Условия о (не)безопасности для проверки
Основное правило. В соответствии с п.п. 69.21 подразд. 10 разд. ХХ НКУ документальные и фактические проверки во время действия военного положения проводятся при наличии безопасных условий для проведения проверки, а именно безопасного:
1) доступа (допуска) к территориям, помещениям и другому имуществу, которые:
— используются плательщиком для осуществления хоздеятельности и/или
— являются объектами налогообложения; или
— используются для получения доходов (прибыли); или
— связаны с другими объектами налогообложения таких плательщиков;
2) доступа (допуска) к:
— документам, справкам о финансово-хозяйственной деятельности, полученных доходах, расходах плательщиков;
— другой информации, связанной с исчислением и уплатой налогов (сборов, платежей), о соблюдении требований подконтрольного налоговикам законодательства;
— финансовой и статистической отчетности;
3) проведения инвентаризации основных средств, ТМЦ, средств, снятия остатков ТМЦ, наличности.
Приостановка проверки. Если фактическая или документальная проверка будет начата, а потом возникнет опасность в отношении пунктов, о которых мы сказали выше, то такая проверка останавливается. Это продолжается до завершения действия опасных обстоятельств и/или устранения препятствий для этих мероприятий контроля. Дальше проверка будет возобновляться на неиспользованный срок.
Процедура остановки такова. Руководитель налоговой (его заместитель или уполномоченное лицо) принимает решение, которое оформляется приказом. Копия этого приказа посылается плательщику в Электронный кабинет (cabinet.tax.gov.ua, в частной его части). Одновременно с этим на электронный адрес этого плательщика посылается информация о виде документа, дате и времени его послания в Электронный кабинет.
Правило об остановке не будет работать для внеплановых документальных проверок в отношении заявленного бюджетного возмещения НДС и/или отрицательного значения по этому налогу больше 100 тыс. грн (п.п. 78.1.8 НКУ)
В отношении каких проверок (не)работает правило о безопасности? Обратите внимание: нормы в отношении безопасных условий распространяются только на документальные (плановые/внеплановые) и фактические проверки.
Речь идет, безусловно, о разрешенных в период военного положения проверках*.
* Полный перечень разрешенных и запрещенных в настоящее время налоговых проверок см. в статье «Разрешенные и запрещенные налоговые проверки во время войны: что после 1 августа» // «Налоги & бухучет», 2023, № 63.
В отношении фактических проверок — понятно. Они проводятся по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика (п.п. 75.1.3 НКУ). То есть требуют выезда на место. С учетом обстоятельств войны, с безопасностью могут быть проблемы.
Что же касается документальных проверок, то напомним, что они могут быть как выездные, так и невыездные. И получается, что невыездные проверки так же попадут под условия о беспечности, как и выездные. Это не диковина, поскольку доступ (допуск) к помещениям, документам и безопасная инвентаризация ложатся на плечи плательщика. И здесь, оказывается, беспокойство именно о последнем.
Камеральные проверки, как видим, под безопасностные условия не попали. Думаем, что все из-за специфики самой проверки. В частности, из-за того, что она проводится в помещении налоговой и на основании имеющейся у налоговиков информации: данных деклараций (расчетов), СЭА НДС, Единого реестра НН и таможенных деклараций, Единого реестра акцизных накладных и данных СЭА реализации горючего и спирта этилового, данных СУД РРО (п.п. 75.1.1 НКУ).
Что означает «безопасные условия»?
Законодатель, к сожалению, не определил критерии безопасных условий. Да, указано о доступе/допуске к помещениям и документам, а также об инвентаризации. Однако получается, что то, безопасными ли они являются, будут решать налоговики самостоятельно…
Конечно, сейчас, с учетом уровня современного вооружения, нельзя считать, что где-то в Украине есть действительно безопасные уголки. Тем не менее в контексте проверок опасными, по нашему мнению, должны признаваться условия тогда, когда помещение, территории, объекты плательщика, ТМЦ и/или документы будут находиться на оккупированной территории или на территории активных боевых действий. Также если помещение плательщика в разрушенном, полуразрушенном или аварийном состоянии.
А вот если территории, помещения, объекты, документы, ТМЦ находятся на территориях возможных боевых действий, то есть сомнения в отношении того, будет ли это считаться опасными условиями.
Также стоит помнить, что опасность в части доступа/допуска к первичке и другим документам плательщика пересекается с процедурой, определенной в п.п. 69.28 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Говорим о сообщении налоговикам об отсутствии доступа к этим документам или их уничтожении*. Поэтому стоит сообщать об этой ситуации. Тем более сроки для подачи не так ограничены, как в отношении заявления о невозможности выполнения налоговых обязанностей.
* Подробнее читайте в статье «Не уберегли первичку: особенности в военное положение» // «Налоги & бухучет», 2022, № 82.
В контексте безопасных условий также стоит понимать, что все зависит от оснований для проверки и обстоятельств у конкретного плательщика. Например, его юридический адрес (местонахождение, указанное в ЕГР) — это оккупированная территория. Но плательщику удалось переместиться в безопасное место со всеми первичными документами и ТМЦ (а имущества на оккупированной территории не осталось). При этом он не осуществил перерегистрацию местонахождения субъекта хозяйствования. Но в то же время осуществляет хозяйственную деятельность на безопасной территории через торговые точки и показал их в ф. № 20-ОПП. Считаем, что здесь наверняка налоговики не признают, что условия для проведения, например, фактической проверки — опасные. То есть одного аргумента о том, что юридический адрес — оккупированная территория, будет, скорее всего, недостаточно.
Также будут возникать сложности в признании условий опасными тогда, когда, например, будет проводиться проверка по плательщику, который занимается подакцизкой, на основании п.п. 78.1.1 НКУ (у налоговиков есть информация о нарушении, послан запрос, плательщик на него не ответил в установленный срок). В частности, тогда, когда какая-то часть имущества (например, склад) находится на оккупированной территории, а запрос, например, вообще не касается этого имущества. В этом случае, скорее всего, спрятаться за опасность не получится.
Подытоживая, имеем следующую картину. Да, во время военного положения для разрешенной проверки должны быть безопасные условия (в частности, в части безопасного допуска к документам плательщика, его территориям и имуществу, а также безопасной инвентаризации). Но, во-первых, (не)безопасность — это все равно оценочное понятие. Во-вторых, не во всех случаях можно рассчитывать на (не)безопасность как на основание для приостановки проверки.
Выводы
- Разрешенные фактические и документальные проверки проводятся при условии безопасного допуска к документам плательщика, его территориям и имуществу, а также безопасной инвентаризации.
- Если проверку невозможно завершить из-за опасности, то она приостанавливается до момента устранения препятствий.
- Правила о (не)безопасности не распространяются на камеральные проверки, а также внеплановые документальные проверки в отношении заявленного бюджетного возмещения НДС и отрицательного значения по этому налогу больше 100 тыс. грн (п.п. 78.1.8 НКУ).