В чем суть основания для проверки по п.п. 78.1.1 НКУ?
Основание для внеплановой документальной проверки, определенное в п.п. 78.1.1 НКУ, заключается в следующем. Фискалы получили налоговую информацию, которая свидетельствует о нарушении плательщиком валютного, налогового законодательства, законодательства в сфере предотвращения и противодействия отмыванию доходов и другого подконтрольного налоговикам законодательства. Но они имеют право провести проверку, если плательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующих органов в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. При этом в запросе должно указываться нарушение плательщика.
Кого могут проверить во время войны?
В настоящее время (то есть с 01.08.2023) внеплановая документальная проверка на основании п.п. 78.1.1 НКУ разрешена, если получена информация о:
1) нарушении законодательства в отношении налогообложения доходов, полученных нерезидентами с источником происхождения из Украины и/или в отношении налогообложения нерезидентов, которые осуществляют свою деятельность через обособленные подразделения;
2) нарушении налогового законодательства плательщиками, которые осуществляют деятельность в сфере:
а) производства и/или реализации подакцизной продукции;
б) организации и проведения азартных игр в Украине;
в) предоставления финансовых, платежных услуг.
Также в эту когорту входят нарушения в отношении предельных сроков поступления товаров по импортным операциям и/или валютной выручки по экспортным операциям.
Что со сроками ответа на запрос?
Как видите, спусковой механизм для проверки — отсутствие ответа на запрос от фискалов. И здесь следует помнить, что на период военного положения сроки предоставления ответов на обязательные запросы были приостановлены. Они были запущены лишь со вступлением в силу Закона Украины от 30.06.2023 № 3219-IX (известного раньше как законопроект № 8401), а именно с 1 августа 2023 года. Об этом теперь указано в п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.
Это значит, что если вам поступал запрос от фискалов в период военного положения до 01.08.2023 и вы попадаете в группу риска для проверки на основании п.п. 78.1.1 НКУ, то сразу же прибежать на проверку фискалы не имеют права.
У вас есть еще время для ответа на «военно-фискальный» запрос — 15 рабочих дней, которые должны отсчитываться с 1 августа 2023 года, а не с даты его получения
То есть ответить на запрос нужно будет до 21.08.2023.
С запросами, которые поступали в период карантина, все сложнее. Не забывайте, что на этот период приостанавливались сроки предоставления ответов далеко не на все запросы (п. 528 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Но считаем, что и для карантинных запросов, которые не попали в исключения, сроки должны стартовать именно с 01.08.2023. Хотя здесь налоговики могут трактовать ситуацию фискально, указав, что приостановка касалась только запросов, полученных плательщиками в период военного положения. Хотя в п. 69, а тем более в п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, не указано, что речь идет именно о запросах, которые поступили хозсубъектам от фискалов во время войны.
Что еще нужно учесть в отношении запросов?
Во-первых, запрос должен отвечать требованиям из НКУ. Только отсутствие ответа на такой запрос может быть законным основанием для проверки (см., например, постановление ВС от 26.06.2023 по делу № 813/4379/17).
Во-вторых, в запросе должны быть все без исключения реквизиты из п.п. 73.3 НКУ. От самых элементарных (подпись руководителя налоговой / его заместителя / уполномоченного лица, печать и т. п.) до более серьезных — основание для послания запроса и информация, которая его подтверждает.
В-третьих, да, вы имеете право не отвечать на противоправный запрос (п.п. 73.3.4 НКУ). Но следует помнить о штрафе, предусмотренном за:
— неподачу документов или информации (по факту, отсутствие ответа на запрос);
— подачу документов или информации не в полном объеме в ответ на запрос.
Эта санкция предусмотрена в п. 121.2 НКУ. Ее размер составляет 1 минзарплату, установленную законом о госбюджете, по состоянию на 1 января года, в котором совершено нарушение (в 2023 году — 6700 грн). Штраф применяется к юрлицу или ФЛП в целом, а не к должностным лицам.
Конечно, опять же,
штрафовать могут только в случае, если запрос является законным (то есть отвечает требованиям из НКУ). Но об этом риске все-таки не стоит забывать
Обратите внимание: считаем, что за несвоевременный ответ на запрос штрафовать не имеют права (детали читайте в статье «Несвоевременный ответ на запрос фискалов: быть ли штрафу?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 42).
В конце заметим: сроки предоставления ответов побежали не только в отношении запросов, связанных с проверками. Поэтому, с учетом существования штрафов, будьте осторожны!
Выводы
- Внеплановая документальная проверка на основании п.п. 78.1.1 НКУ возможна, только если плательщик не ответил на законный запрос фискалов в течение срока, установленного в НКУ.
- Внеплановая документальная проверка на основании п.п. 78.1.1 НКУ во время военного положения с 01.08.2023 возможна исключительно в отношении определенных категорий плательщиков.
- За непредоставление ответа на законный запрос фискалов предусмотрен штраф в 1 минзарплату, установленную в законе о госбюджете, по состоянию на 1 января года, в котором совершено нарушение.