Темы статей
Выбрать темы

Возврат товаров в розничной торговле

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Розничная торговля — это обычно тривиальная перепродажа товаров без какого-либо изменения их характеристик. Невзирая на это, на розничных торговцев (а не только на производителей) законом возложена обязанность удовлетворять требования потребителей в отношении качества приобретенных товаров. И даже их прихоти, если товары абсолютно качественные, но чем-то не подходят потребителю. Поэтому без дополнительной подготовки, как действовать в таких ситуациях, розничникам не обойтись. Наша статья — сжатый конспект, выучив который, можно смело выходить на поединок хоть с покупателем, ☺, хоть с проверяющим. И пусть победит… закон!

При возвратах в розничной торговле ваши действия как продавца зависят от того, что именно вы продаете (непродовольственные товары или пищевые продукты), и товар какого качества (надлежащего или неподобающего) возвращает вам покупатель. А регламентировано все это Законом № 1023*, который стоит на страже интересов потребителя. Приведем в таблице тот минимум, который позволит вам не ошибиться, удовлетворяя (или нет) требования потребителя в отношении возврата приобретенного у вас товара.

* Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 № 1023-XII.

Если потребитель недоволен приобретенным товаром

Характеристика товара

Права потребителя / обязанности продавца

Особенности расчетов

Непродовольственные товары

Надлежащего качества*

потребитель имеет право в течение 14 дней с момента передачи ему товара, не считая дня приобретения, если более длительный срок не объявлен продавцом:

1) обменять товар на аналогичный, если он не удовлетворил по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам не может быть использован по назначению;

2) в случае отсутствия аналогичного товара:

а) или приобрести любые другие товары из имеющегося ассортимента с соответствующим перерасчетом стоимости;

б) или расторгнуть договор и получить назад деньги в размере стоимости возвращенного товара;

в) или осуществить обмен товара на аналогичный при первом же поступлении соответствующего товара в продажу

(ч. 1 и 2 ст. 9 Закона № 1023)

расчеты с потребителем проводят исходя из стоимости товара на момент приобретения (ч. 3 ст. 9 Закона № 1023).

То есть покупателю, который выразил желание:

приобрести любые другие товары из имеющегося ассортимента (см. п. 2а в колонке слева), разницу в цене придется доплатить или же ему должны вернуть излишек средств;

расторгнуть договор и получить назад деньги (см. п. 2б в колонке слева), должны вернуть сумму уплаченных за товар денежных средств (в день расторжения договора, а в случае невозможности возврата в этот день — в другой срок по договоренности сторон, но не позже 7 дней)

* При условии, что такие товары:

а) разрешены для обмена (возврата), если они не удовлетворяют потребителей по любым причинам (это проверяют по приложению 3 к постановлению КМУ от 19.03.94 № 172);

6) не были в употреблении, сохранены их товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также расчетный документ, выданный потребителю вместе с проданным товаром.

Неподобающего качества

в течение гарантийного срока при выявлении существенных (!) недостатков или фальсификации (подтвержденных при необходимости заключениями экспертизы) потребитель может требовать (ч. 1 ст. 8 Закона № 1023):

1) расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы;

2) замены товара на такой же или на аналогичный, из числа имеющихся у продавца, товар надлежащего качества.

Продавец, на основании письменного заявления, обязан принять товар неподобающего качества и выдать покупателю документ, который подтверждает получение товара.

Если необходимо определить причины потери качества товара, продавец обязан в трехдневный срок со дня получения от потребителя письменного согласия организовать проведение экспертизы. Экспертиза проводится за счет продавца (см. п. 30 Правил розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденных приказом Минэкономики от 19.04.2007 № 104)

расчеты с покупателем осуществляют при возврате товара (п. 1 в колонке слева):

в случае повышения цены на товар — в размере новой (то есть более высокой) цены*;

в случае снижения цены — в размере первоначально уплаченной им суммы (если цена не изменилась — возвращают, понятно, ту же сумму).

При замене товара (п. 2 в колонке слева) на товар:

аналогичной марки — перерасчет стоимости не осуществляют, даже если цена изменилась;

другой марки:

а) по более высокой цене — проводят перерасчет стоимости исходя из цены на момент обмена;

б) по меньшей цене — исходя из цены на момент первоначальной покупки

(ч. 7 ст. 8 Закона № 1023)

* Если из-за повышения цены на товар при возврате некачественного товара покупателю надо выплатить сумму денежных средств больше, чем была уплачена им при приобретении, возникнет необходимость удержать с покупателя НДФЛ и ВС. Подробнее об этом читайте в отдельной статье текущего номера.

Пищевые продукты

Надлежащего качества

возвращению не подлежат (приложение 3 к постановлению КМУ от 19.03.94 № 172)

Непригодные*

продавец обязан:

— или заменить его на пищевой продукт, который является пригодным к потреблению;

— или вернуть потребителю уплаченные им средства (ч. 8 ст. 8 Закона № 1023)

расчеты с потребителем в таком случае проводятся в том же порядке, что и за непродовольственные товары неподобающего качества (см. выше)

* Такими считают пищевые продукты, которые содержат посторонние вещества и/или предметы, поврежденные другим способом и/или испорченные в результате механических, и/или химических, и/или микробных факторов (Закон Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» от 23.12.97 № 771/97-ВР).

РРО/ПРРО при возврате товара

С использованием кассовых аппаратов при продаже товаров в розничной торговле за наличные или с оплатой платежными картами все понятно. Чек надо пробивать — и баста! А вот упоминание об использовании РРО/ПРРО в случае возврата товаров многих удивляет. Поэтому акцентируем ваше внимание на том, что

через кассовый аппарат следует проводить не только оплату наличностью или картой при приобретении товара, но и наличные и безналичные (на карту) возвраты денег за товар при его возврате

Аргументы для такого утверждения — в определении расчетной операции из ст. 2 Закона об РРО* (см. также БЗ 109.20).

* Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 № 265/95-ВР.

При этом через РРО/ПРРО регистрируется отрицательная сумма, формируется и выдается покупателю фискальный кассовый чек выдачи средств (далее — расходный чек) по форме № ФКЧ-2 (приложение 2 к Положению № 13*).

* Положение о форме и содержании расчетных документов / электронных расчетных документов, утвержденное приказом Минфина от 21.01.2016 № 13.

Обратите внимание! Расходный чек оформляется и тогда, когда возврат осуществляется на карту. В таком случае карту проводят через POS-терминал, выбирая операцию «Возврат средств». После того как от банка поступит позитивный ответ, печатают квитанцию терминала (она не является расчетным документом!), а также расходный чек с формой оплаты «Безналичная/Картой/ЭПС» и видом операции «Возврат», «Выдача» и т. п. (БЗ 109.10).

Если товар был оплачен картой, а деньги возвращаете наличностью. Хотя фискалы и отрицают возможность наличных возвратов средств за товар, оплаченный безналично (БЗ 109.02), по нашему мнению, здесь все зависит от договоренности между сторонами договора. По крайней мере никаких ограничений в отношении способов такого возврата действующее законодательство не содержит (см. письмо НБУ от 12.10.2016 № 57-0002/84778). Поэтому и фискалы в своих консультациях их не приводят, а ограничиваются лишь голыми декларациями. Прислушиваться к ним или нет — решать вам.

Если происходит замена товаров. На наш взгляд, при замене абсолютно идентичного товара (как по марке, так и по цене) особой необходимости прогонять деньги через РРО/ПРРО нет. А вот если условие об абсолютной идентичности заменяемых товаров не выполняется, в таком случае есть смысл

оформить выдачу денежных средств в полной сумме за ранее приобретенный товар, который теперь возвращается, после чего провести через РРО/ПРРО товар, предложенный на замену возвращенному

Причем сделать это надо независимо от того, по какой цене происходит такая замена. Ведь покупатель, которому один товар заменили на другой, в любом случае должен получить надлежащий чек на новый товар для подтверждения в его отношении гарантийных обязательств продавца (см. абзац первый ч. 11 ст. 8 Закона № 1023). Какую именно сумму следует возвращать в каждом конкретном случае, вам поможет определить вышеприведенная таблица (см. графу «Особенности расчетов»).

Акт о выдаче средств. Не забудьте, что после оформления выдачи средств с помощью расходного чека по форме № ФКЧ-2 составляют акт (п. 8 разд. III Порядка № 547*). Делают это, если сумма средств, выданных при возврате товара, превышает 100 грн. В акте необходимо указать данные документа, устанавливающего лицо покупателя, который возвращает товар, сведения о товаре, сумму выданных средств, номер, дату и время выдачи расчетного документа, который подтверждает приобретение товара.

* Порядок регистрации и применения регистраторов расчетных операций, которые применяются для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом Минфина от 14.06.2016 № 547.

Кстати, не лишним будет указать в акте еще и идентификационный код (регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика) «возвращальщика». Он понадобится для заполнения приложения 4ДФ к Объединенной отчетности по НДФЛ/ВС/ЕСВ. Причем

приложение 4ДФ следует заполнять и тогда, когда продавец вернул потребителю деньги в той же сумме, которая была раньше уплачена за возвращенный товар

Для отражения денежной компенсации возвращенных товаров в 4ДФ предусмотрен признак дохода «138». Подробнее о нюансах его заполнения при возвратах товаров в рознице читайте в отдельной статье текущего номера («Возврат товара: облагаем налогом доходы покупателя-физлица»).

Если недостает наличности. При отсутствии нужной суммы на месте расчетов кассир обращается в бухгалтерию предприятия, чтобы из кассы выдали определенную сумму для возврата покупателю. Получив средства из кассы бухгалтерии, кассир вносит их в кассовый аппарат путем проведения операции «Служебное внесение» (БЗ 109.06).

Если же и в кассе предприятия недостаточно средств или возврат осуществляется в выходной день, можно установить другой срок возврата по договоренности.

Продали через один РРО — возвращаете через другой. Внимание — фейк! Налоговики заявляют (см. БЗ 109.02), что субъект хозяйствования может провести через РРО операцию возврата средств за полученный товар, если расчет осуществлялся через другой классический РРО, только при условии если будет обеспечена идентификация предварительно созданного расчетного документа и проведена регистрация отрицательного значения на сумму возврата товара. В других случаях такая возможность отсутствует.

Ну и с какой стати? Ничего подобного РРОшная нормативка не содержит. По крайней мере, в Положении № 13

среди обязательных реквизитов расходного чека нет такого реквизита, как номер фискального чека на приобретенный товар

А те «аргументы», которые привели фискалы в упомянутой консультации, никоим образом не обосновывают их бессмысленный вывод. Поэтому можете на него не обращать внимания.

Продали через классический РРО — возвращаете через ПРРО. И еще одна бессмыслица! В БЗ 109.20 фискалы лепечут, что в программном обеспечении (ПО) «ПРРО Касса», которое предоставляется ГНСУ на безвозмездной основе, на сегодня не реализована возможность аналитически связывать фискальные чеки классического РРО, из которого проводилась операция, с программным РРО. То есть ПРРО не видит фискальные чеки классического РРО, потому операция возврата должна проводиться на том РРО, из которого была осуществлена реализация товара. Однако в следующих версиях ПО, после построения аналитической системы РРО/ПРРО обещают реализовать возможность возврата через ПРРО фискальных чеков на товар, реализованный через классический РРО.

Чем этот бред мотивируется, тоже не понятно. Поэтому и на эту выдумку налоговиков можно не обращать внимания.

Итоговая НН

Как известно, в розничной торговле на поставку товаров за наличные конечным потребителям составляют НН по ежедневным итогам операций (п. 201.4 НКУ).

Надо ли при розничных возвратах составлять РК к такой итоговой налоговой накладной?

Это зависит от того, когда состоялся возврат товара: в день продажи или в другой день.

Возврат в день продажи. В таком случае можно обойтись без составления РК, и налоговики с этим согласны (БЗ 101.15). Все потому, что возвраты в день продажи по итогам дня отражаются в Z-отчете РРО/ПРРО. Такие суммы уменьшают сумму выручки за день. Ну а итоговую НН составляют по данным Z-отчета, то есть исходя из выручки, уже уменьшенной на сумму средств, возвращенных покупателю. Поэтому продажа и возврат в течение одного дня будут сворачиваться и в итоговую НН не попадут.

Возврат в другой день. В таком случае продажа товаров уже прошла через Z-отчет РРО/ПРРО и попала в итоговую НН за день продажи. Поэтому в таком случае РК к итоговой НН составлять придется (БЗ 101.15).

РК к итоговой налоговой накладной (как и к любой НН, которая не выдается покупателю) продавец регистрирует самостоятельно

При этом откорректировать (уменьшить) налоговые обязательства по НДС продавец может только после того, как уменьшающий РК зарегистрирован:

— своевременно — в периоде составления РК;

— несвоевременно — в периоде регистрации РК.

Обратите внимание еще на один нюанс. В предыдущем разделе мы отмечали, что замену абсолютно идентичного товара как по марке, так и по цене проводить через РРО/ПРРО нужды нет. Должна ли такая замена пройти в НДС-учете? По нашему мнению, нет. То есть не следует ни составлять уменьшающий РК к итоговой НН за день продажи, ни включать такой товар в итоговую НН на дату возврата старого товара покупателем и выдачи ему нового.

Розничный акциз

Согласно п.п. 213.1.9 НКУ объектом обложения розничным акцизом является операции по реализации хозсубъектами розничной торговли подакцизных товаров (с 1 мая — кроме табачных изделий и ЖЭС). То есть фактически розничные торговцы теперь уплачивают розничный акциз с реализации:

пива, алкогольных напитков;

табачных изделий, произведенных до 01.04.2022, — только до конца текущего года (п. 40 подразд. 5 разд. ХХ НКУ).

Базой налогообложения в обоих случаях является стоимость (с НДС и без учета розничного акциза) таких подакцизных товаров. А датой возникновения налоговых обязательств в отношении реализации розничными торговцами этих подакцизных товаров является, в частности:

для наличных расчетов — дата осуществления расчетной операции в соответствии с Законом об РРО;

для безналичных расчетов — дата оформления расчетного документа на сумму проведенной операции, который подтверждает факт продажи товара;

для ФЛП на ЕН — дата поступления оплаты за проданный товар (п. 216.9 НКУ).

Таким образом, по этой дате розничный акциз попадает у розничников в налоговую декларацию за отчетный месяц.

А как определяется база обложения розничным акцизом в случае возврата покупателем подакцизных товаров?

В БЗ 114.03 налоговики отвечают на этот вопрос так: база обложения розничным акцизом уменьшается на стоимость возвращенных товаров, если стоимость таких товаров включалась в такую базу обложения акцизным налогом. Обратите внимание: это касается и табачных товаров, произведенных до 01.04.2022, при продаже которых начисляли розничный акциз. Такое уменьшение базы налогообложения налоговики справедливо связывают с датой проведения расчетной операции по выдаче наличных средств за возвращенный покупателем товар или оформления расчетных документов на перечисление средств в банк такого покупателя. То есть в том налоговом периоде, к которому относится любая из этих дат, розничный торговец имеет право уменьшить свои налоговые обязательства по розничному акцизу.

Выводы

  • Как действовать розничному торговцу при возвратах товара, зависит от того, что именно он продает (непродовольственные товары или пищевые продукты) и товар какого качества (надлежащего или неподобающего) возвращает покупатель.
  • Выплата (возврат) денег покупателю за возвращенный им товар — это расчетная операция, которая требует применения РРО/ПРРО.
  • Составлять РК к итоговой налоговой накладной по ежедневным итогам операций придется, если возврат товара происходит в другой день, нежели его продажа.
  • База обложения розничным акцизом уменьшается на стоимость возвращенных товаров, если стоимость таких товаров включалась в такую базу обложения акцизным налогом.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше