О том, что решение о назначении страховых выплат принимается страхователем или уполномоченными им лицами, говорит ч. 3 ст. 22 Закона № 1105*. В функции этих лиц входят также:
* Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 № 1105-ХIV.
1) контроль за правильностью начисления и своевременностью осуществления страховых выплат;
2) принятие решения об отказе в назначении страховых выплат или их прекращении (в случаях, предусмотренных Законом № 1105);
3) рассмотрение основания и правильности выдачи документов, являющихся основанием для предоставления страховых выплат.
Полагаем, большинство руководителей предприятий (предпринимателей-работодателей) выберут вариант с делегированием перечисленных функций уполномоченным лицам.
Кого лучше назначить уполномоченными по социальному страхованию? Конечно, тех, кто знает условия и порядок назначения страховых выплат. Обычно это работники кадровой службы и бухгалтерии.
Будет это одно уполномоченное лицо или несколько, решает руководитель предприятия (или ФЛП-работодатель). Также страхователь-работодатель сам устанавливает, каким образом будут распределяться функции между такими уполномоченными лицами.
Например, можно назначить по одному уполномоченному лицу на обособленное подразделение. И каждый уполномоченный будет единолично принимать решение о выплате пособий в своем подразделении.
А можно создать комиссию уполномоченных лиц, которые будут работать, как это ранее делала комиссия по социальному страхованию, принимая решения о назначении страховых выплат коллегиально. Но при этом напомним, что состав комиссии теперь зависит исключительно от работодателя. Включать в нее лиц, делегированных трудовым коллективом, законодательство не обязывает.
Независимо от того, какой вариант работодатель выбрал, уполномоченные лица (лицо) должны быть назначены соответствующим распорядительным документом — приказом или распоряжением. Пример приказа о назначении комиссии уполномоченных лиц по социальному страхованию вы можете увидеть ниже.
Обратите внимание: в п. 3 примера приказа, приведенного выше, упоминается Положение о комиссии уполномоченных лиц по социальному страхованию. Это не обязательный документ. Но чтобы не перечислять все права и обязанности уполномоченных по социальному страхованию непосредственно в приказе, можно составить отдельное Положение. Кстати, в нем же можно определить форму документа, которым будет оформляться принятое уполномоченными лицами решение.
Как может выглядеть Положение о комиссии уполномоченных лиц по социальному страхованию, см. ниже.
Решение уполномоченного лица (лиц) о назначении (отказе в назначении) страховых выплат следует соответствующим образом оформить. Если на предприятии комиссия уполномоченных лиц, оформляем протокол. Один уполномоченный? Тогда составляем решение. Форму протокола/решения можно подсмотреть в приложении к Положению № 13*. Но вовсе не обязательно полностью ее повторять.
Как может выглядеть протокол комиссии уполномоченных лиц по социальному страхованию, см. ниже.
Выводы
- Для назначения уполномоченных лиц (лица) по социальному страхованию издается приказ (распоряжение) руководителя предприятия.
- Права и обязанности уполномоченных лиц (лица) по социальному страхованию можно прописать в отдельном Положении.
- Для оформления решений уполномоченных лиц (лица) о назначении страховых выплат следует разработать форму соответствующего протокола (решения).