Заявлений, для которых НКУ или подзаконные акты налогового законодательства устанавливают сроки подачи, существует немало. Среди таких заявлений стоит выделить:
— заявление на регистрацию плательщиком НДС (ф. № 1-ПДВ);
— заявление на аннулирование НДС-регистрации (ф. № 3-ПДВ);
— заявление на регистрацию плательщиком единого налога;
— заявление на аннулирование ЕН-регистрации;
— уведомление по ф. № 20-ОПП и других форм, связанных с учетом налогоплательщиков (ф. № 1-ОПП, 17-ОПП и др.).
Какие последствия имеет несвоевременная подача этих заявлений? Рассмотрим на примере вышеперечисленных документов!
Нарушения сроков — нет
В отличие от деклараций и приложений к ним, заявления НЕ являются налоговой отчетностью. А поскольку сроки, отведенные на их подачу, установлены или НКУ, или подзаконными актами, которые относятся к налоговому законодательству, есть важный нюанс. А именно:
приостановка сроков, установленная п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ для сроков на подачу заявлений, — полностью работает
То есть если говорить о подаче заявлений или ф. № 20-ОПП, де-факто нельзя говорить о нарушении сроков. Ведь сроки остановлены на весь период военного положения и потому не могут быть пропущены. Другими словами, просто невозможно говорить о несвоевременной подаче заявлений во время военного положения.
Казалось бы, это чудесная новость. Но все ли так радужно и однозначно? Давайте разберемся отдельно с наиболее популярными заявлениями!
НДС-регистрация и разрегистрация
Правила регистрации и аннулирования регистрации плательщиком НДС установлены соответственно ст. 183 и 184 НКУ. В частности, в этих статьях прописаны и последствия несвоевременной подачи НДС-заявлений.
Например, субъект хозяйствования, который подлежит обязательной НДС-регистрации, должен подать ф. № 1-ПДВ не позже 10-го числа месяца, следующего после превышения НДС-миллиона (п. 183.2 НКУ). В ином случае с 11-го числа он несет ответственность за начисление и уплату НДС на уровне зарегистрированного плательщика, но без права на налоговый кредит (п. 183.10 НКУ).
Допустим, что НДС-миллион (п. 181.1 НКУ) превышен во время военного положения. Означает ли это, что Заявление по ф. № 1-ПДВ можно подать позже и без последствий, описанных в п. 183.10 НКУ? Формально да. Мы считаем, что такой подход возможен.
Поэтому получается, что опоздав с подачей Заявления по ф. №1-ПДВ, вы сможете избежать негативных последствий, связанных с несвоевременной подачей Заявления. Тем не менее, рекомендуем по возможности не пропускать сроки, отведенные на подачу заявлений на НДС-регистрацию и разрегистрацию.
ЕН-регистрация и разрегистрация
Сроки, отведенные на подачу ЕН-заявлений, установлены ст. 298 НКУ. Эти сроки на время военного положения — также остановлены в соответствии с п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Но так же, как и в случае с НДС, нет никаких разъяснений по поводу того, что ЕН-заявления можно подавать позже.
Иначе говоря, чтобы стать плательщиком единого налога по состоянию на начало конкретного квартала, рекомендуем все равно вписываться в общие сроки, установленные пп. 298.1.4, 298.1.5 НКУ. При более поздней подаче статус плательщика единого налога определенной группы с желательной даты налоговики, судя по всему, не гарантируют. Отличие от НДС-заявления здесь в том, что ЕН-заявление подается добровольно для реализации желания субъекта хозяйствования. Поэтому даже приостановка сроков не дает оснований реализовать желание, если заявление подано с опозданием.
А если заявление подается для перехода не на обычный, а на специальный единый налог (то есть по ставке 2 %), об остановке сроков, кажется, вообще никто не упоминает. Ведь законодатель прямо определяет, что дата, на которую заявитель приобретает статус плательщика спецЕН, зависит от даты подачи Заявления (п. 9.8 подразд. 8 разд. ХХ НКУ). Следовательно,
для единоналожных заявлений приостановка налоговых сроков, по сути, ничего не означает
Все равно ориентируемся на общие сроки, определенные НКУ.
Уведомление по ф. № 20-ОПП
Об этой форме отчетности мы уже упоминали в статье, посвященной налоговой отчетности. Ее отличие от предыдущих «заявительных» форм заключается в том, что за неподачу ф. № 20-ОПП налоговики пытались плательщиков штрафовать — по п. 117.1 НКУ. Однако в военное время этот штраф не применяется. Именно со ссылкой на то, что сроки, определенные налоговым законодательством (а Порядок № 1588 тоже к нему относится), — приостановлены (БЗ 116.12).
Напомним: в обычных условиях срок подачи ф. № 20-ОПП — 10 рабочих дней начиная от дня открытия или создания объекта налогообложения (п. 8.4 Порядка № 1588). Во время военного положения подать ф. № 20-ОПП можно и позже. И не бояться штрафных санкций.
Впрочем, кроме штрафов, есть другие неприятные последствия, с которыми сталкиваются те, кто не подал ф. № 20-ОПП. Они не смогут зарегистрировать РРО/ПРРО, акцизный склад, получить лицензию и могут получить статус рискового плательщика, что, в свою очередь, приведет к блокировке НН/РК. И вот от этих последствий военное положение вряд ли спасет.
Выводы
- Сроки на подачу заявлений, определенные налоговым законодательством, теперь приостановленные в связи с военным положением.
- Практической пользы от приостановки сроков на подачу заявлений по факту нет, ведь придется все равно вписываться в общие сроки их подачи.
- Плательщики освобождены от ответственности за несвоевременную подачу ф. № 20-ОПП, но могут столкнуться с другими негативными последствиями неподачи указанного уведомления.