* itd.rada.gov.ua/billInfo/Bills/Card/41268.
** itd.rada.gov.ua/billInfo/Bills/pubFile/1851259
Проектом планируется, что изменения вступят в силу с 01.08.2023.
Отмена спецЕН с 01.08.2023
Нормами проекта планируется, что
спецЕН будет действовать не дольше чем до 01.08.2023
При этом предусмотрен ряд переходных норм, связанных с отменой спецЕН.
На какую систему возвращаемся после «завершения» спецЕН. Если ничего не делать, то с 01.08.2023 субъект хозяйствования (СХ) будет автоматически (то есть без каких-либо заявлений) возвращен на ту систему налогообложения, на которой он работал на момент перехода на спецЕН.
Если СХ до перехода на спецЕН работал на «обычном» едином налоге, а хочет с 01.08.2023 оказаться на общей системе налогообложения — это тоже возможно. Но для этого следует подать заявление до конца июля.
Собственно, это мы уже видели раньше (см. статью «Трудности перехода, или Где окажутся плательщики спецЕН с 1 июля?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 47).
А нам же еще обещали урегулировать вопросы перехода для «вновь созданных» плательщиков спецЕН и экс-общесистемщикиков (см. статью «Соскок со спецЕН: можно ли сыграть назад?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 50).
Урегулировали.
Для «вновь созданных» плательщиков спецЕН (СХ, которые перешли на спецЕН с даты госрегистрации) планируется установить, что с 01.08.2023 они автоматически окажутся на «обычном» ЕН группы 3 по ставкой 5 %
Если такого желания нет, а хочется с 01.08.2023 оказаться именно на общей системе — тоже можно. Через заявление до конца июля.
А что с экс-общесистемщикиками, которым тоже «обещали»? Тоже урегулировали, но несколько замысловатым способом (о чем дальше).
Возможность повторного перехода на «обычный» ЕН в 2023 году. Плательщики, которые в 2023 году работали на спецЕН и вернулись или вернутся с 01.08.2023 на общую систему налогообложения, имеют право в 2023 году повторно перейти на «обычный» ЕН. Эта переходная норма будет работать только для 2023 года. При этом на ЕН можно перейти:
1) как по общим правилам — с IV квартала 2023 года (подав заявление о переходе на ЕН не позже чем за 15 календарных дней до начала квартала);
2) так и воспользовавшись спецнормой, которая предусматривает, что
если СХ подаст заявление о переходе на ЕН до 1 сентября 2023 года, то он будет считаться плательщиком ЕН «задним числом» — с 01.08.2023
Но если на 01.08.2023 СХ не был плательщиком НДС, то, чтобы быть плательщиком ЕН с 01.08.2023, он может перейти только на безНДСную ставку ЕН 5 %.
То есть у тех экс-общесистемщикиков, которые «просидят» на спецЕН до конца июля, фактически не будет «вклинивания» общей системы. Потому что они будут считаться плательщиками «обычного» ЕН с 1 августа 2023 (если подадут соответствующее заявление до 1 сентября 2023 года).
Предельный объем дохода после возвращения со спецЕН. Есть два важных момента:
— во-первых, будет закреплена четкая норма о том, что доход, полученный на спецЕН, не включается в объем дохода, который установлен ст. 291.4 НКУ для соответствующей группы плательщиков ЕН;
— во-вторых, будет установлено, что предельный объем дохода в 2023 году для соответствующей группы будет определяться
пропорционально количеству календарных месяцев 2023 года, в течение которых плательщик ЕН не применял спецЕН
Например, если плательщик с начала 2023 года находился на спецЕН и с 01.08.2023 возвращается в свою группу 3 плательщиков ЕН, то предельный объем дохода в 2023 году для пребывания в группе 3 будет рассчитываться так:
(1167 х 6700) : 12 мес. х 5 мес. = 3257875 грн.
Соблюдение условий соответствующей группы ЕН. Если находясь на спецЕН, плательщик (1) осуществлял деятельность, которая была разрешена на спецЕН, но запрещена для соответствующей группы ЕН, на которую плательщик возвращается со спецЕН, или (2) превысил разрешенное количество работников для соответствующей группы, то
он должен привести эти показатели в соответствие с требованиями своей группы до первого числа месяца, следующего за календарным месяцем возвращения со спецЕН
Начисление «компенсирующих» НО по НДС после возвращения со спецЕН. Проектом предусматривается, что их нужно начислить не позже 31 октября 2023 года. При этом речь, судя по всему, лишь о тех плательщиках, которых автоматом лишат статуса плательщика спецЕН с 01.08.2023.
НДС, уплаченный плательщиком спецЕН на таможне во время ввоза товаров / необоротных активов. Предполагаются достаточно неоднозначные нормы в отношении включения НДС, уплаченного на таможне во время пребывания на спецЕН, в расчет показателя ЕМитн и возможности отражения налогового кредита по этим суммам.
Возвращение со спецЕН на уплату налога на прибыль. Предполагается ряд переходных норм. В частности:
1) уточнено, как рассчитывается налоговая амортизация после возвращения со спецЕН. Фактически на нормативном уровне закрепляется то, что разъясняли налоговики. Нужно рассчитать «условную» амортизацию, которая была бы рассчитана, если бы плательщик не переходил на спецЕН, и исходя из этой «условной» амортизации рассчитать налоговую остаточную стоимость необоротных активов;
2) уточнено применение разницы из п. 41 подразд. 4 разд. XX НКУ, в случае когда товар был отгружен на ЕН (в т. ч. на спецЕН), а оплата была получена уже на общей системе налогообложения. Теперь предусмотрено не только применения увеличивающей разницы (на сумму полученной оплаты), но и уменьшающей разницы (на сумму себестоимости).
Кроме того, прописали также переходную норму для обратной ситуации — когда оплата (частичная оплата) была получена на ЕН, а отгрузка — на общей системе налогообложения. На сумму полученного на упрощенке аванса можно будет уменьшить бухфинрезультат и одновременно его следует увеличить на сумму бухучетной себестоимости реализованных товаров/услуг.
Будут касаться эти положения и тех, кто применяет разницы, и тех, кто не применяет
3) кроме того, уточнен порядок применения некоторых корректирующих разниц (в частности, разниц из пп. 140.2, 140.5) плательщиками, которые в течение 2023 года работали на спецЕН.
ЕН для ФЛП групп 1 и 2
Право не уплачивать ЕН за «военные» периоды. Напомним, что сейчас все ФЛП групп 1 и 2 начиная с 1 апреля 2022 года имеют право не уплачивать ЕН. С 01.08.2023 такое право останется только у ФЛП групп 1 и 2,
налоговый адрес которых находится на территориях активных боевых действий / возможных боевых действий / на временно оккупированных территориях «по состоянию на дату начала боевых действий или временной оккупации»
То есть речь очевидно о том, что на дату начала активных боевых действий / возникновения возможности боевых действий / начала временной оккупации налоговый адрес ФЛП уже должен был находиться на соответствующих территориях.
Возможность неуплаты будет сохраняться:
— до последнего числа месяца, в котором были завершены активные боевые действия / прекращена возможность боевых действий / завершена временная оккупация, или
— до конца месяца, в котором ФЛП была проведена государственная регистрация изменения местонахождения на другую «спокойную (относительно)» территорию.
«Технические» долги по ЕН групп 1 и 2 за периоды с 01.04.2023 по 31.07.2023. Планируется урегулировать вопрос о начисленных и не списанных налоговиками авансовых взносах по ЕН групп 1 и 2 за периоды с 01.04.2023 по 31.07.2023. Начисленными должны остаться только налоговые обязательства за периоды, за которые был фактически уплачен ЕН, отраженный в декларации плательщика ЕН. Все остальные начисления должны быть списаны контролирующим органом, в т. ч. должны быть списаны и начисленные штрафные санкции (больше деталей об этой проблеме найдете в статьях «ФЛП-единоналожник групп 1 и 2 и несписанные начисления по единому налогу» // «Налоги & бухучет», 2023, № 40, «ФЛП-единоналожник группы 2 частично уплачивал ЕН за военные периоды: что с начислением ЕН?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 44).
Также уточнено, что «технический» налоговый долг по ЕН групп 1 и 2, который возник в 2022 и 2023 годах за периоды с 01.04.2023 по 31.07.2023, не может быть основанием для принудительного перевода плательщика на общую систему налогообложения.
ЕСВ
ЕСВ «за себя» для ФЛП. Право не уплачивать ЕСВ «за себя» остается до конца военного положения + в течение 12 месяцев после его отмены. Его, напомним, отменять и не планировали.
Моратории на штрафы/пеню и проверки. С 01.08.2023 мораторий на штрафы/ЕСВ пеню и ЕСВ-проверки будет действовать только для:
1) ФЛП ЕН групп 1 и 2 — до 01.08.2024;
2) для СХ, основное место учета которых находится (с самого начала получения территорией соответствующего статуса) на территориях активных боевых действий/ возможных боевых действий / на временно оккупированных территориях.
Для всех остальных плательщиков с 01.08.2023 возобновится: (1) применение ЕСВ-штрафов; (2) пени; (3) проведение проверок.
Если по результатам проверок, которые будут проведены с 1 августа 2023 года и завершены до дня прекращения ВП, доначислят ЕСВ и плательщик уплатит по НУР в течение 30 календарных дней, то он освобождается от уплаты штрафов и пени по доначисленным суммам.
Налоговые проверки
Мораторий на проверки. С 01.08.2023 мораторий на проверки во время военного положения, установленный п.п. 69.2 подразд. 10 разд. XX НКУ,
прекращает свое действие
Но мораторий с 01.08.2023 будет действовать на проведение:
1) документальных проверок плательщиков ЕН групп 1 и 2 (кроме проверок, связанных с прекращением предпринимательской деятельности ФЛП), — до 1 августа 2024 года;
2) документальных проверок плательщиков, налоговый адрес которых находится (с самого начала получения территорией соответствующего статуса) на временно оккупированной территории / территории активных боевых действий / территории возможных боевых действий. При этом мораторий не будет действовать в отношении СХ, которые перерегистрировались из этих территорий на другие территории Украины;
3) фактических проверок по местонахождению объектов налогообложения, которые расположены (с самого начала получения территорией соответствующего статуса) на временно оккупированной территории / территории активных боевых действий / территории возможных боевых действий.
Плановые проверки. Планируется закрепить, какие СХ в течение 2023 — 2024 лет могут быть включены в план-график проверок. Это:
1) налогоплательщики, которые осуществляют деятельность в сфере производства и/или реализации подакцизной продукции;
2) игорный бизнес;
3) финучреждения;
4) налогоплательщики, которые на основе показателей, сформированных по итогам 2021 календарного года, имеют один из определенных рисков. Например, такими рисками являются (а) уровень уплаты НДС на 50 и больше процентов меньше, чем уровень уплаты налога в соответствующей отрасли; (б) начисление и/или выплата юрлицом заработной платы в размере меньше средней заработной платы по предприятиям соответствующей отрасли в соответствующем регионе.
Уплата по НУР без штрафов. Если по результатам проверок, проведенных налоговиками в период с 01.08.2023 по дату прекращения или отмены военного положения, налоговики доначислят налоговые обязательства и плательщик уплатит по НУР в течение 30 календарных дней, он освобождается от штрафных санкций и пени, связанных с этим доначислением.
Самоисправление ошибок — без «самоштрафа» и пени
Планируется закрепить норму, в соответствии с которой в период с 01.08.2023 до прекращения или отмены военного положения в случае самостоятельного исправления плательщиком занижения налоговых обязательств такой плательщик освобождается от начисления «самоштрафа» и пени.
Теперь без «самоштрафа» и пени п.п. 69.1 подразд. 10 разд. XX НКУ позволяет исправлять только ошибки, которые привели к занижению налогового обязательства в отчетных (налоговых) периодах, которые приходятся на период действия военного положения.
Мероприятия взыскания налогового долга
Предусматривается, что мероприятия взыскания налогового долга, который возник до 24.02.2022, не применяются к:
(1) плательщиков — СХ, налоговый адрес которых находится (с самого начала получения территорией соответствующего статуса) на территориях активных боевых действий / возможных боевых действий / временно оккупированных территориях;
(2) плательщиков — физических лиц, местожительством которых являются эти территории.
Безвозмездная передача для ВСУ — без утвержденного Перечня
Речь идет о п.п. 69.6 подразд. 10 разд. XX НКУ. Поскольку КМУ так и не утвердил перечень прочих товаров, выполненных работ и услуг, передача которых ВСУ проводится без применения корректирующей разницы по п.п. 140.5.9 НКУ, планируется вообще убрать упоминание об этом перечне. Фактически это значит, что при передаче любых товаров разница из п.п. 140.5.9 НКУ не применяется.
Налоговые сроки
С 01.08.2023 планируют отменить военную приостановку сроков (в частности, исключат п. 102.9 НКУ). Кроме того, и действие п.п. 69.9 підрозд 10 разд. XX НКУ, которым предусматривается приостановка некоторых налоговых сроков на время военного положения, тоже остановят с 01.08.2023. То есть с этой даты будет отменена военная остановка течения всех сроков, определенных налоговым и другим подконтрольным фискалам законодательством.
НК по первичке за февраль — май, если контрагент работал на спецЕН
Дополнительно предусмотрена норма, которая регулирует вопрос, как быть с налоговым кредитом по НДС, отраженным на основании первички в периодах февраль — май 2022 года, если контрагент-поставщик перешел на спецЕН. Этой нормой предусматривается, что право на НК в этих периодах сохраняется, если такой контрагент зарегистрирует НН в течение 60 календарных дней со дня возвращения со спецЕН.
РРО
Штрафы. С 01.08.2023 освобождение от РРО штрафов будет действовать только
при продаже товаров/услуг (кроме нарушений при продаже подакцизных товаров) на территориях активных боевых действий / возможных боевых действий / временно оккупированных территориях
По всем остальным территориям применение РРО-штрафов возобновляется.
Важное уточнение сделано в отношении РРО-штрафов за периоды до 01.08.2023. Будет прописано, что штрафы не применяются именно за совершенные в период 24.02.2023 по 31.08.2023 нарушения. То есть они навсегда будут «амнистированы». Правда, несколько расширен перечень исключений: «Субъекты хозяйствования освобождаются от ответственности за нарушения требований данного Закона, совершенные ими в период с 24 февраля 2022 года по 1 августа 2023 года, кроме ответственности за нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров, осуществление деятельности по купле/продаже иностранной валюты, деятельности в сфере организации и проведения азартных игр».
Размер штрафов за РРО-нарушения для ФЛП на ЕН, которые не являются плательщиками НДС и не осуществляют продажу «рисковых» товаров*. Начиная с 1 августа 2023 года и до 31 июля 2025, но не позже отмены военного положения, за непроведение / проведение не на всю сумму расчетной операции через РРО/ПРРО/расчетную книгу к таким ФЛП вместо штрафов 100 % и 150 % будут применяться штрафы 25 % и 50 %.
* Подакцизных товаров, технически сложных бытовых товаров, которые подлежат гарантийному ремонту, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней.
Упрощенное название в чеке для ФЛП ЕН групп 2 и 3, которые не являются плательщиками НДС, не осуществляют продажу «рисковых» товаров. Таким ФЛП разрешено в расчетном документе указывать название товара (услуги) в виде, который отражает потребительские признаки товара (услуги) и идентифицирует принадлежность такого товара (услуги) к товарной группе или услуге в документообороте субъекта хозяйствования. То есть фактически позволяется указывать не четкую идентификацию товара, а название товарной группы.
На этом пока что все. Подробный обзор изменений — после принятия соответствующего закона.
Выводы
- СпецЕН будет действовать не дольше чем до 01.08.2023.
- Как и было обещано, решен момент с возможностью перейти в 2023 году на «обычный» ЕН для «вновь созданных» плательщиков спецЕН и тех плательщиков, которые на спецЕН перешли с общей системы.
- Но вот лимит ЕН-дохода, который можно будет «проработать» на «обычном» ЕН до конца года, будет рассчитываться пропорционально. То есть фактически от него останется меньше половины.
- Как и было обещано, уточнен момент с РРО-штрафами. Налоговики не смогут их применить «задним числом».
- В отношении «боевых» территорий освобождение от РРО-штрафов сохранится и после 01.08.2023.
- Для некоторых ФЛП на ЕН будем иметь сниженный размер штрафов за непроведение / проведение не на всю сумму расчетной операции через РРО/ПРРО/расчетную книгу.
- Также некоторые ФЛП на ЕН смогут несколько обобщенно указывать название товара (услуги) в чеке РРО/ПРРО/расчетной квитанции.
- С 01.08.2023 право не уплачивать ЕН групп 1 и 2 останется лишь у ФЛП, налоговый адрес которых находится (с самого начала получения территорией соответствующего статуса) на территориях активных боевых действий / возможных боевых действий / временно оккупированных территориях.
- Прописали переходные учетные моменты для перехода «ЕН (в т. ч. спецЕН) → налог на прибыль» и в обратном направлении. В том числе в отношении «разорванных» операций (отгрузка на одной системе, оплата на другой).