Темы статей
Выбрать темы

Спецсроки выполнения налоговых обязанностей для тех, кто перешел на спецЕН

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Для субъектов хозяйствования, которые избрали на время действия военного положения спецЕН, установлены особые правила выполнения налоговых обязательств, а именно были определены особые сроки подачи отчетности по налогам и сборам и регистрации НН/РК за период до перехода на военный ЕН. О том, что это за особые правила и как они реализованы на практике, поговорим дальше.

Военные сроки

Как только в Украине было введено ВП (24.02.2022), законодатели остановили течение всех налоговых сроков и установили специфические сроки выполнения налоговых обязанностей. А именно они позволили выполнять налоговые обязанности военного времени всем плательщикам (в том числе и плательщикам спецЕН) без штрафов в течение 6 месяцев после завершения ВП (п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Правда, в дальнейшем Закон Украины от 12.05.2022 № 2260-IX (вступил в силу с 27.05.2022) подкорректировал эти правила. И сроки выполнения налоговых обязанностей начали зависеть от возможности/невозможности исполнить эту обязанность и от статуса плательщика: работает он на спецЕН или нет. Напомним об этих изменениях.

1. Возможность/невозможность для всех налогоплательщиков (в том числе зарегистрировать НН/РК или подать НДС-декларацию).

Так, если у налогоплательщика:

возможность исполнить налоговую обязанность была в течение всего военного времени, то исполнить налоговые обязанности военного времени, а именно периода февраля — мая, они должны были в июле 2022 года, а за остальные периоды должны выполнять в обычные сроки;

— с начала военного положения не было возможности исполнить налоговую обязанность, а потом восстановилась, то выполнить налоговые обязанности военного времени (с февраля и до дня восстановления возможности) следует в течение 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем восстановления таких возможностей;

не было возможности в течение всего ВП исполнить налоговую обязанность, то такую налоговую обязанность можно будет выполнить в течение шести месяцев после прекращения или отмены ВП.

При этом

чтобы определить, имеет ли плательщик налога возможность исполнить налоговую обязанность, он должен был подтвердить отсутствие такой возможности

Подробно об этом читайте в «Подтверждение невозможности — разбираемся с деталями» // «Налоги & бухучет», 2022, № 67 и «Невозможность выполнения налоговых обязательств: вопросы-ответы» // «Налоги & бухучет», 2022, № 73 (ср. ).

2. Специфические правила для плательщиков спецЕН (в том числе и специфические сроки для регистрации НН/РК и подачи отчетности по НДС). Дополнительно к вышеупомянутому таким плательщикам надо учитывать абзац тринадцатый п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Там говорится, что плательщикам, которые перешли на спецЕН, дано право исполнить налоговую обязанность, предельный срок выполнения которой приходится на период начиная с 24 февраля 2022 года и до дня их перехода на спецЕН, без штрафов в течение 60 календарных дней со дня перехода на систему налогообложения, на которой они находились до избрания спецЕН.

Поскольку мы здесь говорим о сроках выполнения налоговых обязанностей именно плательщиками спецЕН, то дальше подробно разберемся со сроками выполнения налоговых обязанностей именно этими плательщиками.

Каких обязанностей касается спецсрок: формальный подход

Если вчитаться в требования абзаца тринадцатого п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, то приходим к нелогичному выводу.

Субъекты хозяйствования, которые перешли на спецЕН, для определения сроков выполнения своих налоговых обязанностей (регистрации НН/РК, подачи отчетности, в том числе и НДС-деклараций, и уплаты налогов) за военные периоды должны сначала определиться, какие предельные сроки выполнения налоговых обязанностей прошли до перехода на спецЕН, а какие нет. Ведь от этого будет зависеть, попадает выполнение определенных налоговых обязанностей под действие спецправила из п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ или нет.

Так, если срок выполнения налоговых обязанностей прошел до перехода на спецЕН, то исходя из требований абзаца тринадцатого п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ без штрафов плательщик спецЕН может его выполнить уже после ВП. Получается, ему должны простить его нарушение правил выполнения налоговых обязанностей. Главное, выполнить его в 60-дневный срок.

Если же

до даты перехода на спецЕН предельный срок выполнения не истек, то рассчитывать на применение бесштрафного 60-дневного срока выполнения налоговых обязанностей после отказа от спецЕН не следует

Исполнить налоговые обязанности без штрафов можно было только в общие военные сроки.

Есть ли логика в спецсроке

Когда логики нет. На наш взгляд, 60-дневный спецсрок выполнения налоговых обязанностей плательщиком спецЕН, установленный абзацем тринадцатым п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, вообще является нелогичным.

Ведь если буквально соблюдать требования абзаца тринадцатого п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, то получается, что он дает право плательщику, который перешел на спецЕН, избежать ответственности за нарушение сроков выполнения определенных налоговых обязанностей до перехода на спецЕН.

То есть, по сути, возникает законная щель, которая освобождает от штрафов при просрочке выполнения налоговых обязанностей (например, регистрации НН/РК) до избрания спецЕН.

Хотя этого быть не должно. Потому что когда плательщик допустил нарушение и имел возможность исполнить налоговую обязанность, то его должны за это наказать. Тот факт, что он в будущем избрал какую-то систему налогообложения, от штрафа спасать не должен.

Иногда логика есть. Считаем, что такая трактовка имела логику только в тех случаях, когда плательщик спецЕН физически, учитывая условия пребывания на спецЕН, не может выполнить определенные налоговые обязанности. Например, по тому же НДС.

Напомним, что в соответствии с п.п. 9.5 подразд. 8 разд. XX НКУ на период пребывания плательщика на спецЕН приостанавливаются все его права и обязанности как плательщика НДС. А значит, из этого следует, что во время пребывания на спецЕН плательщик не имеет права и физической возможности регистрировать НН/РК по операциям, которые происходили до перехода на спецЕН. То же касается подачи НДС-декларации.

Итак, налогоплательщик, который избрал спецЕН в начале полномасштабного вторжения (например, с 01.04.2022 и по 27.05.2022) из-за приостановки работы ЕРНН в этот период (с 24.02.2022 до 27.05.2022) не мог исполнять налоговые обязанности по НДС военного периода (например, регистрировать военные НН/РК, подавать НДС-отчетность). В то же время обязанности зарегистрировать НН и подать отчетность по операциям до перехода на спецЕН за ним так и остаются. А потому вполне логично законодатели предусмотрели, что эти обязанности он может исполнить уже после возвращения со спецЕН (в течение 60 календарных дней после возвращения со спецЕН) — когда к нему вернутся права и возможность плательщика НДС.

Преграды в выполнении

Прежде всего преграды касаются выполнения налоговых обязанностей по НДС. Ведь как было сказано выше, на время пребывания на спецЕН плательщик не может (да и не имеет права) исполнить налоговые обязанности по НДС.

А следовательно, если до перехода на спецЕН плательщик не зарегистрирует в ЕРНН НН/РК, предельный срок регистрации которых попадает на период пребывания на спецЕН, или не подаст НДС-отчетность, предельный срок подачи которой приходится на время пребывания на спецЕН, то без штрафов он этого сделать не сможет.

Конечно, за исключением случая, когда плательщик спецЕН из-за войны просто не мог выполнить такую НДС-обязанность. Но, чтобы воспользоваться этим послаблением, следует доказать невозможность выполнения налоговых НДС-обязанностей на спецЕН.

Хотя, на наш взгляд, ответственности при НДС-нарушениях плательщиками спецЕН быть не должно, ведь здесь нет вины со стороны плательщика (об этом см. ниже).

Что касается других видов налоговых обязанностей, то с ними все проще. Находясь на спецЕН, плательщик налогов может выполнить их без проблем. Ведь сам спецЕН в отношении других видов налоговых обязанностей особенных ограничений не устанавливает.

Будет ли штраф?

По нашему мнению, невзирая на формулировку абзаца тринадцатого п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, считаем, что было бы логично, чтобы этот пункт читали так: без штрафов в течение 60 дней после отказа от спецЕН можно исполнить налоговую обязанность (зарегистрировать НН/РК, подать НДС-декларацию), если предельный срок ее выполнения на дату перехода на спецЕН не истек, — а не так, как сказано сегодня.

Но, к сожалению, налоговики считают по-другому. На сегодня в действующих консультациях фискалы настаивают, что правильно понимать требования абзаца тринадцатого п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ следует исходя из буквального их прочтения.

Так, в БЗ 101.16 они указывают, что в течение 60 календарных дней со дня отказа от спецЕН можно исполнить налоговую обязанность (а именно зарегистрировать НН/РК), предельный срок выполнения которой приходится на период начиная с 24 февраля 2022 года до дня перехода таких плательщиков на спецЕН.

Учитывая это, возникает вопрос: свидетельствует ли это о том, что в случае выполнения налоговых обязанностей, предельный срок выполнения которых приходится на период после перехода на спецЕН (регистрация НН/РК, подача декларации по НДС), после отказа от спецЕН штрафных санкций не избежать?

На наш взгляд,

наказать за выполнение обязанностей после отказа от спецЕН даже в отношении тех налоговых обязанностей, срок выполнения которых приходится на период после перехода на спецЕН, не должны

Ведь:

1) плательщик спецЕН не имеет возможности во время пребывания на спецЕН исполнить определенные обязанности, например регистрировать НН/РК и подавать НДС-отчетность (п.п. 9.5 подразд. 8 разд. XX НКУ). А потому следует говорить, что требовать исполнить такие налоговые обязанности (регистрацию НН/РК, подачу НДС-отчетности), если предельные сроки их выполнения пришлись на спецЕН, в общие сроки (как и для всех остальных плательщиков) нет оснований;

2) других сроков, кроме спецсрока «в 60 дней», для выполнения налоговых обязанностей плательщикам, которые избрали спецЕН, НКУ не устанавливает. Кроме того, и приостановки сроков для плательщиков спецЕН тоже нет. Поэтому считаем, что для налоговых обязанностей, предельный срок выполнения которых приходится на период после избрания спецЕН, должны действовать те же сроки выполнения налоговых обязанностей, что и для налоговых обязанностей, срок выполнения которых приходится на период до избрания спецЕН.

Это, на наш взгляд, основывается на широком понимании самой нормы абзаца тринадцатого п.п. 69.1 подразд. 10 разд. XX НКУ — если плательщик физически не может из-за условий пребывания на спецЕН выполнить налоговые обязательства, он их должен выполнить после возвращения со спецЕН. А поскольку других сроков, чем срок в «60 дней», не предусмотрено, то должен применяться именно этот срок;

3) отбиться от штрафов можно, опираясь на принцип отсутствия вины из п. 112.2 НКУ. В нем, в частности, речь идет о том, что лицо считается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что оно имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых НКУ предусмотрена ответственность, однако не приняло достаточных мер в отношении их соблюдения. Когда же физической возможности выполнить НДС-обязанность на спецЕН нет, то и обвинять в этом плательщика спецЕН нельзя.

Выводы

  • НКУ дает возможность плательщикам спецЕН без штрафов исполнить налоговые обязанности в 60-дневной срок после отказа от спецЕН, если срок их выполнения пришелся на период до избрания спецЕН.
  • Это правило логично только для тех случаев, когда плательщик избрал спецЕН в период до 27.05.2022.
  • Что касается налоговой обязанности, предельный срок выполнения которой приходится на период после перехода на спецЕН, то при буквальном прочтении п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ на нее 60-дневный срок выполнения обязанностей после отказа от спецЕН не действует.
  • В то же время плательщика, который перешел на спецЕН и из-за этого не выполнил НДС-обязанность в срок, к ответственности привлечь не должны. Ведь в невыполнении НДС-обязанности нет его вины.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше