Темы статей
Выбрать темы

Ответственность бухгалтера: популярные вопросы

Казанова Марина, налоговый эксперт
На фоне возобновления ответственности за налоговые нарушения в этой статье обсудим, может ли руководитель предприятия взыскать с бухгалтера штраф, который применили к предприятию за ошибки, связанные с бухгалтерским и налоговым учетом? Отвечает ли новый бухгалтер за ошибки предыдущего бухгалтера? Возможен ли вариант работы бухгалтера «без права подписи»?

Уплаченный штраф → на бухгалтера

За нарушение налогового и другого законодательства могут применяться следующие виды юридической ответственности:

1) финансовая;

2) административная;

3) уголовная.

Финансовая ответственность — это штрафы/пеня, которые непосредственно применяются к предприятию (должны быть уплачены за счет предприятия). Штрафы/пеня, которые предусмотрены, в частности, НКУ, уплачиваются за счет предприятия (плательщика налога).

А вот административная и уголовная ответственность применяются к физическим лицам — должностным лицам предприятия и определяются нормами КУоАП и УКУ. Главный бухгалтер (единственный бухгалтер) считается должностным лицом предприятия.

Допустим, к предприятию по вине бухгалтера применили финансовую ответственность (штраф) за налоговое правонарушение. Может ли предприятие взыскать с бухгалтера уплаченный за счет предприятия штраф?

Да, это возможно.

К бухгалтеру, как и к другому работнику предприятия, может быть применена материальная ответственность за прямой действительный ущерб, нанесенный работодателю вследствие нарушения выполнения им трудовых обязанностей.

Примененные к предприятию штрафы и являются таким прямым ущербом. Ведь они предопределяют необходимость для предприятия провести лишние расходы.

Что важно! Взыскать с бухгалтера средства работодатель может в размере действительного ущерба,

но не больше среднемесячного заработка

Это следует из ст. 130 — 133 КЗоТ. То, что материальная ответственность бухгалтера является ограниченной (применяется в размере не больше среднемесячного заработка), подтверждал и Минюст (письмо от 23.02.2017 № 6508/105-0-2-17/7).

При этом для применения материальной ответственности должны выполняться следующие условия:

(1) бухгалтер совершил неправомерные действия, при этом обязанности, неподобающее выполнение которых привело к ущербу, входили в его трудовые обязанности;

(2) предприятию нанесен прямой действительный ущерб, к которому относятся, в частности, суммы финансовых санкций. А вот требования о возмещении неполученной предприятием прибыли не могут быть выдвинуты;

(3) есть вина бухгалтера и причинно-следственная связь между ущербом и противоправными действиями нарушителя. Если, например, несвоевременная регистрация налоговой накладной (НН) произошла из-за того, что у предприятия не было финансовой возможности пополнить реглимит (для того чтобы зарегистрировать НН), то вины бухгалтера в несвоевременной регистрации НН нет.

Интересный момент. Если, например, на предприятии нет должностной инструкции бухгалтера, она не подписывалась бухгалтером — то имеет ли право работодатель в этом случае применить к бухгалтеру материальную ответственность?

Если речь идет о главном бухгалтере — то отсутствие должностной инструкции, скорее всего, не будет преградой для применения материальной ответственности. Связано это с тем, что обязанности главного бухгалтера или бухгалтера (если он является единственным) определены в п. 7 ст. 8 Закона о бухучете* (то есть определены на нормативном уровне). Поэтому ссылаться на отсутствие должностной инструкции не получится. Это подтверждают и суды (см., в частности, постановление Киевского апелляционного суда от 05.12.2019 по делу № 761/23928/18; решение Хмельницкого горрайонного суда от 13.03.2018 по делу № 686/18662/17).

* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996-XIV.

А вот если речь идет о «рядовом» бухгалтере, который подчиняется главному и выполняет лишь определенные учетные функции, то при отсутствии должностной инструкции привлечь его к ответственности будет достаточно проблематично.

Еще один важный момент. Исходя из п. 20 постановления Пленума ВСУ от 28.12.92 № 14

ущерб подлежит взысканию лишь после уплаты предприятием штрафных санкций

То есть пока предприятие не уплатило штрафы, применить материальную ответственность к бухгалтеру (как способ возмещения нанесенного ущерба) работодатель не может.

При взыскании ущерба в размере среднемесячного заработка применяются сроки, определенные в ст. 136 КЗоТ. Приказ (распоряжение) о привлечении работника к матответственности издают не позже 2 недель со дня выявления причиненного им ущерба. А вот обращение приказа к выполнению возможно не раньше 7 дней со дня сообщения об этом работнику (ч. 2 ст. 136 КЗоТ).

Стоит обратить внимание: больше среднемесячного заработка за ущерб, причиненный предприятию, работодатель может взыскать с бухгалтера только через суд. И только тогда, когда будет доказано, что бухгалтер совершил преступление (например, на него открыто уголовное дело по ст. 212 или 367 УКУ).

Отметим также, что заключения договора о полной материальной ответственности должность главного бухгалтера не предусматривает. Если даже и заключат такой договор — то он не будет иметь юридической силы.

Исключение — когда бухгалтер (главный бухгалтер) совмещает функции кассира. Тогда с ним заключают договор о полной материальной ответственности. Но! Полную материальную ответственность главный бухгалтер (или просто бухгалтер) будет нести только по обязанностям кассира.

Ошибки предшественника

Бухгалтер не может нести ответственность за нарушение, совершенные предыдущим бухгалтером. Потому что в отношении любой ответственности (дисциплинарной, материальной, административной, уголовной) действует принцип личной ответственности.

Для того чтобы привлечь к любому виду ответственности то или иное лицо, нужно, чтобы именно в его действиях был состав правонарушения. То есть новый главный бухгалтер будет уже нести ответственность только за нарушения, которые совершены после его вступления на эту должность.

Кроме того, и в ч. 8 ст. 9 Закона о бухучете указано, что ответственность за несвоевременное составление первичных документов и регистров учета, а также недостоверность отраженных в них данных несут лица, которые составили и подписали эти документы. Поэтому

за ошибки бухгалтера-предшественника новый бухгалтер не отвечает

Это подтверждают суды, в частности и в части административной ответственности (штрафы по КУоАП). Если нарушения выявлены за периоды до вступления главного бухгалтера на должность, то новый бухгалтер не может быть субъектом такого правонарушения. Это касается и, например, случая ответственности за неподачу деклараций. Если предельные сроки подачи деклараций пришлись на период, когда в должности находился предыдущий главный бухгалтер, новый бухгалтер не может быть привлечен к административной ответственности за неподачу этих деклараций (см., в частности, постановление Винницкого апелляционного суда от 12.02.2020 по делу № 138/3250/19).

Конечно, если речь идет об учетных ошибках, которые «тянутся» и влияют на показатели той отчетности, которая уже составляется новым бухгалтером, то их надо как можно скорее исправить.

Иногда, если нарушения «предшественника» «тянут» на уголовное дело, то фискалы пытаются сделать крайним нового главного бухгалтера, инкриминируя ему служебную небрежность при приеме дел по ст. 367 УКУ. Дескать, он не проверил старую документацию. Но! Стоит учесть, что

обязанность нового бухгалтера проводить проверку бухгалтерской документации, составленной предыдущим бухгалтером, не предусмотрена ни одним нормативным документом

Поэтому новый главбух должен отвечать за ошибки (допущенную небрежность), которые уже допущены в процессе выполнения им своих трудовых обязанностей. А потому привлечь нового бухгалтера по ст. 367 УКУ за служебную небрежность вряд ли получится.
Бухгалтеру может грозить дисциплинарная ответственность (в виде выговора) или материальная ответственность (в размере не больше среднемесячного заработка) за непроверку «деятельности» старого бухгалтера,

если такая обязанность прямо закреплена в его должностной инструкции

Но административную или уголовную ответственность за ошибки предшественника он нести не может.

Бухгалтер без права подписи: законно ли?

Возможна ли ситуация, когда в штате есть бухгалтер, но он не имеет права подписи (вместо бухгалтера отчетность подписывает директор)? На практике достаточно часто используют такую схему.

Действительно, такой вариант может быть привлекательным с точки зрения ответственности бухгалтера. Ведь если нет подписи на документе, то и нет ответственности. Но все ли так просто с этим вариантом?

Вообще, здесь стоит начать с того, что если на предприятии есть должность бухгалтера, то это уже

исключает такую форму организации бухгалтерского учета на предприятии, как «самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия»

Потому что само слово «самостоятельное» уже говорит о том, что еще кто-то, кроме руководителя, вести учет на предприятии не может. То есть должности бухгалтера (даже если он будет выполнять лишь часть бухгалтерских функций) быть не может.

На этом акцентировал внимание и Минфин в своем письме от 28.03.2013 № 31-08410-07/23-1343/1310 (ср. ).

Стоит обратить внимание на п. 7 ст. 8 Закона о бухучете. Он фактически

отождествляет компетенцию и полномочия главного бухгалтера и бухгалтера (лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета)

А если в должностной инструкции такого бухгалтера прописать, что он будет выполнять лишь определенную часть бухгалтерской работы, которая не будет охватывать составление отчетности и соответственно ее подписание?

Здесь стоит обратить внимание на следующее. Если бухгалтер выполняет только часть бухгалтерской работы, то возникает вопрос, а кто выполняет другую часть?

Конечно, можно возложить выполнение этих обязанностей (составление и подписание отчетности) на директора, но учитывая, что есть еще другое лицо с «бухучетными» полномочиями (а это фактически значит и то, что на предприятии есть бухгалтерская служба), то здесь уже речь будет идти о совмещении директором должности главного бухгалтера.

Ведь возложить на директора обязанности ведения бухучета именно как директором можно,

только если форма организации бухучета предусматривает самостоятельное (непосредственное) ведение учета директором

В ч. 5 ст. 8 Закона о бухучете указано, что форму организации бухучета предприятие определяет самостоятельно по согласованию с собственником (собственниками) или уполномоченным им органом (должностным лицом) в соответствии с учредительными документами.

То есть фактически приходим к заключению, что при наличии в штате бухгалтера директор может подписывать отчетность за бухгалтера, но при условии, что он при этом оформлен еще и как главный бухгалтер.

Посмотрим также на требования ст. 48.5 НКУ. Она предусматривает, что налоговая отчетность должна подписываться руководителем плательщика налога или уполномоченным лицом, а также лицом, которое отвечает за ведение бухгалтерского учета. В случае ведения бухгалтерского учета и подачи налоговой декларации непосредственно руководителем плательщика налога такая налоговая декларация подписывается таким руководителем.

Если на предприятии есть должность бухгалтера, налоговики не признают того, что учет на предприятии ведется непосредственно руководителем.

Отметим, что в судебной практике случаются дела, когда налоговики пытаются не признать поданной налоговую отчетность, если в ней нет подписи главного бухгалтера. Судя по судебным решениям, суды в этом случае обращают внимание на то, была ли предусмотрена должность бухгалтера в штатном расписании.

Так, в постановлении ВС от 11.12.2020 по делу № 826/25723/15 суд делает вывод о правомерности подписания налоговой отчетности руководителем за лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета, на том основании, что:

«должность главного бухгалтера или любая другая должность, которая предусматривает ответственность за ведение бухгалтерского учета и подачу налоговой отчетности, не предусмотрены штатным расписанием предприятия».

Следовательно, как видим, вариант «бухгалтера» без права подписи возможен, но фактически он требует, чтобы директор в этом случае еще был оформлен и как главный бухгалтер.

Отметим также, что такую форму организации бухучета, как «самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия» не могут применять предприятия, отчетность которых подлежит обнародованию. Предприятие, которое представляет общественный интерес, обязано образовать бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером, в состав которой входят не менее двух лиц (ч. 4 ст. 8 Закона о бухучете).

Выводы

  • В общем случае взыскать с бухгалтера средства работодатель может в размере действительного ущерба, но не больше среднемесячного заработка. Ущерб подлежит взысканию только после уплаты предприятием штрафных санкций.
  • За ошибки бухгалтера-предшественника новый бухгалтер не отвечает.
  • Вариант «бухгалтера» без права подписи возможен, но фактически он требует, чтобы директор в этом случае еще был оформлен и как главный бухгалтер.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше