Темы статей
Выбрать темы

Разрешенные внеплановые налоговые проверки: что учесть в период войны?

Вишневский Михаил, налоговый эксперт
С 1 августа несколько расширяется перечень разрешенных внеплановых документальных проверок. И в этой статье мы напомним вам основные общие правила в отношении них. А в других материалах журнала «Налоги & бухучет», 2023, № 63 поговорим отдельно о наиболее распространенных основаниях для таких проверок.

Внеплановые документальные проверки, разрешенные во время войны

Сначала напомним, что на период военного положения с 01.08.2023 разрешены следующие внеплановые документальные проверки (п.п. 69.21 подразд. 10 разд. ХХ НКУ):

1) по заявлению плательщика (п. 78.2 НКУ);

2) если плательщик не ответил на запрос, а у фискалов есть налоговая информация о (п.п. 78.1.1 НКУ):

— нарушении законодательства в отношении налогообложения доходов, полученных нерезидентами с источником происхождения из Украины и/или в отношении налогообложения нерезидентов, которые осуществляют свою деятельность через обособленные подразделения;

— нарушении налогового законодательства плательщиками, которые осуществляют деятельность в сфере:

а) производства и/или реализации подакцизной продукции;

б) организации и проведения азартных игр в Украине;

в) предоставления финансовых, платежных услуг;

3) в случае неподачи деклараций, «трансфертной» отчетности (только контроль за трансфертным ценообразованием) (п.п. 78.1.2 НКУ);

4) в случае подачи плательщиком отрицания на акт / жалобы на решение фискалов (п.п. 78.1.5 НКУ);

5) в случае реорганизации, ликвидации юрлица / его структурного подразделения или прекращения ФЛП (п.п. 78.1.7 НКУ);

6) если речь идет о бюджетном возмещении НДС и отрицательном значении этого налога больше 100 тыс. грн (п.п. 78.1.8 НКУ);

7) в случае подачи покупателем жалобы на нерегистрацию налоговой накладной / акцизной накладной или ошибок в обязательных реквизитах (п.п. 78.1.9 НКУ);

8) если вышестоящая налоговая проверила налоговую более низкого уровня и выявила несоответствие актов проверки требованиям законодательства или неполное выяснение во время проверки тех или иных вопросов (п.п. 78.1.12 НКУ);

9) в отношении трансфертного ценообразования (пп. 78.1.14, 78.1.15, 78.1.16 НКУ);

10) если после проведения документальной проверки получена информация от иностранных госорганов по вопросам, которые охвачены предыдущими проверками и свидетельствуют о нарушении со стороны плательщика (п.п. 78.1.21 НКУ);

11) в отношении хоздеятельности нерезидента через постоянное представительство без постановки на налоговый учет в Украине (п.п. 78.1.22 НКУ);

12) нарушения плательщиком предельных сроков поступления товаров по импортным операциям и/или валютной выручки по экспортным операциям (формально могут выбрать любой подпункт п. 78.1 НКУ, но наиболее соответствующий — п.п. 78.1.1 НКУ).

Полный перечень разрешенных и запрещенных налоговых проверок можно найти в статье «Разрешенные и запрещенные налоговые проверки во время войны: что после 1 августа» // «Налоги & бухучет», 2023, № 63.

Общие правила в отношении внеплановых проверок

Перед проверкой предупреждают о ее проведении? Внеплановые документальные проверки проходят без предупреждения. Но некоторым из них предшествуют обязательные письменные запросы со стороны налоговиков.

Поэтому условно все внеплановые документальные проверки можно распределить на две категории — это те, которые:

— связаны с посланием налоговиками запросов и отсутствием ответа на них со стороны плательщиков. Из разрешенных сейчас — это проверки на основании п.п. 78.1.1 и п.п. 78.1.9 НКУ;

— не предусматривают обязательного предварительного послания запроса со стороны налоговиков и, соответственно, наличие или отсутствие ответа не влияет на право этих контролеров прийти на проверку (по факту это все остальные разрешенные внеплановые документальные проверки).

Что должен предоставить перед проверкой инспектор? Перед проверкой плательщику предоставляются:

— копия приказа о проведении проверки;

— направление на проверку;

— служебные удостоверения или должным образом оформленные соответствующим контролирующим органом документы, которые удостоверяют должностные (служебные) личности проверяющих (данные об этих документах должны быть внесены в направление.

Содержание приказа и направления определены в п. 81.1 НКУ. Если перечисленные документы не предоставляются или они не отвечают требованиям НКУ, то это является основанием для недопуска к проверке.

Это происходит как перед выездной, так и перед невыездной проверкой.

Как долго проверяют? Продолжительность внеплановых документальных проверок не должна превышать 15 рабочих дней (для крупных плательщиков), 5 рабочих дней (в отношении субъектов малого предпринимательства), 3 рабочих дней (для ФЛП без наемных работников при условиях, определенных в п. 82.2 НКУ, если речь идет о проверке в связи с прекращением ФЛП на основании п.п. 78.1.7 НКУ), 10 рабочих дней (для прочих плательщиков) (п. 82.2 НКУ).

Эти сроки могут продлеваться по решению руководителя налоговой (его заместителя или уполномоченного лица). По общему правилу, срок продления может быть не более чем 10 рабочих дней (для крупных плательщиков), 2 рабочих дней (для субъектов малого предпринимательства) и 5 рабочих дней (для прочих плательщиков).

Определение той или иной категории плательщиков (крупные, субъекты малого предпринимательства, прочие плательщики) смотрим в ст. 55 ХКУ

Также заметьте: на период военного положения проверка может приостанавливаться в случае, если (п.п. 69.21 подразд. 10 разд. ХХ НКУ):

— возникают опасные условия для ее проведения. Подробнее об этом читайте в статье «Безопасные условия для проверки во время войны: что это?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 63;

по мотивированному заявлению плательщика;

в случае подачи плательщиком сообщения о невозможности доступа к первичным документам из-за войны в соответствии с п.п. 69.28 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Подробнее об этой процедуре читайте в статье «Не уберегли первичку: особенности в военное положение» // «Налоги & бухучет», 2022, № 82.

Заметим: теперь сроки проведения проверок не приостановлены.

Что в итоге? По результатам внеплановой документальной проверки, как и любой другой, составляется акт (или справка — если отсутствуют нарушения).

Акт (справка) по результатам выездной проверки составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами, которые проводили проверку, и регистрируется в налоговой в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания срока проверки.

Если это невыездная проверка, то акт так же составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами, которые проводили проверку, и регистрируется в те же сроки в налоговой.

Акт вручается плательщику в день подписания (если это выездная проверка) или посылается в порядке, установленном в ст. 42 НКУ (если плательщик отказался от его подписания). Если это невыездная проверка, то акт предоставляется плательщику или посылается ему, опять же в порядке ст. 42 НКУ, не позже следующего рабочего дня после его регистрации в налоговой.

И да, часто на практике налоговики нарушают эти сроки.

Если вы не согласны с обстоятельствами, изложенными в акте, то его можно подписать с отрицаниями. Отрицание не обязательно подавать сразу при подписании акта. На это у плательщика есть 10 рабочих дней, следующих за днем получения акта. А вот отказ от подписания и/или получения акта вряд ли что-то даст. Все потому, что в этом случае налоговики просто делают соответствующую отметку в этом документе или составляется соответствующий акт.

Обратите внимание: отказ от подписания акта проверки или получения его экземпляра не освобождает плательщика от обязанности уплатить определенные налоговиками по результатам проверки обязательства (п. 86.3 НКУ).

Поэтому когда подписываете акт, лучше написать, что вы предоставите отрицание в сроки, установленные в НКУ. А потом уже предоставить эти отрицания. Время, как мы уже указали выше, у плательщика на это будет.

Дальше, после рассмотрения отрицаний (если плательщик их подавал) в течение 5 рабочих дней, следующих за днем принятия решения в отношении отрицаний и предоставления его плательщику в письменном виде, принимается налоговое уведомление-решение (далее — НУР). Если же отрицания не подавались, то НУР принимается и посылается плательщику в течение 15 рабочих дней, следующих за днем вручения плательщику акта по результатам проверки.

Опять-таки сроки составления и предоставления плательщику акта, а также НУР теперь не приостановлены.

Выводы

  • С 01.08.2023 разрешены далеко не все внеплановые документальные проверки. Большинство из них было разрешено и до этой даты, но добавились проверки по п.п. 78.1.1 НКУ (в отношении определенных категорий плательщиков) и по п.п. 78.1.9 НКУ.
  • Внеплановые документальные проверки проводятся без предупреждения, но некоторым из них предшествуют запросы от налоговиков.
  • Сроки составления актов по результатам проверки и НУР теперь не приостановлены.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше