Темы статей
Выбрать темы

Валютный надзор: было меньше «400», стало больше «400»

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Наши читатели уже неоднократно интересовались вопросами валютного надзора в случаях, когда сумма ВЭД-задолженности является или стала меньше пороговых экв. 400 тыс. грн. Также был вопрос в отношении таких ситуаций, когда сумма задолженности в инвалюте со временем «искусственно» достигла этого порога по причинам падения курса гривни. Итак, сейчас мы рассмотрим такие случаи, связанные с этой пороговой для банковского ВЭД-надзора суммой, и возможные их последствия для украинских субъектов ВЭД-деятельности.

«Незначительная сумма» и банковский надзор

Возможно, вам это известно, но тема обязывает напомнить кое-что из теории вопроса. Опираясь на профильные документы НБУ (п. 22 Положения № 5*, п. 9. Инструкции № 7**), выделим два момента:

* Положение о мероприятиях защиты и определении порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте, утвержденное постановлением Правление Национального банка Украины от 02.01.2019 № 5.

** Инструкция о порядке валютного надзора банков за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров, утвержденная постановлением Правления Национального банка Украины от 02.01.2019 № 7.

— банк вообще не осуществляет надзор / не ставит на контроль операцию, если ее сумма «незначительна», то есть является меньшей чем экв. 400 тыс. грн;

— банк снимает с надзора операцию, когда сумма незавершенных расчетов по операции становится меньше чем экв. 400 тыс. грн

В первом случае для вычисления гривневого размера суммы задолженности банк должен использовать курс НБУ к соответствующей инвалюте «на дату осуществления операции». Для второго случая банк должен использовать курс НБУ «на дату последнего события по соответствующей операции».

Еще несколько штрихов:

1) размер «незначительной суммы» предусмотрен ст. 20 Закона Украины от 06.12.2019 № 361-IX;

2) правила в отношении «незначительной суммы» не касаются случаев дробления операций по экспорту товаров или дробления валютных операций! О дроблении операций читайте в статье «ВЭД-расчеты: подробно о «90 днях» // «Налоги & бухучет», 2022, № 37;

3) сумма незавершенных расчетов, как мы вспомнили, определяется по курсу НБУ на дату последнего события по соответствующей операции: последнюю дату платежа / поступления денежных средств, дату поставки товара, дату зачисления встречных однородных требований*;

* С 6 сентября этого года ВЭД-зачет фактически запрещен. См. «Налоги & бухучет», 2022, № 76 // «Взаимозачет в ВЭД».

4) не подпадают под банковский надзор независимо от размера (суммы) задолженности (!): услуги, работы (кроме транспортных и страховых услуг и/или работ), права интеллектуальной собственности и/или другие неимущественные права, которые экспортируются (согласно постановлению Правления НБУ от 14.05.2019 № 67).

А теперь перейдем к ответам на конкретные вопросы наших читателей.

Когда из-за курса стало больше (меньше) 400 тыс.

Как мы уже упоминали, к нам обращались читатели с такими ситуациями, когда задолженность нерезидента по экспортному или импортному контракту на дату соответствующего события составляла в бухучет меньше 400 тыс. грн. Но из-за прыжка (увеличения) курса доллара США, евро и других валют (например, как было в 20-х числах июля 2022 года) сумма такой задолженности в гривне соответственно возросла и перевалила за контрольный порог 400 тыс. грн. Что с банковским надзором: должны ли подпадать под него такие «искусственно» увеличенные задолженности? Будет ли он начат или возобновлен в отношении таких задолженностей?

Считаем, в таких случаях проблем с банковским надзором возникать не должно.

Но акцентируем ваше внимание на следующем важном моменте. Бухучетный (гривневый) размер задолженностей может не иметь значения для вопросов банковского надзора, где действуют свои даты/правила их пересчета в гривню!

Изначально меньше «400». Итак, если сумма задолженности по экспортному или импортному контракту, пересчитанная по курсу НБУ на дату соответствующего события (осуществления операции(й) по поставке экспорта или отправления предоплат(ы) за импорт), не превышала 400 тыс. грн, то банк вообще не должен был осуществлять надзор за такими операциями.

И когда после упомянутого прыжка курса такие задолженности стали по текущему курсу больше чем 400 тыс. грн, эти операции под банковский надзор уже все равно не подпадут

Остаток был меньше «400». Когда посчитанная по курсу НБУ на дату последнего события по соответствующей операции (последняя дата поступления средств за экспорт или поставки импорта или дата зачисления встречных однородных требований) сумма остатка задолженности по контракту стала меньше экв. 400 тыс. грн, то банк должен был снять такую задолженность с надзора. И если после этого из-за курсового прыжка остаток задолженности превысил экв. 400 тыс. грн, надзор не должен быть возобновлен!

С этими случаями может быть немного сложнее, если учет в банке не слишком четко настроен. Но по нормативам (см. выше) должно происходить именно так. И возобновление (продолжение) банковского надзора, если остаток такой задолженности из-за падения курса гривни позже перевалил за 400 тыс. грн, будет незаконным!

Итог. Итак, если размер задолженности по курсу НБУ на соответствующую «контрольную» дату был меньше 400 тыс. грн, то банк должен был ее не брать под надзор / снять с надзора. А начала или возобновления надзора в связи с текущими изменениями курса НБУ и ростом гривневой суммы задолженности (обусловленными войной и инфляцией гривни) нормативы не предусматривают!

В противоположной ситуации — если курс гривни вдруг пойдет вверх (думаем, дождемся) и задолженность, которая была больше «400» по новому текущему курсу станет меньше, — банк операцию с надзора все равно не имеет права снять, ведь курсы НБУ для целей надзора берутся исключительно на конкретные даты (см. выше).

Товарная задолженность (импорт). Упомянутые выводы, конечно, касаются и товарных задолженностей по импортным контрактам. Если по курсу на даты(у) предоплат(ы), или последней импортной операции задолженность была/стала меньше экв. 400 тыс. грн, то валютного надзора за ней банк не должен осуществлять. Поэтому даже если по текущему курсу такие суммы потом превысят 400 тыс. грн, банковский надзор все равно не будет осуществляться.

В бухучете изменение курса НБУ на такие задолженности вообще не влияет. В то же время для целей банковского надзора согласно п. 9 Инструкции № 7 в соответствующих случаях должны пересчитываться и товарные задолженности по импортным контрактам! Если изначально задолженность по импортному контракту была больше экв. 400 тыс. грн, то она попала под банковский надзор. И теперь в случае частичных поставок она должна уменьшаться, как того требует упомянутая норма, с использованием курса НБУ «на дату последнего события по соответствующей операции» — на дату поступления последней партии. То есть банкиры должны пересчитать остаток такой товарной задолженности, который остался после последней поставки, по курсу НБУ на дату поступления этой поставки. Обычно берут курс НБУ, указанный в последней таможенной декларации. И если остаток задолженности, пересчитанный по этому последнему курсу (а не бухучетный!) не превысит экв. 400 тыс. грн, то банкиры должны снять его с надзора. Имейте этот нюанс в виду, когда будете проверять корректность банковского надзора за своевременным выполнением импортных поставок.

Когда меньше 400 тыс. — можно ли не возвращать?

Обязательно ли возвращать долг, который был (или стал) меньше 400 тысяч? Есть ли последствия невозвращения? Такие вопросы задают регулярно.

В Инструкции № 7 указано, что банк проверяет неподнадзорные операции во время наступления события (перевода средств в пользу нерезидента, поступления от нерезидента средств, получения реестра ТД по соответствующей операции) и в дальнейшем не осуществляет за ними валютный надзор. Поэтому за нарушение 180 (365)-дневного срока расчетов по таким долгам пеня участникам ВЭД точно не грозит.

Денежные задолженности. В то же время, независимо от размера суммы, возвращать инвалютную выручку в Украину обязывает п. 23 разд. ІІ Положения № 5, где указано:

«денежные средства от нерезидента по операциям резидента по экспорту товаров подлежат зачислению на счет резидента в Украине в банке».

Эта норма является нормой прямого действия, исключений не предусматривает и требует зачисления средств, полученных за экспорт товаров (в т. ч. работ, услуг и неимущественных прав!), именно на счет резидента в Украине в банке. То есть средства за экспорт независимо от размера суммы задолженности экспортеры должны получить на свои банковские счета в Украине.

Однако предельный срок для возвращения таких сумм не установлен, и здесь ориентир, думаем, должен делаться на сроки расчетов, определенные в экспортных контрактах. В то же время при нарушении нерезидентами этих сроков вряд ли банки смогут обвинить в нарушении законодательство экспортеров с задолженностями, которые не превышают «незначительные суммы».

Претензии в отношении нарушения валютного законодательства могут предъявить разве что в случае безосновательного списания экспортерами таких задолженностей. Или — при получении и расходовании средств за рубежом. В последнем случае фискалы утверждают, что расходование «экспортных» средств, полученных на счет за рубежом, исключит возможность зачисления их на счет в Украине. И это будет нарушением валютного законодательства Украины, в частности упомянутого п. 23 разд. ІІ Положения № 5. О таких инсинуациях и возможных штрафных последствиях подробнее читайте в «Налоги & бухучет», 2022, № 62 // «ВЭД и счет за рубежом»...

Товарные задолженности. Что же касается не(до)поставки по импортному контракту в сумме, меньшей чем экв. 400 тыс. грн, то здесь в любом случае

за неполучение импорта на сумму меньше «незначительной», похоже, резиденту по валютному законодательству ничего не грозит

Ведь в таком случае прямых нарушений валютных укрнормативов не наблюдается.

Но сейчас, когда страна воюет, стоит делать все возможное, чтобы заставлять нерезидентов закрывать задолженности по экспорту и импорту полностью.

Выводы

  • Банк не возобновляет валютный надзор за задолженностью, если ее размер превысил экв. 400 тыс. грн только по причине роста текущего курса валют. Для надзора имеют значение лишь курсы НБУ, которые были на определенные даты (осуществления операции или последнего события по соответствующей операции).
  • Нормы Положения № 5 определяют, что денежные средства по операциям резидента по экспорту товаров подлежат зачислению на его счет в Украине в банке. Эта норма касается и задолженностей в суммах, меньших чем экв. 400 тыс. грн.
  • В то же время не(до)получение импорта на суммы, меньшие чем экв. 400 тыс. грн, формально не нарушает норм валютного законодательства.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше