Темы статей
Выбрать темы

Устанавливаем твердотопливный котел: организационные вопросы

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Из-за постоянных обстрелов рашистами объектов инфраструктуры (котельных, ТЭЦ, ТЭС и газопроводов) многие юрлица задумались над тем, чтобы стать независимыми от общих систем. Они намереваются заменить или переоборудовать действующие системы отопления (которые обычно состоят из газовых котлов или централизованного отопления) на твердотопливные. О том, какие организационные вопросы следует выполнить, чтобы сделать такую трансформацию, поговорим дальше.

Виды трансформации

Обычно предприятие на практике сталкивается с разными вариантами установки твердотопливного котла:

1) замена работающего газового котла на твердотопливный. В этом случае газовый котел выбрасывается из системы отопления и вместо него устанавливается новый твердотопливный;

2) переоборудование газового котла в твердотопливный, то есть трансформация существующего котла под другой вид топлива. Такой трансформации подлежат только старые большие газовые котлы;

3) установка твердотопливного котла в помощь действующему газовому. Здесь речь идет о создании в одной замкнутой системе отопления двух источников тепловой энергии;

4) установка твердотопливного котла в помещение, где раньше или вообще не было отопления, или было централизованное.

Какой вариант выбрать, решает только субъект хозяйствования. Какой бы вариант выбрано не был, предприятию перед установкой и/или заменой котла следует будет решить ряд организационных задач. О них и поговорим дальше.

Отключение от старой системы отопления

Отключение от газовой системы. Выбирая способ установки твердотопливного котла вместо газового или переоборудования газового в твердотопливный, прежде всего следует отказаться от использования газа.

Для этого за 20 дней до прекращения потребления газа в письменном виде сообщите (пошлите заявление) поставщику газа или оператору ГРМ/ГТС о расторжении договора на поставку газа и рассчитайтесь за потребленный газ (п. 7 разд. ІІ Правил поставки природного газа, утвержденных постановлением НКРЭКУ от 30.09.2015 № 2496).

После этого вам отключат газ (путем или перекрытия запорных устройств, или установки инвентарной заглушки).

Отключение от централизованного отопления. Исходя из Правил предоставления услуг по поставке тепловой энергии (постановление Кабмина от 21.08.2019 № 830) любой собственник помещения, в том числе и во многоэтажном здании, который пользуется централизованным отоплением и водоснабжением, имеет право отключить свое помещение и обустроить систему индивидуального теплоснабжения (отопления или горячего водоснабжения).

Для отказа от централизованного отопления собственник (совладельцы) подает в орган местного самоуправления заявление об отключении

Такое заявление составляют в произвольной форме и указывают в нем причины отключения, а также информацию о намерении обустройства в здании систем индивидуального или автономного теплоснабжения (отопления и горячего водоснабжения).

Полученное заявление передают на рассмотрение соответствующей комиссии. Такая комиссия в месячный срок принимает решение. Если оно позитивное, то заявитель получает перечень организаций, к которым стоит обратиться для получения технических условий для разработки проекта отключения и проекта индивидуального (автономного) теплоснабжения и отделения от сетей централизованного отопления.

Только после этого орган местного самоуправления на ближайшем заседании принимает решение об отключении здания от централизованного отопления.

Если решение об отключении принято и проекты обустройства автономным отоплением утверждены, то переходят к отключению от централизованной системы отопления. Такое отключение осуществляет исполнитель работ по обслуживанию внутридомовых систем теплоснабжения или оператор внешних инженерных сетей или другой привлеченный собственником субъект хозяйствования, который имеет соответствующую лицензию.

Обращаем внимание! Отключение возможно только в межотопительный период не позже чем 1 октября и только за счет собственника помещения.

После того как состоялось отсоединение от централизованной сети, собственнику целесообразно приступать к обустройству новой системы отопления, основанной на твердотопливном котле.

Котел и арендованное помещение

Когда речь идет об установке твердотопливного котла в арендованном помещении, то имеем дело с улучшением объекта аренды. А по общему правилу улучшать объект арендатор может только с разрешения арендодателя (ч. 1 ст. 778 ГКУ). Поэтому если арендатор пожелает установить в арендованном помещении котел, то он должен получить на это разрешение у арендодателя. Такое разрешение можно получить внесением изменений в договор аренды или обменявшись письмами.

Если разрешение на улучшение получено, то арендатор может приступать к установке котла.

При этом следует помнить, что по согласию с арендодателем арендатор имеет право получить от него компенсацию стоимости работ по установке котла или зачислить такие расходы в счет арендной платы.

Если же такой договоренности нет, то о возмещении речь не идет (ч. 1, 5 ст. 778 ГКУ). В этом случае получается, что после окончания срока аренды арендодатель или должен забрать котел (если он отделим от объекта аренды без повреждения самого объекта аренды), или должен подарить его арендодателю.

Разрешение на выбросы

Правила получения. Перед тем как начинать использовать твердотопливный котел, предприятие должно получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ.

Без разрешения на выбросы загрязняющих веществ твердотопливный котел эксплуатировать нельзя (ст. 11 Закона № 270*)

* Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» от 16.10.92 № 2707-XII.

Твердотопливный котел обычно относят ко второй или третьей группе стационарных источников загрязнения.

Чтобы получить для такого источника загрязнения разрешение, следует (ст. 111 Закона № 2707 и п. 5 Порядка № 302**):

** Порядок проведения и оплаты работ, связанных с выдачей разрешений.., утвержденный постановлением КМУ от 13.03.2002 № 302.

1) подать областным, Киевской*** городской госадминистрации или в разрешительный центр (обычно им является центр предоставления административных услуг) в письменной и в электронной форме:

*** А вскоре и Севастопольской городской госадминистрации, органу исполнительной власти АР Крым по вопросам охраны окружающей природной среды.

заявление для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. Его оформляют в произвольной форме;

пакет документов, в которых обосновываются объемы выбросов. Перечень таких документов содержится в ст. 111 Закона № 2707 и п. 4 Порядка № 302. Подготовить их следует в соответствии с разд. 2 Инструкции № 108*;

* Утверждена приказом Минприроды от 09.03.2006 № 108.

2) разместить в местных печатных СМИ сообщение о намерении получить разрешение с указанием адреса местной госадминистрации, в которую могут посылаться замечания общественных организаций и отдельных граждан.

Разрешение выдадут приблизительно в течение 20 рабочих дней после получения заявления и документов на получение разрешения в случае отсутствия замечаний. Срок действия такого разрешения — 10 лет для котлов, отнесенных ко второй группе, или неограничен — для котлов третьей группы (ст. 11 Закона № 2707).

Разрешение выдается бесплатно (п. 3 Порядка № 302). Хотя за подготовку документов для его получения придется немало заплатить организации, которой Министерства окружающей среды дало право на их разработку (п. 4 Порядка № 302).

В то же время на время действия ВП в Украине введено немало послаблений. Одно из таких послаблений — это возможность начать осуществлять определенные виды деятельности на основе поданной декларации об осуществлении хозяйственной деятельности. В перечень видов деятельности, при осуществлении которых во время ВП не распространяется действие упомянутого послабления, не входит осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Следовательно,

на время действия ВП начинать эксплуатировать твердотопливный котел можно и без получения разрешения

Достаточно просто подать декларацию**. Как это сделать, читайте в «Лицензии и документы разрешительного характера во время военного положения» // «Налоги & бухучет», 2022, № 25.

** Об этом говорят официальные органы: carpathia.gov.ua/news/vazhlyva-informatsiia-dlia-subiektiv-hospodariuvannia-iaki-maiut-namir-otrymaty-dozvil-na-vykydy, https://www.drs.gov.ua/permit system/shhodo-strokiv-diyi-dozvolu-na-vykydy-zabrudnyuyuchyh-rechovyn-v-atmosferne-povitrya-statsionarnymy-dzherelamy-na-period-karantynu-ta-voyennogo-stanu/

Тем, кто воспользуется этой упрощенной процедурой получения разрешения на выбросы, следует помнить, что на основе декларации они могут работать до окончания ВП. А после его окончания у них будет 3 месяца, чтобы получить соответствующее разрешение или прекратить осуществлять выбросы и эксплуатацию котла.

Подача отчетности. Кроме того, субъекты хозяйствования, которые получат разрешение на выбросы загрязняющих веществ, должны помнить, что на сегодня ст. 11 Закона № 2707 требует от них ежегодно подавать в разрешительный орган отчет о соблюдении условий разрешения на выбросы и выполнении мероприятий по осуществлению контроля за соблюдением установленных предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ.

Представление отчета и его размещение на интернет-ресурсе разрешительного органа осуществляются в порядке, установленном Кабмином.

По состоянию на сегодня Кабмин не утвердил ни форму вышеупомянутого отчета, ни сроки его подачи в части отчетности о соблюдении условий разрешения на выбросы и выполнении мероприятий по осуществлению контроля за соблюдением установленных предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ. Поэтому считаем, пока это не произойдет, подавать такой отчет не нужно. Но, чтобы не пропустить нововведения, советуем мониторить этот вопрос.

Ответственность. Учитывая такую головную боль с получением разрешения на осуществление выбросов, многие субъекты хозяйствования, которые устанавливают твердотопливный котел, делают это без получения такого разрешения.

Те, кто так делают, должны помнить, что это может вылезти им боком. А именно за использование котла без разрешения можно столкнуться с:

админштрафом согласно ст. 78 КУоАП. Его налагают на должностные лица предприятия в размере от 85 до 136 грн;

возмещением убытков в полном объеме, которые причиняют такие действия окружающей атмосферной среде (ст. 33, 34 Закона № 2707). Правила расчета ущерба содержатся в Методике, утвержденной приказом Министерства окружающей среды от 28.04.2020 № 277;

уголовной ответственностью в соответствии со ст. 241 УКУ за загрязнение или другое изменение природных свойств атмосферного воздуха вредными веществами, если это создало опасность для жизни, здоровья людей или для окружающей среды. Карается штрафом от 1800 до 3600 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничением свободы сроком до 3 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок или без такового.

Эконалог

Разрешение — основа уплаты. Если предприятие начинает использовать новый твердотопливный котел, то оно становится плательщиком эконалога за выбросы загрязняющих веществ таким котлом (п.п. 240.1.1 НКУ).

При этом не имеет значения, получило предприятие разрешение на выбросы таким котлом или нет. Если котел используете для отопления, то должны платить эконалог

Другое дело, что когда предприятие не получит разрешения на выбросы загрязняющих веществ, то у него не будет выходных данных (перечня загрязняющих веществ, которые выбрасывает в воздух стационарный источник загрязнения, и предельных объемов образования таких загрязняющих веществ) для расчета эконалога.

В этом случае, чтобы рассчитать размер эконалога, можно воспользоваться статистическими данными об объеме образования загрязняющих веществ при сгорании топлива, которое используется в котле. Подробно о том, где взять такие показатели и как применять для расчета, читайте в «Отопительный котел как повод уплатить эконалог» // «Налоги & бухучет», 2020, № 74.

Особенность уплаты. Также стоит заметить, что те субъекты хозяйствования, которые эксплуатируют котлы, должны помнить, что за выбросы СО2 они будут уплачивать эконалог только после того, как объем осуществленных выбросов в атмосферу СО2 превысит 500 т в год (п. 240.7 НКУ).

Чтобы осуществить такой объем выбросов, по подсчетам фискалов, следует употребить (сжечь) энергетическими установками 260 тыс. куб. метров природного газа или 170 тонн дизельного горючего, или 260 тонн угля. Если объем потребления топлива за год у вас меньше, то за СО2 платить эконалог вам не следует. А вот за все остальные выбросы загрязняющих веществ, которые образуются при эксплуатации котла, платить эконалог придется.

Заметим! Отчитываться по эконалогу следует ежеквартально в общие квартальные сроки, то есть в течение 40 календарных дней после окончания квартала. Уплатить же задекларированные суммы следует в течение 10 дней после окончания предельного срока подачи декларации.

Арендованное помещение. Что касается уплаты эконалога за выбросы загрязняющих веществ твердотопливным котлом в случае аренды, то по общему правилу платить его должен собственник автономной системы отопления (котла), который использует его для отопления здания.

Следовательно, если в арендованном помещении твердотопливный котел устанавливает арендатор, то до тех пор, пока на такой котел не будет передано право собственности арендодателю, эконалог должен платить именно арендатор такого помещения и по совместительству собственник котла. После того как право собственности на котел будет передано арендодателю, плательщиком эконалога станет уже арендодатель.

Особенность уплаты эконалога есть только в случае, когда арендодателем является физлицо. Так вот, в этом случае, даже если котел будет передан в ее собственность, по мнению фискалов, платить эконалог может и дальше арендатор. Но это будет только в том случае, когда именно арендатором заключены договоры на приобретение (поставку) топлива для автономных систем отопления (котлов) арендованных зданий (БЗ 117.01).

Сами же правила расчета эконалога арендатором те же, что и в случае уплаты эконалога собственником помещения (см. выше).

Форма № 20-ОПП

Если предприятие начинает впервые использовать в деятельности твердотопливный котел, то это значит, что у него появляется новый объект налогообложения (за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу). А следовательно, может показаться, что в течение 10 рабочих дней со дня введения котла в эксплуатацию следует подать налоговикам уведомления по форме № 20-ОПП.

Но это только первое впечатление. Дело в том, что на сегодня отражать данные об объектах налогообложения следует, используя принцип укрупнения информации. В соответствии с ним предприятие в случае установки нового котла или демонтажа старого не должно подавать данные о таких изменениях. Дело в том, что такой объект налогообложения, как котел, поглощается более габаритным объектом — помещением, где он используется. А поскольку форма № 20-ОПП с информацией о помещении, где стоит котел, уже должна быть подана, то подавать еще отдельно уведомление по форме № 20-ОПП о котле (в том числе и о демонтаже старого котла) теперь не надо.

Если же информация о таком помещении раньше не подавалась, то есть смысл сделать это сейчас, особенно в том случае, если помещение, в котором будет работать котел, расположено не по основному месту вашего учета. Дело в том, что без постановки на учет по неосновному месту учета предприятию не удастся подать экодекларацию. Чтобы встать на учет по неосновному месту учета, предприятию следует поставить в форме № 20-ОПП соответствующую галочку о постановке на учет по неосновному месту учета.

Несколько слов скажем о случае, когда субъект хозяйствования в арендованном помещении устанавливает твердотопливный котел. В этом случае действуют те же правила, что и в случае установки котла в собственном помещении. Котел, как объект налогообложения, по правилам укрупнения поглощается обобщающим объектом налогообложения — арендованным помещением. Поэтому отдельно подавать форму № 20-ОПП в случае установки твердотопливного котла не следует. Главное, подать форму № 20-ОПП за полученное в аренду помещение.

Этот вывод касается всех случаев установки котла: вместо другого твердотопливного, вместо централизованного отопления или вообще при первичной его установке в помещении, где котла вообще никогда не было.

Выводы

  • Для возможности использования твердотопливного котла следует получить разрешение на выбросы им загрязняющих веществ.
  • Во время действия ВП можно начать использовать котел на основе декларации об осуществлении хозяйственной деятельности. Разрешение получить следует в течение 3 месяцев после завершения ВП.
  • При использовании твердотопливного котла возникает объект налогообложения эконалогом. Чтобы не было проблем с расчетом эконалога, следует получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше