупомянутые фискальные разъяснения предоставлены в индивидуальной консультации. А как все знают, фискалы часто их изменяют. Поэтому перед тем как применять 20 % при предоставлении ремонтных услуг ВСУ, советуем получить и для себя индивидуальную консультацию по этому вопросу. Возможно, вам улыбнется удача.

Хотя есть и другой вариант победить фискалов. Следует сначала обратиться к Минобороны и поинтересоваться, какие операции попадают под понятие «обеспечение транспорта». И если Минобороны скажет, что сюда попадают и услуги по ремонту и техобслуживанию транспорта ВСУ, то тогда у фискалов не будет оснований фискалить в этой ситуации.

Итак, чтобы добиться распространения 0 % ставки по НДС и на услуги по ремонту транспорта ВСУ, следует незаурядно постараться.

Услуги + запчасти = 20 %

Тем, кто не будет бороться и получать индивидуальную консультацию, логично согласиться с выводами, сделанными в вышеупомянутом разъяснении фискалов. Но даже это не снимает всех вопросов в отношении обложения НДС операций по обеспечению транспорта ВСУ.

Так, достаточно часто плательщики НДС, которые ремонтируют транспорт ВСУ, в одном акте о предоставлении услуг отражают не только стоимость услуг по ремонту, но и стоимость запчастей к транспорту ВСУ. Так вот, если так случается, то возникает вопрос: как в таком случае следует облагать налогом эту услугу?

Ответ дают фискалы в упомянутом фискальном письме ГНСУ от 29.07.2022 № 8271/6/99-00-21-03-02-06 (ср. ). В нем они заявляют, что если запасные части или другие товары являются составляющей определенной услуги, например по ремонту и техническому обслуживанию автомобильной техники, и их стоимость включается в общую стоимость такой услуги, то поставка каждой из отдельных составляющих такой услуги не рассматривается как отдельно определенная операция для целей обложения НДС.

Из этого следует, что фискалы считают, что если в стоимость услуг по ремонту и техобслуживанию транспорта ВСУ включается стоимость запчастей, то они не облагаются налогом самостоятельно, а облагаются налогом в составе услуги.

А поскольку услуги облагаются налогом по 20 % ставкой, то и стоимость запчастей, которая попала в стоимость услуги, тоже облагается налогом по ставке 20 %

Поэтому если плательщик НДС не желает, чтобы поставленные запчасти облагалась налогом по ставке 20 %, нужно отдельно выделить стоимость запчастей к транспорту ВСУ. И тогда стоимость таких запчастей будет облагаться налогом по ставке 0 %. Стоимость же самой услуги все равно будет облагаться налогом по ставке 20 %.

Выводы

  • Если предприятие выставило счет на оплату за ремонт транспорта ВСУ и в стоимость счета включило стоимость запчастей, то вся операция, исходя из разъяснений фискалов, попадает под действие 20 % ставки НДС. А следовательно, требования Казначейства являются неправомерными. Хотя тем, кто с фискалами не соглашается, можно попробовать отстоять свою позицию. Тем более что Казначейство будет на вашей стороне.
  • Если же бороться за нулевую ставку НДС не будете, то есть вариант получить ее только на части операции, а именно в отношении замены запчастей к транспорту ВСУ. Для этого стоит в акте запчасти и услуги выделить отдельно. Тогда по наставлениям фискалов стоимость запчастей попадает под действие 0 % ставки НДС, а вот услуги так и будут облагаться налогом по 20 % ставке.
  • Хотя такой вариант может не подойти плательщикам ЕН, у которых среди видов разрешенной деятельности на ЕН нет торговли запчастями. Им тогда следует или бороться за нуль и для услуг по ремонту транспорта ВСУ, или согласиться на 20 % и убеждать Казначейство, что ошиблись именно они.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше