Темы статей
Выбрать темы

Валютный надзор за «менее 400 тыс. грн»

Павленко Алексей, налоговый эксперт
По одному и тому же экспортному контракту было несколько поставок товаров, но за каждой из таких поставок суммы недоплаты (остаток задолженности) уже составляют меньше экв. 400 тыс. грн. Аналогичная ситуация по импортному контракту: было несколько предоплат, но после частичного импорта сумма недопоставки (задолженности) по каждой оплате стала меньше чем экв. 400 тыс. грн. При этом задолженность по контракту в целом (и экспортному, и импортному) превышает экв. 400 тыс. грн. Читатель спрашивает: будет ли банк осуществлять валютный надзор за такими контрактами и этими незакрытыми операциями?

Общие правила

В поисках ответа на эти вопросы обратимся к соответствующим валютным НБУ-нормативам. И в первую очередь — к Инструкции о порядке валютного надзора банков за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров, утвержденной постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 № 7 (далее — Инструкция № 7).

Напомним сначала, что банки не осуществляют или прекращают надзор за операциями по экспорту, импорту товаров (включая незавершенные расчеты), сумма которых меньше незначительной суммы (ч. 7 ст. 11 Закона о валюте*, а также п. 22 Положения № 5** и п. 9 Инструкции № 7). Предельные сроки расчетов (сейчас это — 180 дней***) на такие операции не распространяются.

* Закон Украины «О валюте и валютных операциях» от 21.06.2018 № 2473-VIII.

** Положение о мероприятиях защиты.., утвержденное постановлением Правление НБУ от 02.01.2019 № 5.

*** В отношении тех «нерез»-задолженностей, которые возникли до 05.04.2022, применяется предельный срок 365 дней.

Однако здесь есть исключения: кроме случаев дробления операций по экспорту товаров или дробления валютных операций.

В соответствии с упомянутым п. 22 Положения № 5 размер незначительной суммы определяется в ст. 20 Закона № 361**** и сейчас составляет эквивалент 400 тыс. грн по курсу НБУ на момент осуществления операции.

**** Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» от 06.12.2019 № 361-IX.

А теперь подробнее об упомянутом п. 9 Инструкции № 7. В п.п. 1 этого пункта конкретизировано, что банк завершает валютный надзор, если сумма незавершенных расчетов по операции (!) по экспорту, импорту товаров не превышает (!) незначительную сумму (то есть экв. 400 тыс. грн). Сумма незавершенных расчетов по операции по экспорту, импорту товаров определяется по официальному курсу, установленному НБУ на дату последнего события по соответствующей операции (последняя дата платежа/поступления денежных средств, дата поставки товара, дата зачисления встречных однородных требований*).

* Напомним, что во время военного положения проведение ВЭД-зачета не выведет операцию из-под банковского надзора! То есть его проведение сейчас не спасет от начисления пени...

В п. 16 Инструкции № 7 указано, что

валютный надзор за выполнением предельных сроков расчетов банк осуществляет за операцией по экспорту товаров по каждому факту осуществления поставки товара, а за операцией по импорту товаров — отдельно за каждым фактом осуществления платежа, если договор предусматривает поставку товара, осуществление платежа в несколько этапов

Как быть в нашей ситуации?

Теперь попробуем спроектировать упомянутые нормы на наши экспортные и импортные ситуации.

Во-первых, отметим, что согласно п. 16 Инструкции № 7 банк должен осуществлять валютный надзор не в разрезе экспортного или импортного контракта, а в разрезе отдельных операций, которые осуществлены по соответствующему контракту. Однако там есть интересная дописка: «если договор предусматривает поставку товара, осуществление платежа в несколько этапов». Поэтому формально, если договор такого не предусматривает, то банк может осуществлять валютный надзор за операциями не разрозненно, а комплексно («оптово»)!..

Исходя из нормы п.п. 1 п. 9 Инструкции № 7 банк должен завершить валютный надзору за конкретной операцией по экспорту, импорту, когда сумма незавершенных расчетов по такой операции станет меньше (или будет равна) экв. 400 тыс. грн. Но на неснятие операции с надзора может повлиять этот «договорный» нюанс из п. 16, о котором мы упомянули выше.

Во-вторых. Поскольку требования упомянутого п.п. 1 п. 9 Инструкции № 7 не применяются в случае дробления операций, то если контракт экспортный, в таких ситуациях обязательно надо определиться: не имело ли места по такому контракту дробление операций экспорта товаров? А если контракт импортный —не было ли дробления валютных операций? Иначе такие менее «400-тысячные» задолженности банк с надзора не снимет, пока они все не будут закрыты «в нуль»...

Дробление

Дробление экспорта. Напомним, что определение «дробления операции по экспорту товара» приведено в п.п. 5 п. 3 Инструкции № 7. Это — искусственное деление поставки товара по операции по экспорту товара, которое предусматривает одновременное наличие следующих признаков:

— операции по экспорту товара осуществляются одним резидентом;

— операции, связанные между собой одним контрагентом-нерезидентом и договором (контрактом и т. п.);

— сумма каждой операции по экспорту товара меньше, чем размер незначительной суммы (экв. 400 тыс. грн);

— сумма операций по экспорту товара за календарный месяц превышает десятикратный размер операции на незначительную сумму (то есть экв. 4 млн грн).

Дробление аванса за импорт. А термин «дробление валютной операции» найдем в п.п. 2 п. 2 Положения № 8*. Он определен как искусственное деление общей суммы валютной операции, которое предусматривает одновременное наличие следующих признаков:

— валютные операции осуществляются одним лицом;

— валютные операции связаны между собой одними контрагентами, основаниями (договором, контрактом и т. п.), назначением валютной операции;

каждая валютная операция осуществляется на сумму меньше незначительной (экв. 400 тыс. грн);

— валютные операции осуществляются не меньше чем три раза в календарную неделю и/или десять раз в календарный месяц;

— общая сумма валютных операций за календарную неделю превышает двукратный размер и/или за календарный месяц — восьмикратный размер незначительной суммы (в экв. 3,2 млн грн);

другие признаки дробления валютных операций, которые установлены на свое усмотрение уполномоченного учреждения.

* Положение о порядке осуществления уполномоченными учреждениями анализа и проверки документов (информации) о валютных операциях, утвержденное постановлением Правление НБУ от 02.01.2019 № 8.

Так значит, так-таки и снимут?

Не является дроблением. Отметим, что оба термина дробления операций (и «экспортный», и «импортный») для определения фактов дробления предусматривают одновременное наличие приведенных признаков. Но и в первом, и во втором сроке одним из признаков является сумма каждой операции меньше незначительной. А в наших случаях изначально суммы операций имели размер, который превышал незначительную сумму. И только со временем (после соответствующих проплат или поставок) размер задолженностей по таким операциям стал меньше чем экв. 400 тыс. грн. Потому считаем, при всем желании такие факты нельзя будет квалифицировать в наших ситуациях как дробление операции по экспорту товаров или как дробление валютной операции. И хотя банк может установить и другие признаки дробления валютных операций, поскольку суммы предоплат превышали экв. 400 тыс. грн, это уже не имеет значения. И дробления формально здесь быть не может...

Этапы в договоре. Следовательно, в наших случаях (со «сдутыми» до меньше экв. 400 тыс. грн суммами задолженностей) единственные формальные проблемы в отношении прекращения банковского надзора могут возникнуть, если ВЭД-договор (контракт и т. п.) не предусматривает поставку экспорта или оплату импорта в несколько этапов. Если же договор такое предусматривает, то упомянутые операции с «незначительными» задолженностями банк должен снять с надзора. При этом,

поскольку надзор осуществляется за каждой отдельной операцией, а не за договором в целом, то для целей снятия операции с надзора не имеет значения, что задолженность, рассчитанная по договору в целом, превышает экв. 400 тыс. грн

Таким образом, когда суммы ваших задолженностей по курсу на день осуществления последней операции уменьшились до размера ниже экв. 400 тыс. грн (или стали равны этой сумме)**, стоит поинтересоваться в банке, сняты ли с валютного надзора операции с такими «незначительными» остатками задолженностей. И если не сняты — разберитесь, в чем причины невыполнения банком упомянутого требования п.п. 1 п. 9 Инструкции № 7. Чтобы вдруг не пришлось заниматься этими вопросами позже — когда к вам заявятся для начисления ВЭД-пени «с засученными рукавами» фискалы. И тогда ситуация может стать намного сложнее...

** О ситуациях, когда по причине курсовых колебаний размер инвалютной задолженности превышал порог 400 тыс. грн, читайте в статье «Валютный надзор: было меньше «400», стало больше «400» // «Налоги & бухучет», 2023, № 8.

Выводы

  • Если сумма незавершенных расчетов по операции (!) по экспорту, импорту товаров не превышает незначительную сумму (экв. 400 тыс. грн), банк должен снять ее с валютного надзора. Кроме случаев дробления операций.
  • Валютный надзор осуществляется за каждым фактом поставки (экспорт) или платежа (импорт), а не за контрактом в целом.
  • Если задолженность по конкретной операции станет меньше (достигнет) незначительной суммы, надзор за ней должен быть прекращен — независимо от размера задолженности по контракту в целом.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше