Темы статей
Выбрать темы

Алкоголь и «военная форма»

Павленко Алексей, налоговый эксперт
К нам периодически обращаются читатели с вопросами: каким нормативом официально запрещено реализовать в розницу алкогольные напитки лицам в военной форме (старше 18 лет)? И какие санкции предусмотрены, если проверка установит факт(ы) такой реализации? Давайте разберемся вместе.

В начале отметим, что общегосударственные нормативные документы пока такого прямого запрета не предусматривают. В то же время они отдают этот вопрос «на откуп» местным администрациям.

Горсоветы и их полномочия на алко-запреты

Сначала отметим, что п. 441 ч. 1 ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 № 280/97-ВР к компетенции сельских, поселковых, городских советов относит установку запрета продажи пива (кроме безалкогольного), алкогольных, слабоалкогольных напитков, вин столовых субъектами хозяйствования (кроме заведений ресторанного хозяйства) в определенное время суток (!) в пределах территории соответствующей административно-территориальной единицы. В ст. 153 Закона № 481* к этим полномочиям еще добавили возможность местным советам запрещать или ограничивать продажу алко-напитков на время проведения массовых мероприятий.

* Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, и горючего» от 19.12.95 № 481/95-ВР.

Поэтому вводить «персонифицированный» запрет такие советы не должны, но это не всегда так (см. ниже).

Военные администрации: есть ли полномочия на запрет?

А вот п. 13 ч. 1 ст. 8 Закона Украины «О правовом режиме военного положения» от 12.05.2015 № 389-VIII в период действия военного положения позволяет военному командованию вместе с военными администрациями (в случае их образования) самостоятельно или с привлечением органов исполнительной власти или местного самоуправления запрещать в порядке, определенном КМУ, торговлю оружием, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами, а также алкогольными напитками и веществами, произведенными на спиртовой основе. В п. 43 ч. 2 ст. 15 данного Закона военные администрации населенных пунктов на соответствующей территории наделены полномочиями, в частности, по принятию решений о таких запретах. Постановлением КМУ от 29.12.2021 № 1457 был утвержден Порядок запрета торговли оружием, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами, а также алкогольными напитками и веществами, произведенными на спиртовой основе, в условиях правового режима военного положения в Украине или отдельных ее местностях.

Согласно п. 3 этого Порядка

запрет торговли, в частности, алкогольными напитками и веществами, произведенными на спиртовой основе, в пределах определенной территории вводится путем издания приказа военным командованием вместе с военной администрацией

с целью обеспечения общественной безопасности и порядка. Военные администрации, органы местного самоуправления обеспечивают немедленное информирование о введении такого запрета торговли, в частности через средства массовой информации, субъектов хозяйствования и населения на соответствующей территории (п. 6 Порядка).

То есть для того, чтобы выяснить, какие специальные запреты в отношении торговли алкогольными напитками действуют в соответствующих населенных пунктах (городах, поселках и т. п.), надо выяснить, принималось ли такое запретительное «алко-решение» соответствующей военной администрацией, которой «подчинен» этот населенный пункт. Отметим, что в ряде населенных пунктов на время действия правового режима военного положения введены и сейчас действуют такие решения, которые предусматривают, в частности, и запреты на продажу алкогольных напитков лицам в военной форме!

Примеры запретов

Например, в Харьковской области приказом начальников Харьковской областной военной администрации и Харьковского военного гарнизона от 16.05.2022 № 08В запрещена продажа алко-напитков и веществ, произведенных на спиртовой основе (за исключением лекарственных средств, разрешенных к применению и включенных в Госреестр лекарственных средств Украины и дезинфицирующих средств), военнослужащим ВСУ, Нацгвардии Украины, а также других воинских формирований, правоохранительных органов и т. п. или лицам, которые имеют внешние признаки принадлежности к этим формированиям (наличие военной формы, вооружения, спецсредств и т. п.).

А вот в г. Львов этот запрет был введен вообще распоряжением Львовского городского совета от 19.04.2023 № 119 (ср. ). В п. 3 этого распоряжения указано:

«Строго запретить продажу любых алкогольных напитков военнослужащим Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии Украины, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, а также работникам правоохранительных органов»

Хотя, как мы отметили выше, горсовет имеет право самостоятельно принимать решение только в отношении запрета на продажу алко-напитков в определенное время суток. То есть они здесь «немного перебрали» своих полномочий*, потому что этот запрет должна была вводить Львовская областная военная администрация.

* Кстати, в п. 2 этого распоряжения приказано усилить ответственность за торговлю в запрещенное время (по ст. 156 КУоАП) путем привлечения нарушителей к общественным работам!..

Вопросы «идентификации» военной формы и военных

Отдельные вопросы в отношении действующих запретов: как продавцу алкоголя определить, является ли соответствующая форма, в которую одето лицо, военной, а также является ли такое лицо военнослужащим и т. п.? Ведь продавцы не имеют права требовать от покупателей какие-то документы, кроме тех, которые подтверждают совершеннолетие покупателя в определенных случаях...

Так или иначе, но в ряде территориальных громад такие запреты действуют. Теперь давайте разберемся, как должно наказываться их нарушение.

Какие там санкции?!

Под сообщением о введении Львовским горсоветом ограничения на продажу алко-напитков военным размещено предупреждение, что за его нарушение предпринимателей ожидает штраф от 6,8 до 13,6 тыс. грн. Такие размеры «характерны» для штрафов по ст. 156 КУоАП. В других источниках о таких нарушениях тоже пугают админштрафом по этой статье.

Действительно ли это так? И какие вообще возможны санкции к нарушителям таких «алко-формовых» ограничений?

После изучения этих вопросов

мы сделали вывод, что нарушителям ничего не угрожает (кроме предупреждения)

Приведем наши доказательства.

По Закону № 481. Начнем с санкций этого специального норматива. В ст. 17 Закона № 481 предусмотрен штраф размером 6800 грн (может, его львовяне и имели в виду), но он применяется за «нарушение требований статьи 153 данного Закона». Упомянутая статья устанавливает ряд ограничений, в частности, в отношении продажи пива (кроме безалкогольного), алкогольных, слабоалкогольных напитков, вин столовых, но там нет ограничения на продажу алко-товаров военнослужащим и/или лицам в военной форме! Что касается ограничений по решениям местных советов, то в статье 153 упомянуто ограничение торговать алко-напитками в определенный решениями таких органов время суток (или во время массовых мероприятий). Вот за нарушение таких «временных» ограничений алко-торговли хозсубъект (предприятие или ФЛП) действительно может «охватить» 6800 грн этого штрафа...

По КУоАП. Теперь что касается «профильной» ст. 156 КУоАП «Нарушение правил торговли пивом, алкогольными, слабоалкогольными напитками, табачными изделиями, электронными сигаретами и жидкостями, которые используются в электронных сигаретах, устройствами для потребления табачных изделий без их сгорания».

Она, вроде бы, должна распространяться и на наши виды нарушений. Но из ее содержания такой вывод сделать нельзя, потому что там предусмотрены наказания исключительно (!) за следующую торговлю алкоголем:

— без марок акцизного налога или с подделанными марками этого налога;

— в помещениях или на территориях, запрещенных законом, или в других местах, запрещенных решением соответствующего органа местного самоуправления;

— через торговые автоматы или лицами, которые не достигли 18-летнего возраста;

— лицу, которое не достигло 18-летнего возраста;

— в запрещенный решением соответствующего органа местного самоуправления время суток*.

* То есть за торговлю в запрещенное время (и еще за некоторые нарушения торговли алкоголем) можно «охватить» оба вида штрафов: и по ст. 17 Закона № 481 (на хозсубъекта: 6800 грн) и по ст. 156 КУоАП (на виновное должностное лицо: от 6800 до 13600 грн).

Только именно за эти (а не вообще за любые) виды нарушений и должны налагаться по этой статьей админштрафы на виновные лица в размере от 400 до 800 ннмдг (то есть упомянутые: «от 6,8 до 13,6 тыс. грн»).

Как видим, среди этого перечня нарушений продажа алкоголя военным не упоминается. Нет в содержании ст. 156 КУоАП и каких-то «обтекаемых» фраз, которые определяют состав нарушения, под которые можно было бы впихнуть продажу алкоголя военным!

Каких-то других видов санкций ни в КУоАП, ни в других нормативах за такие нарушения мы не нашли.

Подтвердить наши выводы можно и тем фактом, что уже когда-то выдвигался законопроект от 29.02.2016 № 4171, который предусматривал введение штрафов за такие нарушения внесением соответствующих изменений и в ст. 156 КУоАП, и в Закон № 481. Но его текст так и не был согласован, и на голосование ВРУ его не вынесли.

Следовательно, будьте внимательны и стремитесь не реализовать алкоголь лицам в военной или т. п. форме. Но когда вас на этом поймают, помните, что санкций пока за это нет и не давайте проверяющим безосновательно «навешивать» вам упомянутые штрафы!..

А вот для потребителей алкоголя из числа военных ст. 17220 КУоАП в соответствующих случаях предусматривает достаточно строгие наказания в виде больших штрафов и даже удержания на гауптвахте. Но это — проблемы уже не продавцов-нарушителей...

Выводы

  • На время военного положения в ряде населенных пунктов введены и сейчас действуют законные (и не слишком законные) решения, которые предусматривают запреты на продажу алкогольных напитков военнослужащим / лицам в военной форме.
  • Такие и другие запреты торговли алко-напитками (и веществами, произведенными на спиртовой основе) во время военного положения должны вводиться приказами соответствующих военных администраций.
  • За нарушение таких запретов (продажу алкоголя военным) никакие санкции законодательством не предусмотрены. Ведь ни в ст. 17 Закона № 481, ни в ст. 156 КУоАП такие правонарушения не упоминаются. И контролеры не имеют права применять эти санкции к продавцам алкоголя.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше