Темы статей
Выбрать темы

ТОП-5 ошибок при подаче налоговой отчетности: взгляд налоговиков

Солошенко Людмила, налоговый эксперт
Недавно контролеры обобщили, какие самые распространенные ошибки допускают налогоплательщики при подаче налоговой отчетности (см. новость от 24.03.2023 // cvp.tax.gov.ua/media-ark/news-ark/663915.html). И намекали: мол, при таких ошибках сданная отчетность вообще может не считаться декларацией. Однако так ли все на самом деле? Давайте выясним, к каким последствиям реально эти ошибки могут привести.

Дата подачи

На первом месте у налоговиков — неверное указание плательщиками даты подачи налоговой отчетности (обязательный реквизит по п. 48.3 НКУ — такую дату проставляют в заключительной части декларации).

Причем налоговики стоят на том, что «дата подання» должна строго соответствовать дате фактической подачи декларации. Иначе если «дата подання» не совпадает с датой фактической подачи декларации (к примеру, декларация была составлена/напечатана ранее, чем подана), то — как поясняют налоговики — контролирующий орган обязан направить налогоплательщику уведомление об отказе в приеме декларации с указанием причины отказа (БЗ 129.02, разъяснение от 27.01.2022).

Хотя, по большому счету, «дата подання», указанная в декларации, никакой особой роли не играет и никакой нагрузки не несет. Так как при подаче декларации в электронном виде

значение имеет дата подачи плательщиком отчетности, указанная в первой квитанции

Поскольку при наличии второй квитанции о приеме электронного документа датой и временем приема (регистрации) электронного документа контролирующим органом считаются дата и время, зафиксированные в первой квитанции (п. 11 разд. II Порядка обмена электронными документами с контролирующими органами, утвержденного приказом Минфина от 06.06.2017 № 557). Поэтому датой и временем подачи электронной отчетности налоговикам (по которой определяют своевременность/несвоевременность подачи налоговой отчетности) считается дата и время, зафиксированные в квитанции № 1.

А при подаче в бумажном виде налоговую отчетность считают принятой при наличии на всех листах (а также по желанию плательщика — на копии) отметки (штампа) контролирующего органа с указанием даты получения (или при наличии почтового уведомления с отметкой о вручении контролирующему органу — если налоговая отчетность отправлялась почтой) (п.п. 49.9.1 НКУ, БЗ 129.02).

Ф. И. О. должностных лиц

Еще одной ошибкой контролеры называют, когда в налоговой отчетности указаны имя, отчество, фамилия должностных лиц полностью. А нужно — говорят налоговики — указывать инициалы и фамилию.

Действительно, в п. 48.3 НКУ дословно говорится об инициалах и фамилии. Хотя, по правде, в сегодняшних условиях универсальным такой вариант подписи отчетности уже не назовешь. Поскольку, например, учитывая современные реалии, ряд отчетных форм (в частности, декларацию по налогу на прибыль, декларацию по НДС, декларацию по налогу на недвижимость и др.) уже требуется подписывать в духе нового времени — внося данные о подписантах в формате: «Власне ім’я ПРІЗВИЩЕ».

А, например, в декларации спецЕН — как раз указывать фамилию, имя, отчество (а не инициалы) должностных лиц. А вот в декларации акцизного налога и декларации об имущественном состоянии и доходах — еще по старинке приводить инициалы и фамилию! Хотя, если судить чисто формально, то этот разнобой и противоречит НКУ. И все-таки учитывая, что профильными нормативно-правовыми актами

для разных деклараций сегодня предусмотрен разный формат подписи должностными лицами,

с позицией фискалов согласиться сложно. И слепо требовать от налогоплательщиков повального указания строго инициалов и фамилии (как это предусмотрено в незыблемом п. 48.3 НКУ) нельзя.

К тому же главное (что, на наш взгляд, в действительности и подразумевается в п. 48.3 НКУ) — чтобы декларация в принципе была подписана как таковая должностными лицами. Поэтому мелкие погрешности (скажем, не тот формат подписи) не должны становиться поводом для ее непринятия.

Наименование контролирующего органа

А вот ситуации, когда неверно указали наименование контролирующего органа, в который подается налоговая отчетность, — следующая ошибка в копилке контролеров — действительно нужно избегать. Ведь

если по ошибке декларацию подали «не туда», то контролирующий орган, которому ее на самом деле следовало подать, сочтет декларацию неподанной

А значит, возможен штраф за неподачу в размере 340 грн (по п. 120.1 НКУ). Поэтому важно подать отчетность нужным контролерам.

При этом лишнюю отчетность (поданную не тому контролирующему органу) налоговики предлагают «не бросать», а обнулить через механизм исправления ошибок (БЗ 129.02). И если ошибка выявлена:

— до окончания предельного срока подачи — подать декларацию с типом «Звітна нова», с помощью которой уменьшить показанные налоговые обязательства;

— после предельного срока подачи — подать отчетность с типом «Уточняющая» (чтобы уменьшить обязательства).

Если же контролирующий орган — тот, но в наименование закралась досадная ошибка, скажем, указали «ДФС» вместо «ДПС», то отловить неточность фискалы могут, в общем-то, уже при получении декларации. Поскольку согласно п. 49.8 НКУ при приеме налоговой отчетности налоговики обязаны проверить наличие и достоверность заполнения в ней всех обязательных реквизитов из пп. 48.3, 48.4 НКУ. И если в них допущены ошибки — направить налогоплательщику письменное уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (с указанием причины этого отказа) в течение 5 рабочих дней со дня получения декларации (п.п. 49.11.1 НКУ)*. В таком случае придется заново переподавать отчетность. Иначе, если в 5-дневный срок отказа не поступит и придет вторая квитанция о приеме декларации, то декларацию считают принятой**.

* Если отчетность отправлялась в электронном виде или почтой (а если подавалась в бумажном виде, — то в течение 3 рабочих дней). Причем формально 5(3)-дневного срока должно касаться военное продление (поскольку в исключениях из п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ — когда приостановка сроков не работает — такие сроки прямо не упоминаются). Однако, предполагаем, подход к ним контролеров будет тем же, что и к камералкам, военная приостановка сроков для которых не работает. Впрочем, военную приостановку сроков с 01.07.2023 могут и вовсе отменить.

** Хотя, бывает, налоговики отказывают в приеме декларации даже после второй квитанции (БЗ 129.03). Но эти действия фискалов незаконны (подробнее см. «Да, но нет, или Не приняли декларацию после квитанции № 2» // «Налоги & бухучет», 2020, № 66 и «Декларацию не приняли задним числом» // «Налоги & бухучет», 2019, № 32).

Наименование налогоплательщика

Ошибка может быть, наоборот, допущена в наименовании самого плательщика — если, как отмечают контролеры, в отчетности указано сокращенное наименование налогоплательщика (а не полное наименование плательщика, указанное в регистрационных документах). Ведь к обязательным реквизитам согласно п. 48.3 НКУ относится именно полное наименование налогоплательщикам из регистрационных документов.

Хотя, по правде, считать это какой-то катастрофической ошибкой и только из-за нее отказывать в приеме декларации, все же странно. Поскольку и полное, и сокращенное наименование плательщика заносят в ЕГР. И ЕГР содержит сведения о наименовании юридического лица (в том числе, сокращенном при наличии) (п. 1 ч. 2 ст. 9 Закона Украины от 15.05.2003 № 755-IV, ст. 90 ГКУ). Так что налоговикам такие данные известны. Да и учитывая, что

наименование — вовсе не единственная информация о налогоплательщике,

и вместе с ним в налоговой отчетности приводятся и другие данные, дающие возможность четко идентифицировать плательщика (в частности, его налоговый номер), то на такой недочет как «сокращенное наименование», положа руку на сердце, налоговики просто могли бы закрыть глаза. Однако, как видим, это как раз тот случай, когда краткость может помешать. Поэтому не забывайте приводить наименование полностью.

Отметки о приложениях

И, наконец, к распространенным ошибкам налоговики относят неотражение информации о приложениях, подаваемых вместе с декларацией, — т. е. непроставление отметок о приложениях в заключительной части декларации. Ведь информация о приложениях, которые прилагаются к налоговой декларации и являются ее неотъемлемой частью, относится к числу обязательных реквизитов (п. 48.3 НКУ). Однако тут возможны ситуации.

Ситуация: приложение не подано, отметка не поставлена. Допустим, не подали приложение и не поставили о нем отметку. Ну, скажем, плательщик налога на прибыль (квартальщик) вместе с декларацией по прибыли не подал обязательное амортизационное приложение АМ и не поставил отметку «АМ» в декларации. Или НДС-льготник не рассчитал сумму НДС-льгот к заполненной льготной стр. 5.1 декларации и не подал приложение Д5*. В таком случае неподача обязательного приложения — это, безусловно, нарушение порядка заполнения декларации. Поэтому, если декларация подана без приложений, обязанность подачи которых предусмотрена законодательством, то декларацию не примут. И в таком случае контролирующие органы направят налогоплательщику уведомление об отказе в приеме декларации (на что обращается внимание и в БЗ 129.02, разъяснение от 10.06.2022).

* Однако, если была допущена ошибка — и льготную поставку вообще не задекларировали ни в льготной стр. 5.1, ни в приложении Д5, — то это не повод для признания декларации не действительной.

Ситуация: приложение подали, но отметку не поставили. А что если приложение подали, однако отметку о нем в декларации не поставили?

Заметим, раньше к ситуации, когда, к примеру, в декларации по прибыли забыли поставить отметку «ФЗ» о поданной финансовой отчетности (являющейся приложением к декларации), налоговики подходили взвешенно. И во главу угла ставили не проставление отметки, а собственно подачу приложения. И поясняли, что за непроставление отметки о приложениях, поданных вместе с декларацией, штрафные санкции не предусмотрены (см. БЗ 102.22, действовавшую до 23.05.2020).

Впрочем, если декларация подана заранее и предельные сроки подачи еще не истекли, то проще исправить недочет — переподать декларацию с типом «Звітна нова». И все отметки о приложениях в ней поставить правильно.

Но что если предельные сроки подачи уже прошли, спешить ли исправлять ошибку? В таком случае имеет смысл подождать 5 (3) рабочих дней. Поскольку

если придут обе квитанции и в течение 5 рабочих дней от налоговиков не поступит уведомление об отказе в приеме декларации, то декларацию считают принятой (пп. 49.9.2, 49.11.1 НКУ)

А значит, можно ничего не предпринимать. Ведь декларацию, несмотря на погрешность, приняли. А вот если придет уведомление, что декларация не принята, увы, придется заново подавать отчетность и расплачиваться штрафом за нарушение сроков ее подачи (п.п. 49.12.1 НКУ) — в размере 340 грн по п. 120.1 НКУ (или в размере 1020 грн по п. 119.1 НКУ), так как предельные сроки истекли.

Выводы

  • Неподача обязательных приложений к декларации или неправильное указание контролирующего органа (и, как следствие, подача отчетности не тому налоговому органу) могут доставить плательщику проблемы.
  • А вот такие недочеты, как «дата подання» отчетности (поскольку важна дата из квитанции), подпись должностными лицами (так как у разных деклараций — разный формат подписи) и наименование плательщика (поскольку и полное, и сокращенное наименование есть в ЕГР), не так уж и опасны.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше