Темы статей
Выбрать темы

Электронный билет в общественном транспорте: когда нужен РРО/ПРРО

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Введение безналичной оплаты за проезд — веление времени. Для пассажиров это удобно, безопасно и выгодно. А вот субъектам хозяйствования, причастным к осуществлению пассажирских перевозок, часто приносит дополнительные проблемы. И в первую очередь с необходимостью применять при такой форме оплаты РРО/ПРРО. Но всегда ли такую необходимость диктует закон? Не перегибают ли иногда палку налоговики? Как смотрят на это суды?

Законодательная почва

Применение электронного билета в общественном транспорте законодатель пытался урегулировать достаточно давно. Так, еще в 2017 году соответствующие нормы появились в профильных законах № 2344 и № 1914*.

* Законы Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 № 2344-III и «О городском электрическом транспорте» от 29.06.2004 № 1914-IV соответственно.

Оба закона предполагают внедрение так называемой автоматизированной системы учета оплаты проезда (АСУОП) в городском пассажирском транспорте, с наличием которой и связывается возможность применения электронного билета.

По определению из ст. 1 законов № 2344 и № 1914

электронный билет — это проездной документ установленной формы, который после регистрации в АСУОП дает право пассажиру на получение транспортных услуг

Право принятия решения о внедрении АСУОП в городском пассажирском транспорте независимо от форм собственности, установления порядка ее функционирования, видов, форм носителей, порядка обращения и регистрации проездных документов законодатель делегировал органам местного самоуправления. Кроме того, на места было делегировано также утверждение правил пользования городским пассажирским транспортом, которые должны определять, в частности, порядок проезда и его оплаты, учитывая наличие АСУОП.

Итак, в каждом населенном пункте возможны определенные отличия в применении электронного билета при оплате за проезд. Однако безоговорочным при этом является то, что

в вопросах, связанных с необходимостью использовать РРО/ПРРО при оплате за проезд с помощью электронного билета, должен доминировать Закон об РРО

Но везде ли это так? Соблюдают ли его перевозчики и другие субъекты хозяйствования, причастные к осуществлению пассажирских перевозок на общественном транспорте?

Как показывает практика, в том числе и практика решения судебных споров с налоговиками, до единодушия здесь еще далеко. И не в последнюю очередь из-за того, что налоговики иногда сами искажают требования РРОшного законодательства. Поэтому наступило время расставить все на свои места.

Транспортная карта vs платежная карта

Невзирая на терминологическое разнообразие решений местных органов власти, которыми было введено АСУОП, у них четко прослеживаются два основных способа оплаты за проезд:

транспортной картой;

банковской платежной картой, в том числе устройствами, которые поддерживают технологию бесконтактной оплаты NFC.

Разница между ними очевидна.

Транспортные (а также телефонные, топливные, дисконтные и т. п.) карты не относятся к платежным и предназначены для фиксирования в электронной форме задолженности эмитента перед пользователем этих средств по предварительно оплаченным товарам (услугам) (п. 5 Положения о порядке эмиссии и эквайринга платежных инструментов, утвержденного постановлением Правления НБУ от 29.07.2022 № 164). Иначе говоря,

транспортная карта фиксирует обязательство перевозчика предоставить пассажиру такое количество транспортных услуг, которое пассажир заранее оплатил

Поскольку перевозчик может время от времени изменять свои тарифы, такая фиксация обычно происходит в денежном измерении, хотя есть возможность делать это и в натуральном измерении (как определенное количество поездок).

Такой подход наблюдаем в ряде решений местной власти. Например, пунктом 1.4 Порядка № 1887* транспортная карта определена как носитель электронного билета, зарегистрированный в АСУОП и предназначен для оплаты проезда за счет транспортного ресурса. В свою очередь, транспортный ресурс — это электронный ресурс, который размещен на носителе электронного билета, хранится в АСУОП и содержит информацию об имеющемся у пользователя (пассажира) количестве поездок, проездных билетах и/или балансе денежных средств.

* Порядок функционирования АСУОП в городском пассажирском транспорте города Киева независимо от форм собственности, утвержденный распоряжением КГГА от 22.10.2018 № 1887.

Аналогичные определения находим в решении исполкома Черновицкого городского совета от 07.06.2022 № 300/18 (ср. ).

Обратите внимание! По большей части такие решения распространяются на все виды городского транспорта независимо от форм собственности. Например в Киеве, Черновцах, Черкассах.

Зато в г. Харькове использование электронного билета E-ticket (в форме транспортной карты) предусмотрено в городском электрическом транспорте (троллейбус, трамвай, метро) коммунальной формы собственности (см. решение сессии Харьковского городского совета от 20.09.2017 № 787/17). Однако до войны транспортной картой можно было фактически воспользоваться и в муниципальных автобусах. На сегодня же проезд в общественном транспорте г. Харькова вообще бесплатный.

Кроме транспортной карты, во многих городах Украины принимают также банковские платежные карты международных стандартов. А еще оплатить проезд можно с помощью смартфона или смарт-часов, которые поддерживают технологию бесконтактной оплаты NFC. Для упрощения обобщим обе этих опции под одним названием «оплата платежной картой». Очевидно, что это совсем другая технология оплаты за проезд, отличающаяся от оплаты транспортной картой. Поэтому и рассматривать их следует отдельно одну от другой, что мы дальше и сделаем.

Оплата транспортной картой

Транспортные карты могут быть как полнотарифные, так и льготные. При этом с использованием льготных транспортных карт обычно происходит не оплата проезда, а учет льготных категорий пассажиров с целью последующего получения перевозчиком бюджетной компенсации проезда таких пассажиров в соответствии с действующим законодательством. Поэтому сосредоточимся на полнотарифных транспортных картах.

Схема оплаты. В упрощенном виде схема оплаты полнотарифной транспортной картой выглядит так. Пассажир:

приобретает транспортную карту и при необходимости активирует ее;

пополняет средства на транспортной карте (в терминологии Порядка № 1887 — пополняет транспортный ресурс);

— самостоятельно после входа в транспортное средство, не ожидая следующей остановки, осуществляет регистрацию (валидацию) электронного билета путем поднесения носителя электронного билета (транспортной карты) к валидатору.

Кто и когда при такой схеме должен применять РРО/ПРРО?

Ответ на этот вопрос усложняется тем, что в процессе внедрения и использования АСУОП участвуют несколько субъектов хозяйствования, функции которых отличаются.

Участники схемы. Это, в частности:

оператор системы — лицо, уполномоченное органом местного самоуправления осуществлять взимание платы за транспортные услуги (ч. 9 ст. 6 Закона № 2344, ч. 4 ст. 8 Закона № 1914);

перевозчики — осуществляют на коммерческой основе перевозку пассажиров транспортными средствами общего пользования;

агенты-дистрибьюторы — осуществляют операции по продаже транспортных карт и их пополнению;

финансовые учреждения — осуществляют операции по приему наличности для дальнейшего ее перевода.

Проследим их роли на каждом из этапов вышеприведенной схемы и определимся с необходимостью применения ими РРО/ПРРО.

Продажа транспортных карт. На кого бы ни была возложена эта функция, очевидным является то, что имеем дело с продажей товара определенной стоимости, а именно пластиковой карты, оснащенной бесконтактным чипом. В таком случае

субъект хозяйствования, который продает транспортные карты за наличные или с применением электронных платежных средств, должен в общем порядке применять РРО/ПРРО и выдавать расчетный документ в бумажном или электронном виде

Основание — п. 1 ст. 3 Закона об РРО.

Кстати, такой расчетный документ может понадобиться пассажиру в случае необходимости вернуть денежные средства, которые есть на транспортном ресурсе носителя электронного билета, заблокировать/разблокировать транспортную карту или заменить ее в течение гарантийного срока из-за неисправностей в работе (см. пп. 10.4, 11.5, 11.6, 11.8 Порядка № 1887). Поэтому пассажир непосредственно заинтересован в получении фискального чека. Кроме того, есть смысл хранить такой чек по крайней мере до окончания гарантийного срока транспортной карты.

Пополнение транспортной карты. В основном эту функцию обеспечивают агенты-дистрибьюторы. И если пополнение (наличностью или платежной картой) происходит в пункте продажи агентов по распространению транспортных карт, такие агенты должны выдавать расчетный документ в бумажном или электронном виде на всю сумму пополнения.

Кроме того, приобрести транспортные карты и пополнить транспортный ресурс пассажир может в терминале самообслуживания. А это уже требует привлечения к таким операциям финансовых учреждений, которые имеют лицензию НБУ на перевод средств в национальной валюте без открытия счетов. И здесь, как свидетельствует практика, последние демонстрируют странное непонимание того, что

коммерческие агенты банков и небанковские финансовые учреждения, осуществляя операции по приему наличности для дальнейшего ее перевода с использованием терминалов самообслуживания, должны использовать РРО

А именно такой подход на сегодня упрочился в практике Верховного Суда (см. постановления ВС от 06.09.2022 по делу № 420/19741/21, от 22.02.2022 по делу № 640/4426/19 и от 25.02.2021 по делу № 826/14713/18).

Как отмечают судьи высшей судебной инстанции, законодатель в п. 1 ст. 3 Закона № 265/95-ВР отнес операции по приему наличности для дальнейшего ее перевода в расчетные операции, на которые распространяется императивная норма в отношении обязательного их осуществления с использованием РРО/ПРРО. Невыполнение таких предписаний влечет за собой ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 17 Закона об РРО.

Регистрация (валидация) электронного билета. Об обязанности пассажира автобуса в случае введения АСУОП зарегистрировать электронный билет прямо указано в абзаце втором ч. 2 ст. 41 Закона № 2344. Аналогичное требование к пассажиру городского электротранспорта содержится в ч. 3 ст. 4 Закона № 1914. Вместе с тем подробного описания процедуры регистрации указанные законы не содержат. Ее можно отыскать лишь в соответствующих решениях местной власти, из анализа которых приходим к следующему обобщенному заключению:

регистрация электронного билета — это операция, которая с помощью специального оборудования (так называемого валидатора) проверяет (валидирует) в АСУОП факт оплаты пассажиром транспортной услуги перевозчика и фиксирует этот факт с одновременным уменьшением остатка предоплаченных средств

То есть процесс регистрации (валидации) проезда:

не является приемом оплаты за проезд (оплата транспортных услуг уже состоялась авансом при пополнении транспортной карты);

не приводит к инициированию перевода средств с транспортной карты на счет перевозчика;

— фактически сводится к списанию количества или стоимости поездок со счета транспортной карты.

Сами же средства при этом находятся на банковских счетах оператора АСУОП. Они попали туда от агентов-дистрибьюторов или финансового учреждения еще во время пополнения транспортной карты. И в момент регистрации (валидации) электронного билета никакого движения этих средств не происходит. Перевозчикам они будут перечислены впоследствии от оператора АСУОП в безналичном виде как оплата транспортных услуг перевозчиков в соответствии с объемами выполненной работы.

Так каким же при таких условиях должен быть ответ на вопрос,

обязан ли перевозчик применять РРО/ПРРО, если он не взимает плату за проезд, но в салоне транспортного средства установлен валидатор, с помощью которого происходит считывание стоимости и количества проезда с транспортной карты пассажира?

По нашему мнению, в таком случае РРО/ПРРО перевозчику не нужен. Ведь обязательной является выдача фискального чека именно на расчетную операцию (в нашем случае — на операцию приема наличности для пополнения транспортной карты). А в момент регистрации (валидации) проезда происходит не оплата за проезд и не перевод наличности без открытия счета, а собственно предоставление транспортной услуги, которая не охватывается понятиям «расчетная операция» из ст. 2 Закона об РРО.

В свою очередь, фискалы, отвечая на этот вопрос, заявили, что валидатор является частью программно-технического комплекса (ПТКС), с помощью которого пассажир имеет возможность удаленного доступа к данным для использования и/или пополнения электронного билета через автоматы самообслуживания с целью получения и/или использования права на получение проезда. Использование валидаторов урегулировано п. 2 ст. 9 Закона об РРО и рассматривается как применение ПТКС для получения потребителями права на проезд (БЗ 109.02).

Что этим хотели сказать фискалы, не понятно. Но если это был намек на то, что использование ПТКС по приему наличности, не переведенных в фискальный режим (не оборудованных переведенными в фискальный режим РРО/ПРРО), запрещается, то это предписание п. 2 ст. 9 Закона об РРО здесь ни при чем. Потому что, как мы сказали выше, валидаторы в транспорте не принимают наличность, а лишь считывают информацию с транспортных карт.

Конечно, возможна и либеральная трактовка позиции налоговиков, при которой после того как был выдан чек при пополнении через терминал самообслуживания, выдавать его во второй раз при списании стоимости поездки через валидатор не надо, поскольку валидаторы и терминалы самообслуживания — это фактически одна система. Однако прямо такой вывод из указанного разъяснения не следует.

К сожалению, другие, более сознательные, разъяснения ГНСУ по этому вопросу нам не известны...

Оплата платежной картой

Законодательство как раньше, так и теперь не запрещает оплатить проезд безналичным способом с помощью обычной банковской платежной карты. Однако процедура оплаты при этом совсем другая, чем при применении транспортной карты. В общих чертах она выглядит так.

Процедура оплаты. Пассажиру перед поездкой в транспорте не надо осуществлять никаких подготовительных действий. Единственное, о чем ему следует позаботиться, так это о наличии на платежной карте средств, достаточных для оплаты хотя бы одной поездки. Оплата должна быть проведена сразу после посадки в транспортное средство. Для оплаты за проезд следует приложить платежную карту к валидатору, который способен обработать такую транзакцию. Регистрация электронного билета происходит в момент оплаты.

Нужно ли применять РРО/ПРРО в случае оплаты за проезд платежной картой?

Ответ на этот вопрос однозначен: поскольку при этом происходит расчетная операция в понимании Закона об РРО, применение РРО/ПРРО является обязательным. Нужно только выяснить, кто именно должен это делать. Варианты здесь следующие.

1. Валидаторы являются собственностью оператора АСУОП, который размещает их в салонах транспортного средства перевозчика. В этом случае электронный билет на проезд генерирует оператор АСУОП и он же реализует такой билет пассажирам путем списания средств с банковской карты во время считывания ее валидатором. Следовательно, обязанность применять РРО/ПРРО лежит на операторе АСУОП. Именно он должен зарегистрировать должным образом РРО/ПРРО и от своего имени выдавать пассажиру соответствующий расчетный документ. К такому выводу приходят налоговики (см. письма ГНСУ от 05.05.2021 № 1811/ІПК/99-00-07-05-01-06 и от 27.05.2021 № 2102/ІПК/99-00-07-05-01-06), и мы с ними полностью согласны.

Кроме того, налоговики замечают, что хозяйственной единицей, где применяется валидатор (который одновременно является ПРРО), в этом случае выступает транспортное средство.

О нем как об объекте налогообложения оператор и перевозчик должны уведомить контролирующий орган путем подачи формы № 20-ОПП

В случае применения нескольких транспортных средств, которые являются однотипными, оператор и перевозчик могут в ф. № 20-ОПП указать тип объекта налогообложения «автомобільні транспортні засоби» и количество таких транспортных средств (в графе «Реєстраційний номер об’єкта оподаткування») или тип «автопарк».

В графе ф. № 20-ОПП, которая предусматривает указание местонахождения объекта налогообложения, следует указать место регистрации транспортного средства. Если при подаче этих форм был применен принцип укрупнения информации, то адресом местонахождения объекта может быть адрес автопарка.

При этом в заявлении № 1-ПРРО, которое подают для регистрации ПРРО, оператор указывает тип ПРРО (передвижной).

2. Перевозчик самостоятельно взимает плату за проезд с помощью оборудования, которое принадлежит банковскому учреждению, на основании договора эквайринга с банком.

В этом случае обязанность применять РРО/ПРРО и выдавать пассажиру соответствующий расчетный документ лежит на перевозчике

Невзирая на всю очевидность такого вывода некоторые перевозчики почему-то отказываются воспринимать его всерьез. Так, по сообщению троллейбусного управления г. Черновцы, валидаторы в троллейбусах Черновцов не будут выдавать печатные чеки после оплаты за проезд. Потребности в печатных билетах из валидаторов якобы больше нет, поскольку контролеры будут получать данные об оплате из банковских карт пассажиров через терминал.

Должны предупредить вас о недопустимости такого подхода. Ведь игнорирование Закона об РРО имеет серьезные последствия в виде финансовых санкций.

Об одном из таких случаев, который произошел с другим перевозчиком, речь идет в свежем постановлении Пятого апелляционного административного суда от 23.02.2023 по делу № 420/4770/22. Перевозчик настаивал на освобождении от использования РРО/ПРРО на основании п. 14 ст. 9 Закона об РРО, поскольку расчеты за транспортные услуги осуществлялись с помощью банковских систем дистанционного обслуживания и/или сервисов перевода средств.

Коллегия судей отрицала это, отметив, что расчет с помощью банковской платежной карты с одновременным применением транспортного валидатора не может считаться именно дистанционным обслуживанием и/или сервисом перевода средств. Ведь транспортный валидатор, который является аналогом обычного POS-терминала, предусматривает физическое присутствие получателя услуги на месте ее предоставления, что свидетельствует о наличии у перевозчика обязанности использовать РРО/ПРРО.

Поэтому не пренебрегайте этим, даже если вы не торгуете подакцизными товарами и знаете, что до прекращения или отмены военного положения РРО-штрафов быть не должно (п. 12 разд. ІІ Закона об РРО, БЗ 109.18). Лучше помните, что фискалы пугают возможными штрафами за время войны после ее окончания (БЗ 109.18), и не допускайте ошибок там, где их вполне можно избежать.

Выводы

  • Приобретение транспортной карты, а также пополнение транспортного ресурса на ней должны сопровождаться выдачей фискального чека.
  • При оплате за проезд транспортной картой РРО/ПРРО перевозчику не нужен, поскольку при этом не происходит расчетной операции. Фискалы же намекают на необходимости иметь РРО/ПРРО.
  • Обязанность применять РРО/ПРРО и выдавать пассажиру соответствующий расчетный документ при оплате за проезд банковской платежной картой возлагается или на оператора АСУОП, или на перевозчика.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше