Тот факт, что предприятие имело право стать плательщиком спецЕН (гр. 3 на ставке 2 %), не подлежит сомнению. Ведь наличие налогового долга для избрания (перехода на) спецЕН значения не имело.
Напомним, что п.п. 291.5.8 НКУ запрещает переход в гр. 1-3 ЕН плательщикам, которые на день подачи заявления о регистрации плательщиком ЕН имеют налоговый долг*. Однако переход на спецЕН регулируют специальные нормы п.п. 9.3 подразд. 8 разд. ХХ НКУ. И среди ограничений, которые не допускают плательщиков на спецЕН, отсутствует такое, как наличие налогового долга. Кроме того, там указано, что ограничения, установленные п. 291.5 НКУ (куда входит и упомянутый п.п. 291.5.8), при этом не учитываются…
* Кроме безнадежного налогового долга, который возник вследствие действия форс-мажорных обстоятельств.
С этим моментом давно согласились налоговики и подтверждали возможность перехода на спецЕН в том числе и «налоговыми должниками» — см. ответ на вопрос 36 из разъяснения ГНСУ от 07.04.2022 и БЗ 108.01.01). И хотя теперь ГНС эти разъяснения по различным причинам переведены в недействующие, но корректность этого вывода все так же актуальна, потому что нормы НКУ в этой части не изменялись. Поэтому налоговый долг на переход не влияет, а вот влияет ли на «вылет» со спецЕН?..
В соответствии с п.п. 8 п.п. 298.2.3 НКУ (в совокупности с абзацем третьим пункта 59.1 НКУ)