Темы статей
Выбрать темы

Воинский учет с нуля

Ушакова Лилия, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Тема воинского учета работников сегодня, по-видимому, одна из самых популярных. Причин этому несколько. Это и изменения в порядке ведения воинского учета, и появление нового механизма бронирования работников, ну и немалые штрафы за игнорирование также «мотивируют» познакомиться с этим учетом. Поэтому достаточно часто звучит вопрос: с чего начинать вести воинский учет, если он раньше не велся? Давайте разбираться.

Основы

Воинский учет разделяется на персонально-качественный, персонально-первичный и персональный. Из этих трех сегодня будем затрагивать персонально-качественный учет и хорошенько пройдемся по персональному (п. 16 Порядка № 1487*).

* Порядок организации и ведения воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов, утвержденный постановлением КМУ от 30.12.2022 № 1487.

Персонально-качественный ведут районные (городские) территориальные центры комплектования и социальной поддержки (далее — ТЦК и СП), органы СБУ, подразделения Службы внешней разведки. Он предусматривает учет призывников, военнообязанных и резервистов по задекларированному (зарегистрированному) месту проживания.

Персональный воинский учет предполагает учет сведений о таких лицах по месту их работы (службы) или обучения и возлагается на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций.

Каждый из этих видов учета не является оторванным один он другого. Между субъектами, которые его ведут, проводится постоянное взаимодействие и сверка данных. Поэтому ответ на вопрос, который иногда можно услышать от работодателей: «а можно ли наладить на предприятии воинский учет, однако с ТЦК и СП не знакомиться», — нет.

Выясним, кто должен заморачиваться ведением воинского учета и кого следует учитывать.

Кто кого учитывает?

Кто ведет? Вести персональный воинский учет обязаны предприятия, учреждения и организации независимо от подчинения и форм собственности в пределах их полномочий, предусмотренных законом. Это прямо указано в ч. 7 ст. 1 Закона № 2232*.

* Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 № 2232-XII.

Что касается предпринимателей-работодателей, то они не упоминаются ни в Законе № 2232, ни в Порядке № 1487. Именно поэтому, по нашему мнению, они не должны волноваться из-за военно-учетных вопросов, о которых сегодня будем говорить.

Кого учитывает? Постановке на персональный воинский учет подлежат граждане Украины:

призывники в возрасте от 16 (в год достижения 17-летнего возраста) до 27 лет;

военнообязанные и резервисты, которые не достигли предельного возраста пребывания в запасе.

Как уже отмечалось выше, персональный воинский учет предусматривает учет сведений о таких лицах по месту их работы или обучения (см. ч. 5 ст. 34 Закона № 2232, п. 14 Порядка № 1487). То есть однозначно

вопрос воинского учета появляется, если на предприятии есть наемные работники, которые работают на основании заключенного трудового договора (контракта)

При этом не имеет значения ни срок, на который заключен трудовой договор с наемным работником, ни вид этого договора, ни форма организации труда работника, ни количество таких работников.

Также теперь не имеет значения, по основному месту работы или по совместительству принят работник. Главное управление персонала Генштаба ВСУ в письме от 22.03.2023 № 321/ЗПІ/114 отмечает, что

персональный учет лиц, которые работают по совместительству, осуществляется на общих принципах

В то же время после прекращения/отмены правового режима военного положения Генштаб ВСУ обещает пересмотреть свою позицию в отношении совместителей.

А что с лицами, с которыми заключен гражданско-правовой договор (ГПД)? Здесь все спокойно. Обязанности вести воинский учет по месту предоставления услуг (выполнения работ) лицом на основании ГПД ни Законом № 2232, ни Порядком № 1487 не установлено. Это подтверждает Минобороны в письме от 13.11.2017 № 321/7065.

Хорошо, а как дела с гиг-специалистами, с которыми заключены гиг-контракты? Смотрите, гиг-контракт — это ГПД, по которому гиг-специалист обязывается выполнять работы и/или предошставлять услуги в соответствии с заданиями резидента Дія Сіті как заказчика. Это прямо указано в п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Украины от 15.07.2021 № 1667-IX. Мы уже выяснили выше, что воинский учет ГПДшников не ведется предприятием. Тот факт, что гиг-контракт имеет спецстатус, на наш взгляд, не должен быть исключением из приведенного правила, ведь гиг-специалист не является наемным работником. Он выполняет работы (предоставляет услуги) на основании гиг-контракта, который является ГПД.

Таким образом, с учетом приведенного, резиденты Дія Сіті обязаны вести воинский учет наемных работников, которые являются призывниками, военнообязанными и резервистами. При этом воинский учет гиг-специалистов, считаем, вести не нужно. Это согласуется с позицией Минцифры в отношении невозможности забронировать гиг-специалистов.

Пошаговый алгоритм

Организация воинского учета на предприятии — задание руководителя такого предприятия. Если воинский учет на предприятии не велся, то рекомендуем вам двигаться следующим путем.

Шаг 1. Находите и изучаете Порядок № 1487. Благодаря этому вы более свободно будете ориентироваться в военно-учетном вопросе в процессе налаживания воинского учета на предприятии. Кроме того, в Порядке № 1487 приведены формы документов, с которыми вам придется работать.

Шаг 2. Достаете личные дела и подсчитываете количество лиц, которые подпадают под определение призывник/военнообязанный/резервист по состоянию на 1 января текущего года. Отметим, что:

— призывники — это лица, приписанные к призывным участкам;

— военнообязанные — лица, которые находятся в запасе для комплектования ВСУ и других воинских формирований (далее — ВФ) на особый период, а также для выполнения работ по обеспечению обороны государства;

— резервисты — лица, которые проходят службу в военном резерве ВСУ, других ВФ и предназначены для их комплектования в мирное время и в особый период.

Шаг 3. Определяетесь с ответственным за ведение воинского учета на предприятии.

Если у вас работает до 500 призывников, военнообязанных и резервистов, то обязанность вести воинский учет возлагают на лицо службы персонала

Если же в штате предприятия отсутствует такая служба, то обязанности по ведению воинского учета возлагаете на лицо, которое ведет учет работников.

Интересный момент. В п. 11 Порядка № 1487 указано, что ответственные за ведение воинского учета должны отвечать квалификационным требованиям, определенным для инспектора по воинскому учету. Однако теперь ни профессиональный стандарт, ни квалификационные требования для такого профессионального названия работы не утверждены. Как быть? Поскольку «инспектор по воинскому учету» отнесен в Классификаторе профессий ДК 003:2010 к специалистам, то, считаем, достаточным будет, если профессиональное название работы лица, которое будет вести воинский учет, будет значиться в разделе «Специалисты» Классификатора (ну или в «старшем» разделе).

Обратите внимание, что дополнительная работа по ведению воинского учета выполняется не безвозмездно. Пунктом 10 Порядка № 1487 предусмотрено установление доплаты в размере до 50 % оклада.

Возлагаете обязанности по ведению воинского учета на работника приказом (распоряжением) руководителя. В нем указываете дату, с которой работник начнет исполнять дополнительные обязанности, и размер доплаты (см. пример ниже).

img 1

Интересный момент. Издавать приказ о назначении работника ответственным за ведение воинского учета следует лишь в том случае, если его должностные обязанности не предусматривают ведения воинского учета. То есть если обязанность по ведению воинского учета на предприятии прописана в должностной инструкции работника, то отдельно приказ не издают и доплату не устанавливают.

Шаг 4. Налаживаете сотрудничество с ТЦК и СП. Ставите предприятие на учет по его местонахождению и сообщаете о лицах, ответственных за организацию и ведение воинского учета.

Перечень документов для постановки на учет, как показала практика, может отличаться в зависимости от вкусов конкретного ТЦК и СП. Возьмите с собой копию выписки из ЕГР и составьте сопроводительное письмо.

Что касается сообщения об ответственном лице, то его формируете согласно приложению 1 к Порядку № 1487. Укажите в нем сведения о руководителе предприятия и о лице, на которого возложено ведение воинского учета на предприятии.

Как быстро все это несем к ТЦК и СП? Следует успеть в семидневный срок с даты издания приказа о назначении ответственного за ведение воинского учета.

Шаг 5. Проводите аудит личных дел работников. Проверяете наличие/отсутствие копий паспортов и соответствующих военно-учетных документов (п. 20 Порядка № 1487):

— для призывников — удостоверения о приписке к призывному участку;

— для военнообязанных — военный билет или временное удостоверение военнообязанного;

— для резервистов — военный билет.

Обратите внимание, что женщины, которые получили образование по медицинской или фармацевтической специальности и не находились на воинском учете до 30.12.2022, могут трудоустраиваться как невоеннообязанные до конца 2026 года.

Шаг 6. Сообщаете руководителю информацию о результатах проведенного аудита. Сообщаете о необходимости проведения ежегодной сверки и актуализации военно-учетных документов работников.

Разрабатываете и утверждаете график сверки военно-учетных документов работников с имеющимися на предприятии

Печатаете и вывешиваете на видном месте в общедоступном помещении правила воинского учета. Они приведены в приложении 2 к Порядку № 1487.

С графиком сверки и правилами воинского учета знакомите работников под подпись. Также можно вручить каждому работнику уведомление о необходимости пройти сверку в установленный графиком срок и предоставить для этого оригиналы паспорта гражданина Украины (в случае, когда в паспорте гражданина Украины отсутствуют отметки о регистрации местожительства, а также информация от регистрации места проживания) и военно-учетных документов.

Проводите сверку. При необходимости копируете документы, которых не хватает. Параллельно формируете Списки персонального воинского учета (см. шаг 7).

В случае выявления недостатков, информируете о них руководителя предприятия и предоставляете предложения по их устранению.

Шаг 7. По тем работникам, у которых все в порядке с документами, начинаете формировать Списки персонального воинского учета (далее — Списки) и заполнять Ведомость оперативного учета призывников, военнообязанных и резервистов. Формы этих документов приведены в приложениях 5 и 12 к Порядку № 1487 соответственно.

Рассказываем, что это за «звери».

С 05.01.2023 персональный воинский учет на предприятиях ведется по Спискам

Информация о численности призывников, военнообязанных и резервистов вносится в Ведомость оперативного учета призывников, военнообязанных и резервистов. Хранится она вместе со Списками.

Списки и Ведомость можно формировать в электронных и/или бумажных формах. Однако, учитывая количество граф и объем информации, которая отражается в Списках, обычно отдают предпочтение электронной форме (например, формируют в excel).

Составляют Списки отдельно по следующим группам:

первая — Список персонального воинского учета военнообязанных (резервистов) офицерского состава;

вторая — Список персонального воинского учета военнообязанных (резервистов) рядового, сержантского и старшинского состава;

третья — Список персонального воинского учета военнообязанных и резервистов из числа женщин;

четвертая — Список персонального воинского учета призывников.

Формируют Списки по алфавиту. Информация о заполнении граф Списков приведена в приложении 5 к Порядку № 1487 (под таблицей). Поэтому здесь ее не повторяем.

Сведения о военнообязанных, которым выданы мобилизационные распоряжения, выделяете в каждой группе по соответствующим командам — в последовательности роста нумерации команд. Лица, которые проходят службу в военном резерве, учитываете как военнообязанных, которым выданы мобилизационные распоряжения.

Внимание! При формировании Списков за 2023 год учтите следующее. Работников, которые призваны/приняты на военную службу до начала текущего года и за которыми вы сохраняете место работы и должность, в Списки и Ведомости не вносите. Почему?

Призванные/принятые на военную службу работники являются военнослужащими, а не военнообязанными/резервистами/призывниками

На это указывает ч. 9 ст. 1 Закона № 2232. Эти работники исключены из воинского учета предприятия. Вот когда такой военнослужащий будет уволен с военной службы и вернется на родное предприятие, тогда и включите его в Списки.

Если работника призвали/приняли на военную службу в течение 2023 года, то он должен быть в Списке. При этом, из устных разъяснений ТЦК и СП следует, что по такому работнику в графе 15 «Придатність до військової служби» Списка следует указать «Виключено з обліку», дату и реквизиты приказа об увольнении.

К Спискам каждой группы формируете дело, в котором храните копии военно-учетных документов призывников, военнообязанных и резервистов (п. 37 Порядка № 1487). В отдельном деле храните копии военно-учетных документов граждан, которые не достигли предельного возраста пребывания в запасе и были исключены из воинского учета.

Шаг 8. Работников, у которых выявлены недостатки при сверке военно-учетных документов, направляете в те ТЦК и СП (СБУ, подразделения Службы внешней разведки), где они находятся на воинском учете, для устранения таких недостатков. После устранения недостатков добавляете их в Списки. Хотя здесь есть большая вероятность, что их мобилизуют после «похода» в ТЦК и СП.

Шаг 9. По работникам, которые в Списках, рассматриваете вопрос сверки Списков с учетными данными документов ТЦК и СП, органов СБУ, подразделений Службы внешней разведки по месту их учета (см. п. 46 Порядка № 1487).

То есть здесь важно, в каком именно органе/подразделении на воинском учете находится ваш работник: ТЦК и СП или СБУ, или Службе внешней разведки, — и где именно (территориально) этот орган/подразделение находится. Если, например, работник находится на воинском учете в ТЦК и СП, то сверяетесь именно с этим ТЦК и СП. К СБУ, Службе внешней разведки цепляться не нужно.

С ТЦК и СП (СБУ, подразделениями Службы внешней разведки), на территории ответственности которых находится ваше предприятие, сверяетесь в соответствии с графиком сверки. Уточните наличие такого графика у этих органов. Сверяться в определенный графиком срок ответственный за ведение воинского учета работник идет лично. С собой берет извлечение из списка персонального воинского учета с работниками, которые находятся на учете в таком ТЦК и СП (органе СБУ, подразделении Службы внешней разведки) и копии их военно-учетных документов.

Если ТЦК и СП, где на учете находятся работники, расположены на территории других административно-территориальных единиц, то сверку проводите так. Формируете извлечение из списков персонального воинского учета в двух экземплярах. Прилагаете к нему копии военно-учетных документов из списка и вместе с сопроводительным письмом посылаете по почте с уведомлением о вручении соответствующему органу. После сверки один экземпляр извлечения из списков возвращается к предприятию с отметкой «звірено __ ____________ 20__ року», подписью должностного лица, которое осуществило сверку, и гербовой печатью.

Результаты сверки вносите в журнал учета результатов проверки состояния воинского учета. Его форма приведена в приложении 9 к Порядку № 1487.

Внимание! Выполняя вышеприведенные шаги, не забываем о текущей работе по ведению воинского учета на предприятии. О ней расскажем в одном из следующих номеров «Налоги & бухучет».

Выводы

  • Налаживание воинского учета рекомендуем начать с изучения Порядка № 1487. Дальше определяетесь с ответственным за ведение воинского учета на предприятии.
  • Налаживаете сотрудничество с ТЦК и СП. Ставите предприятие на учет. Сообщаете о лицах, ответственных за воинский учет.
  • Проводите аудит личных дел работников. Обнаруживаете недостатки. Разрабатываете и утверждаете график сверки военно-учетных документов работников с имеющимся на предприятии.
  • По тем работникам, у которых все в порядке с документами, начинаете формировать Списки персонального воинского учета. Параллельно работаете с работниками, у которых выявлены недостатки в военно-учетных документах или они вообще отсутствуют.
  • После формирования Списков рассматриваете вопрос сверки Списков с учетными данными документов ТЦК и СП, органов СБУ, подразделений Службы внешней разведки по месту их учета.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше