Короткий ответ ☺: нет, сроки исковой давности, предусмотренные в ГКУ, все еще остаются приостановленными. До конца военного положения.
Теперь более подробно объясним почему.
Все вы (как и наша читательница, которая задала вопрос) слышали о законопроекте № 8401 (теперь это Закон Украины от 30.06.2023 № 3219-IX). Он вступил в силу 1 августа 2023 года и внес изменения, связанные с налоговыми проверками*, налоговыми сроками, штрафными санкциями (включая санкции по РРО) и прочим.
* Подробности об актуальном состоянии в области проверок читайте в «Налоги & бухучет», 2023, № 63.
В части сроков с 01.08.2023 было запущено большинство из них. Есть, конечно, исключения. Но их не так уж и много. В «налоговом» контексте остались остановленными сроки давности (установленные в ст. 102 НКУ) в пределах запрещенных документальных проверок, а также сроки хранения первички (если опять же речь идет о запрещенных проверках). Теперь это, в частности, указано в п.п. 69.36 подразд. 10 разд. ХХ НКУ (детали см. в статье «Сроки налоговой давности и проверки во время войны» // «Налоги & бухучет», 2023, № 63).
Но
в вопросе речь идет о сроках исковой давности. И это совсем другое
Во-первых, это сроки, предусмотренные в ГКУ.
Во-вторых, это срок, в течение которого лицо может обратиться в суд с требованием о защите своего гражданского права или интереса (ст. 256 ГКУ). То есть, по факту, это срок, в пределах которого можно, например, взыскать долг в принудительном порядке. Кроме того, истечение этого срока означает, что задолженность безнадежна и ее можно списать (п. «а» п.п. 14.1.11 НКУ).
Напомним, что срок исковой давности сначала продлевался на срок действия карантина (п. 12 Заключительных и переходных положений ГКУ). Затем этот срок продлился еще и на срок действия военного и чрезвычайного положения (п. 19 Заключительных и переходных положений ГКУ).
Изменений в эти положения Закон Украины от 30.06.2023 № 3219-IX не вносил. Да и военное положение еще, к сожалению, не закончилось. Поэтому ситуация со сроками исковой давности, определенными в ГКУ, остается неизменной.
Более того, даже окончание карантина (действовал до 30.06.2023) на ситуацию не повлияло. Потому что военные нормы «наложились» на карантинные. То есть «карантинное» приостановление сроков давности было подхвачено (без каких-либо временных промежутков) приостановлением в связи с военным положением. Об этом (как и, кстати, о других последствиях отмены карантина) мы писали в статье «Карантин отменен с 1 июля: последствия» // «Налоги & бухучет», 2023, № 54.
Поэтому сроки исковой давности, которые хотя бы на один день пришлись на карантин, все еще продлеваются. Но уже на период военного положения.
Поэтому еще рано списывать задолженность именно в связи с истечением исковой давности, по которой этот срок (определенный в ГКУ) пришелся на карантин. Ждем окончания военного положения. Также на этом основании рано списывать задолженность, по которой срок исковой давности должен был бы начаться в период карантина или в период того же военного положения. О расчете именно исковой давности можно прочитать в «Налоги & бухучет», 2023, № 29.
Но не забываем, что задолженность может быть признана безнадежной (а значит, ее можно списать) и при других условиях (см. п.п. 14.1.11 НКУ). Например, в связи с тем, что должник-юрлицо ликвидировался (п. «з» п.п. 14.1.11 НКУ).
Также учтите: все, что мы сейчас сказали о «военном» и «карантинном» приостановлении, будет работать только тогда, когда мы применяем ГКУ в части сроков исковой давности. А это не всегда так. Например, в пределах ВЭД-контрактов часто действуют свои, особые правила, в частности, и в отношении сроков исковой давности (об этом так же можно прочитать в «Налоги & бухучет», 2023, № 29).