Темы статей
Выбрать темы

Справочник. Ориентировочный перечень разблокировочных, антирисковых и табличных документов

Вишневский Михаил, налоговый эксперт
Для того чтобы разблокировать остановленные налоговые накладные (НН) / расчеты корректировки (РК), а также снять статус рискового плательщика и получить решение об учете Таблицы, нужно подать налоговикам объяснения и копии подтверждающих документов.

Разблокировочный пакет должен содержать все документы, на которые есть ссылка в договоре (включая спецификации и дополнительные соглашения) и которые подтверждают факт осуществления операции, указанной в заблокированной НН/РК. Причем если НН/РК заблокирована из-за рисковости операции, то все эти документы подаем с упором на подтверждение этой конкретной операции. А если причина блокировки — рисковость плательщика, то подтверждаем реальность деятельности предприятия в целом. Чтобы фискалы учли Таблицу данных, тоже обязательно подаем объяснение с документами.

Однако единого перечня необходимых подтверждающих документов как такового не существует. Каждый случай должен подтверждаться своими документами. Иногда просто не может быть документов по объективным причинам (поскольку еще не случилось какое-то событие, например, заблокированная НН составлена на дату отгрузки товара и на дату подачи разблокировочных документов оплата за него еще не поступила).

Для вашего удобства мы попробовали собрать как можно более полный перечень, основанный не только на нормативно-правовых актах и разъяснениях налоговиков, но и на практическом опыте бухгалтеров. Пользуйтесь!

Приблизительный перечень разблокировочных, антирисковых и табличных документов

Что подаем

Что включаем

О разблокировке НН/РК

Объяснение

(код J/F1312603)

Для рассмотрения вопроса принятия налоговиками решения о регистрации/отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН плательщик имеет право подать письменные объяснения и копии документов (п.п. 3 п. 11 Порядка № 1165* и п. 4 Порядка № 520**). В объяснениях стоит раскрыть следующие моменты:

— общие сведения о предприятии — чем занимается, кто является собственником, руководителем и т. п.;

— описание особенностей деятельности, которое позволит налоговикам лучше понимать картину, хронологическое описание событий по соответствующей операции согласно НН/РК;

— отношения с поставщиками — откуда получен товар/услуга, сырье и т. п., то есть происхождение входящих товаров/услуг;

— кто непосредственно привлечен к хозоперациям и деятельности в целом — наличие трудовых ресурсов, подрядчиков, арендодателей и т. п.;

— где осуществляется хоздеятельность — наличие собственных или арендованных производственных ресурсов, оборудования, офисных и складских помещений, земельных участков, транспорта, других основных средств, с помощью которых ведется деятельность;

— кому реализованы товар/услуга — наличие договорных отношений с покупателями, в частности с неплательщиком НДС, если заблокирован РК, и т. п.

Копии документов

(код J/F1360102)

Документы, предусмотренные Порядком № 520. Перечень документов, которые подаются для разблокировки НН/РК, приведен в п. 5 Порядка № 520*. Там, в частности, указаны:

— договоры, в частности ВЭД-контракты, с приложениями и спецификациями к ним на реализацию и приобретение;

— договоры, доверенности, акты руководящего органа плательщика налога, которыми оформлены полномочия лиц, получающих продукцию в интересах плательщика налога для осуществления операции, на реализацию и приобретение;

— первичные документы в отношении поставки/приобретения товаров/услуг, хранения и транспортировки, погрузки, выгрузки продукции, складские документы (инвентаризационные описи), в том числе счета-фактуры/инвойсы, акты приема-передачи товаров (работ, услуг) с учетом наличия определенных типовых форм и отраслевой специфики, накладные на реализацию и приобретение;

— расчетные документы и/или банковские выписки с лицевых счетов на реализацию и приобретение;

— документы на подтверждение соответствия продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификаты соответствия), наличие которых предусмотрено договором и/или законодательством, на реализацию и приобретение.

Дополнительные документы. Налоговики требуют также подать (см. разъяснение ГУ ГНС в Запорожской обл. от 10.07.2020 // zp.tax.gov.ua/media-ark/news-ark/425578.html и ГУ ГНС в Полтавской обл. от 28.08.2020 // poltava.tax.gov.ua/media-ark/news-ark/431255.html):

— разрешения и лицензии (если деятельность предусматривает их наличие);

— информацию о штатной численности работников, средней заработной плате;

— сведения об основных средствах предприятия;

— форму № 20-ОПП (наличие собственных или арендованных основных фондов, транспорта, техники, офисных, производственных, складских помещений, земельных участков);

— копии свидетельств на регистрацию транспортных средств;

— сведения о складском учете, оборотно-сальдовые ведомости;

— информацию о наличии земельных участков — правоустанавливающие документы на земельные участки и договоры аренды земельных участков (для сельхозпроизводителей);

— статистическую отчетность (для сельхозпроизводителей);

— НН от поставщика, зарегистрированные в ЕРНН.

Также фискалы требуют документы об аренде или найме транспорта (если привлеченная транспортировка имеет место). А именно:

— договоры аренды транспортных средств (или договор на перевозку с транспортной компанией);

— акты предоставленных услуг по аренде транспорта или по перевозке;

— товарно-транспортные накладные в отношении соответствующих перевозок;

— банковские выписки об уплате за соответствующие транспортные услуги или за аренду транспорта.

Кроме того, понадобятся копии первичных документов в отношении имеющихся (собственных или арендованных) офиса, склада, цеха. А именно:

— договор аренды соответствующего помещения с приложениями (если субаренда — дополнительно следует подать согласование на субаренду от арендодателя);

— акты предоставленных услуг по аренде помещения;

— банковские выписки об уплате за услуги аренды.

Если имели место другие договоры на дополнительные услуги (договоры переработки давальческого сырья, договоры уступки долга, договоры субподряда и т. п.) — подают документы по аналогичной схеме (договор, первичная документация, оплата).

От плательщиков, которые предоставляют услуги, фискалы, кроме прочего, требуют наряд-заказ, а от производителей — калькуляции, технологические карты, расчеты себестоимости и другие аналогичные документы

* Порядок остановки регистрации НН/РК в Едином реестре НН, утвержденный постановлением Кабмина от 11.12.2019 № 1165.

** Порядок принятия решений о регистрации / отказе в регистрации НН/РК в Едином реестре НН, утвержденный приказом Минфина от 12.12.2019 № 520.

О снятии рискового статуса

Информацию

(код J/F1314901)

В случае получения решения о соответствии критериям рисковости плательщик налога имеет право подать на рассмотрение комиссии регионального уровня информацию и копии соответствующих документов, которые свидетельствуют о несоответствии НДС-плательщика критериям рисковости (п. 6 Порядка № 1165).

В объяснении (информации) о деятельности плательщика фискалы (как и при подаче антиблокировочной Таблицы — см. ниже) желают видеть информацию о:

плательщике вообще — где его местонахождение, какую деятельность осуществляет, кто учредители предприятия и должностные лица;

— имеющихся арендованных (с указанием соглашений) или собственных (с указанием документов собственности) помещениях, производственных мощностях и другие данные в отношении основных средств;

— собственных/арендованных складских помещениях или описание соглашений о хранении;

— наличии транспортных средств в разрезе (или описание соглашений с субъектами хозяйствования, которые предоставляют транспортные услуги);

земельных участках (собственных/арендованных с указанием соглашений) в га;

наемном персонале (основном, по совместительству) с указанием должностей/профессий;

— размере дохода от осуществления деятельности за предыдущий период;

— остатках готовой продукции, сырья (наименования);

— сертификатах качества, лицензиях, разрешительных документах (при наличии).

Также можно подать и другие дополнительные документы

Копии документов

(код J/F1360102)

Документы согласно Порядку № 1165. Документы, необходимые для рассмотрения вопроса исключения плательщика из перечня рисковых НДС-плательщиков, определенные п. 6 Порядка № 1165. Ими могут быть (см. разъяснение ГУ ГНС в г. Киеве от 18.02.2021):

— договоры, в частности ВЭД-контракты, с приложениями к ним;

— договоры, доверенности, акты руководящего органа плательщика налога, которыми оформлены полномочия лиц, получающих продукцию в интересах плательщика налога для осуществления операции;

— первичные документы о поставке/приобретении товаров/услуг, хранении и транспортировке, погрузке, выгрузке продукции, складские документы (инвентаризационные описи), в том числе счета-фактуры / инвойсы, акты приема-передачи товаров (работ, услуг) с учетом имеющихся типовых форм и отраслевой специфики, накладные;

— расчетные документы и/или банковские выписки с лицевых счетов;

— документы на подтверждение соответствия продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификаты соответствия), наличие которых предусмотрено договором и/или законодательством;

— другие документы, которые подтверждают несоответствие плательщика налога критериям рисковости плательщика налога.

Дополнительные документы. В придачу к документам из п. 6 Порядка № 1165 налоговики здесь хотят видеть подтверждение наличия:

— помещений (собственных, арендованных);

— производственных мощностей (собственных, арендованных);

— земельных участков (собственных, арендованных);

— наемного персонала (основного, по совместительству);

— дохода от осуществления деятельности за предыдущий период;

— остатков готовой продукции и сырья (наименования)

О Таблице данных

Объяснение

(код J/F1360102)

Таблицу данных (код J/F1312303) следует подавать фискалам с объяснением, в котором п. 14 Порядка № 1165 требует указывать вид деятельности, со ссылкой на налоговую и другую отчетность плательщика налога.

Фискалы хотят видеть объяснение с информацией о деятельности плательщика — с возможным указанием сведений об имеющихся (см. БЗ 101.17):

— арендованных или собственных помещениях;

— производственных мощностях;

— земельных участках;

— наемном персонале;

— остатках готовой продукции, сырья.

Обычно в объяснении указывают информацию:

1) о плательщике (то есть о предприятии или ФЛП) — где он находится, какими видами деятельности занимается, кто учредители предприятия и должностные лица;

2) связанную с кодом(ами) реализации, на который(е) составляется Таблица. Возможно, придется объяснить специфику деятельности / технологию производства для того, чтобы налоговики поняли, почему, например, у плательщика именно такие коды приобретения и как они связаны с производством продукции / предоставлением услуг;

3) по каждому коду на приобретение товаров/услуг, указанных в Таблице, — соответствующие договоры, другие документы, которые подтверждают факт их приобретения: ТТН, платежные поручения, доверенности, накладные, акты и т. п. Для сельхозпроизводителей — описания о приобретении посевного материала, дизтоплива, ядохимикатов;

4) о производственных мощностях — арендованных (с указанием сделок) или собственных (с указанием документов собственности) помещениях, оборудовании, другие данные об основных средствах. То есть налоговики должны удостовериться, что у плательщика есть ресурсы для того, чтобы осуществлять эту деятельность. Обратите внимание:

предоставленную информацию налоговики сверяют с данными формы № 20-ОПП и финансовой отчетностью плательщика. Если, например, указали определенные мощности в объяснениях, но эти объекты не указаны в форме № 20-ОПП, то, скорее всего, придет отказ в учете Таблицы;

5) о наличии трудовых ресурсов (с указанием должностей/профессий). Налоговики сопоставляют количество персонала с масштабами деятельности плательщика. Большие обороты при небольшой численности работников могут стать поводом для сомнений в реальности операций. Если для выполнения работ привлекаются лица по договорам ГПХ, подайте об этом информацию. Или объясните налоговикам специфику вашей деятельности. Информацию о трудовых ресурсах налоговики могут проверить по приложению 4ДФ к объединенному отчету;

6) об основных покупателях и поставщиках. В своих разъяснениях налоговики говорят, что желательно даже указывать кратко основные условия договоров (например, на кого возлагается обязанность доставки товара, каким транспортом он доставляется и т. п.). Если среди ваших основных поставщиков есть неплательщики НДС — укажите эту информацию в объяснениях также;

7) об остатках готовой продукции (наименования) и остатках сырья (наименования);

8) об имеющихся разрешительных документах, лицензиях, сертификатах качества и т. п. (при наличии)

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше