Напомним, что чрезвычайная ситуация (карантин) вводилась в Украине распоряжением КМУ от 25.03.2020 № 338-р и постановлением КМУ от 11.03.2020 № 211 с 12 марта 2020 года. В последний раз карантин продлевался — до 30.06.2023 (постановлением КМУ от 25.04.2023 № 383). Ввиду окончания пандемии больше продлевать его не стали. Правительство сообщило об отмене карантина — с 24 часов 00 минут 30 июня 2023 года (постановлением КМУ 27.06.2023 № 651). Таким образом,
последним «карантинным» месяцем был июнь 2023 — и карантин окончился вместе с I полугодием
На время пандемии предусматривались карантинные послабления и вводились карантинные законодательные нормы, имеющие ограниченное действие во времени, — до конца карантина (т. е. временные нормы). Правда, свои коррективы потом внесло и военное положение (ВП). Что получилось в результате после отмены карантина?
Штрафы
Напомним, что до введения военного положения (из-за карантина) действовал штрафной карантинный мораторий (п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НКУ)*. И устанавливалось, что за нарушения налогового законодательства (кроме НДС, ренты и акциза), допущенные в карантинных периодах, штрафные санкции и пеня не начисляются (п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, вопросы 3, 4, 5 Информационного письма ГНСУ от 20.03.2020 № 7).
* Штрафной мораторий не касался НДС, рентной платы и акцизного налога.
Однако с 27.05.2022 (после Закона Украины от 12.05.2022 № 2260-ІХ) карантинные и военные правила перестали защищать от такого моратория. Поэтому карантинный мораторий, по сути, дальше от штрафов уже не защищал (о чем говорилось и в БЗ 132.01). Поскольку устанавливалось, что за нарушения, выявленные налоговиками при разрешенных на ВП проверках (в частности, камеральных), ответственность будет применена к плательщику (имеющему возможность выполнять свои налоговые обязанности) независимо от действия штрафного «карантинного» моратория (последний абзац п.п. 69.2 подразд. 10 разд. XX НКУ). Единственное, что могло спасти от штрафов, — наличие форс-мажорных обстоятельств (п.п. 112.8.9 НКУ).
А вот для пени (штрафной санкцией не являющейся) и после 27.05.2022 до конца карантина продолжало работать карантинное освобождение по п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НКУ (письмо ГНСУ от 21.10.2022 № 12714/7/99-00-04-03-02-07). Однако с отменой карантина с 01.07.2023 такой защиты от пени больше нет.
Впрочем, считаем, что для «карантинных» нарушений до 27.05.2022 (даже после отмены карантина) в любом случае должен сохраняться штрафной карантинный мораторий и работать штрафное карантинное освобождение — независимо от того, когда такие нарушения будут выявлены проверяющими (даже при их выявлении по окончании карантина, в течение ВП или по окончании ВП). Хотя налоговики на этот счет пока не высказались.
Также заметим, что по законопроекту № 8401 (см. Порівняльну таблицю від 30.06.2023) планируется, что плательщик будет вообще освобождаться от штрафов и пени, если по результатам проверок, проведенных в период с 01.08.2023 до конца военного положения, налоговики доначислят налоговые обязательства и плательщик уплатит их по НУР в течение 30 календарных дней (без обжалования).
Самоисправления. Напомним, что исправить ошибки за военные периоды можно без самоштрафа и пени (п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Что же касается самоисправления довоенных (карантинных) ошибок, то фискалы раньше разъясняли, что (ввиду штрафного карантинного моратория) самоштрафа и пени не будет, только если «карантинные» ошибки плательщик успеет исправить до конца карантина (см. БЗ 102.20.02, действовавшую до 08.06.2022, и письма ГНСУ от 26.04.2021 № 1721/ІПК/99-00-18-04-01-06 и от 23.06.2021 № 2519/ІПК/99-00-21-02-02-06). Однако считаем, что исправление «карантинных» ошибок в любом случае должно подпадать под штрафной карантинный мораторий (и освобождаться от самоштрафа и пени) — независимо от того, когда такие ошибки будут исправляться (даже при их исправлении плательщиком после карантина). Поэтому мы с такой позицией фискалов не согласны. Подробнее об этом читайте в статьях «Уточняете довоенные периоды: уплатите самоштраф и пеню?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 63 и «Карантинные особенности исправления налога на прибыль» // «Налоги & бухучет», 2020, № 79.
Кстати, законопроектом № 8401 этот вопрос отчасти собираются решить и предусмотреть, что с 01.08.2023 и до конца ВП плательщик может самостоятельно исправить без самоштрафа и пени ошибки любых периодов.
Админответственность. А вот от админответственности (административных штрафов), напомним, ни карантинного, ни военного освобождений нет. Поэтому отмена карантина на применение админштрафов никак не повлияет. Впрочем, следует учесть, что по разовым правонарушениям (таким как несвоевременная подача налоговой отчетности, несвоевременная уплата налогов, см. БЗ 132.03), админвзыскание может быть наложено не позднее чем через два месяца (а при подведомственности дел суду — чем через три месяца) со дня совершения правонарушения. А потому можно не бояться админштрафов за те карантинные нарушения, по которым срок привлечения к админответственности на карантине уже истек. Подробнее об этом см. «Административные правонарушения: перенос сроков есть или нет?!» // «Налоги & бухучет», 2020, № 40.
Проверки
Налоговые проверки. Напомним, что действие карантинного проверочного моратория (п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ) из-за военного положения было приостановлено. И вместо него ввели «военные» проверочные правила (по п.п. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). А потому такие «военные» проверочные правила продолжат свое действие и после отмены карантина.
Хотя по законопроекту № 8401 их собираются несколько пересмотреть и скорректировать «военный» мораторий на проверки (ориентировочно с 1 августа).
В конце концов планируют сохранить действующий мораторий на проверки (в частности, на плановые проверки)
Однако вывести из-под моратория и разрешить, в частности:
— плановые и внеплановые (по основаниям из п.п. 78.1.1 НКУ) проверки подакцизных товаров (алкоголь, табак, топливо), игорного бизнеса и финансовых (платежных) услуг;
— внеплановые проверки по основаниям из п.п. 78.1.9 НКУ (т. е. по жалобе покупателя на нерегистрацию/несвоевременную регистрацию налоговых накладных или ошибках в их обязательных реквизитах или акцизных накладных — если плательщик в течение 15 рабочих дней не ответил на письменный запрос налоговиков). Об окончательном варианте в отношении проверок можно будет говорить только с появлением текста закона.
Неналоговые проверки. Хотя с отменой карантина утратят силу карантинные проверочные ограничения (установленные п. 3 разд. II Закона Украины от 17.03.2020 № 533-IX), однако в то же время продолжат действие военные ограничения (по постановлению КМУ от 13.03.2022 № 303). Поэтому мораторий на проведение плановых и внеплановых мероприятий госнадзора (контроля) и государственного рыночного надзора сохранится (поскольку разрешен лишь узкий круг проверочных мероприятий — на основании решений центральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах). Подробнее об этом можно прочесть в статье «Что теперь с разрешенными и запрещенными проверками» // «Налоги & бухучет», 2022, № 98.
А также возможны внеплановые проверки Гоструда (по основаниям из ст. 16 Закона Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» от 15.03.2022 № 2136-IX). Подробнее о них см. «Начались проверки Гоструда!» // «Налоги & бухучет», 2022, № 61.
ЕСВ
По ЕСВ (после отмены карантина) с 01.07.2023 также сохранится мораторий на штрафы и проверки (согласно «военным» правилам, предусмотренным пп. 921, 922, 923 разд. VIII Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 № 2464-VI, которые фактически перекрыли «карантинные» пп. 911.1, 911.2, 912 еще с начала ВП).
Причем законопроектом № 8401 планируется сохранить мораторий на документальные проверки правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ и после 01.08.2023. Но сделать «вне» моратория: проверки при ликвидации юрлица/прекращению ФЛП, по обращению плательщика, плановые проверки подакцизных товаров (алкоголь, табак, топливо), игорного бизнеса и финансовых (платежных) услуг. А также предусмотреть, что плательщик, уплативший доначисленную сумму ЕСВ по НУР в 30-дневный срок, освобождается от уплаты с такой суммы штрафов и пени.
Приостановка сроков
Налоговые сроки. Напомним, что с введением карантина приостанавливались:
— сроки давности по ст. 102 НКУ (по п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ),
а также (по п. 528 подразд. 10 разд. ХХ НКУ):
— сроки админобжалования (кроме обжалования законности декларирования бюджетного возмещения и/или отрицательного значения);
— предоставления в письменной форме ИНК;
— предоставления ответов на запросы налоговиков, за некоторыми исключениями.
С введением военного положения приостановку сроков скорректировали «военные» правила п. 102.9 и п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Поэтому с отменой карантина такие военные правила приостановки сроков продолжат свое действие (подробнее см. «Приостановленные сроки: что до сих пор попадает под заморозку!» // «Налоги & бухучет», 2023, № 29).
Однако следует учесть, что
по законопроекту № 8401 с 01.08.2023 военную приостановку сроков планируют отменить (п. 102.9 НКУ исключить, а действие п.п. 69.9 подразд. 10 разд. XX НКУ остановить с 01.08.2023)
Поэтому, похоже, приостановка сроков продержится недолго и с августа начнут действовать общие сроки, определенные НКУ и другим законодательством.
Сроки исковой давности. Отмена карантина особой погоды тут не делает, поскольку «карантинная» приостановка течения сроков исковой давности из п. 12 Заключительных и переходных положений ГКУ имеет «военный» аналог в п. 19 Заключительных и переходных положений ГКУ. Поэтому приостановка и в дальнейшем продолжается — даже после отмены карантина.
Отмена льгот
В связи с отменой карантина окончился срок действия временных карантинных НДС-льгот.
Медльгота (п. 71). Завершила свое действие медльгота (по п. 71 подразд. 2 разд. ХХ НКУ) — освобождавшая от НДС ввоз и внутриукраинские поставки лекарств, медизделий, медоборудования и других товаров по Перечню, утвержденному постановлением КМУ от 20.03.2020 № 224.
Напомним: cрок ее действия устанавливался «по последний календарный день месяца окончания карантина». Ну а поскольку карантин действовал до 30.06.2023 (т. е. последним месяцем карантина был июнь), то и срок действия медльготы был до конца июня. А потому
с 1 июля медльгота не работает и ввоз/поставки товаров из Перечня № 224 должны осуществляться «с НДС» (т. е. облагаться НДС)
К слову, на то, что с 1 июля уже не действует медльгота, указывали и налоговики (см. новость на сайте ГНСУ от 30.06.2023).
В связи с этим благотворителям также следует учесть, что такие облагаемые поставки медтоваров теперь на общих основаниях нужно учитывать при подсчете НДС-объемов в целях НДС-регистрации. Напомним, раньше до конца карантина общественным объединениям и благотворительным организациям разрешалось не учитывать льготные поставки медтоваров (по п. 71 подразд. 2 разд. ХХ) в подсчете 1-миллионного порога для регистрации плательщиком НДС (на основании «временного» п. 72 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).
Генераторная льгота. Также (из-за отмены карантина и истечения срока действия временного п. 71 подразд. 2 разд. ХХ НКУ и Перечня № 224) с 1 июля 2023 прекратила свое действие и генераторная льгота. Всю историю этой льготы можно вспомнить в статьях «Генераторная льгота после 01.05.2023: трагедии не произошло» // «Налоги & бухучет», 2023, № 36 и «Метаморфозы генераторной льготы» // «Налоги & бухучет», 2023, № 39. Срок ее действия также был определен по последний день месяца карантина. Поэтому
с 1 июля импорт и поставки в Украине генераторов и электротоваров больше не льготируются, а облагаются НДС по общим правилам
В связи с этим напомним, что для переходных операций важна дата первого события. Поэтому если первое событие (поставка/предоплата) произошло до 01.07.2023 (т. е. в льготный период), то операция остается льготной и по второму (заключительному) событию (произошедшему в облагаемый период после 1 июля) начислять НДС не нужно.
Налог на прибыль
С отменой карантина для плательщиков налога на прибыль канут в Лету нормы «карантинного» п. 54 подразд. 4 разд. ХХ НКУ, предписывавшего отражать карантинные уменьшающие налоговые разницы (т. е. уменьшать финрезультат):
— на сумму полученной одноразовой карантинной компенсации субъектам хозяйствования (которая предоставлялась по Закону Украины от 04.12.2020 № 1071-IX), а также
— на сумму списанных штрафов и пени (по п. 23 подразд. 10 разд. ХХ НКУ) и списанного налогового долга, который учитывался по состоянию на 01.11.2020 и совокупный размер которого по всем налогам и сборам не превышал 3060 грн (по п. 24 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).
Хотя такие разницы и так уже давно не применялись, поскольку были направлены на карантинные периоды 2020 и 2021 годов.
Спирт
В связи с отменой карантина:
— прекратил действие временный порядок отгрузки спирта этилового для производства дезинфицирующих средств (предусмотренный п. 293 подразд. 5 разд. ХХ НКУ);
— к производителям лекарственных средств стали применяться общие требования относительно особенностей налогообложения, целевого использования и погашения налоговых векселей, установленные ст. 229 НКУ при производстве дезинфицирующих средств, с использованием спирта этилового, облагаемого акцизным налогом по ставке 0 гривень за 1 литр 100-процентного спирта.
Регулирование цен
Напомним, что во время карантина:
— на некоторые товары, имеющие существенную социальную значимость, устанавливался предельный уровень торговой надбавки (наценки) в размере не более чем 10 % (п. 4112 постановления КМУ от 09.12.2020 № 1236);
— розничные продавцы таких товаров должны были заблаговременно декларировать повышение на них розничных цен (согласно Порядку, определенному постановлением КМУ от 22.04.2020 № 341).
С завершением карантина необходимость такого декларирования повышения розничных цен на социально значимые товары упразднена (постановление КМУ от 22.04.2020 № 341, определяющее механизм такого декларирования, с 01.07.2023 утратило силу).
Впрочем, с 01.07.2023 на смену карантинным правилам заработали военные нормы, предусмотренные постановление КМУ от 19.06.2023 № 650, согласно которым:
— для некоторых продовольственных товаров отечественного производства (кроме товаров, маркированных как органическая продукция) сохранен предельный уровень торговой надбавки (наценки) в размере не более 10 %;
— для некоторых продовольственных товаров предусмотрен максимальный срок осуществления расчетов — не позднее чем через 10 календарных дней со дня выставления поставщиком таких товаров счета для оплаты за поставленную продукцию.
К тому же на практике встречаются случаи (все же одиночные), когда во время ВП некоторые местные органы самостоятельно своим распоряжением устанавливают предельный уровень торговой надбавки (наценки) на продукты из п. 21 постановления № 1548*. Поэтому не лишним будет поинтересоваться о наличии таких решений органов местного самоуправления. Подробнее см. «Торговля овощами: государственное регулирование цен и нормы естественной убыли» // «Налоги & бухучет», 2023, № 40.
А также до карантина/во время карантина и теперь после карантина (во время ВП) продолжают действовать ограничения по ценам, связанные с алкоголем и табаком (минимальные оптово-отпускные и розничные цены на алкогольные напитки / максимальные розничные цены на табачные изделия). Подробнее см. «Торговля табаком и алкоголем в условиях военного времени» // «Налоги & бухучет», 2022, № 31. То есть общие ценовые правила в отношении некоторых групп товаров продолжают работать.
Трудовые вопросы
Карантинные отпуска. С завершением карантина окончилось время карантинных отпусков (п. 31 ч. 1 ст. 25, ч. 3 ст. 26 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 № 504/96-ВР). То есть 30.06.2023 — это последний день, когда работник мог находиться в таких отпусках.
Заметим, что независимо от того, были ли указаны в приказе о предоставлении карантинного отпуска конкретные даты его начала и окончания в пределах действия карантина или только дата начала такого отпуска, а дата его окончания оставалась открытой (указано «до окончания карантина»), приказ об окончании такого отпуска издавать не нужно.
Работник обязан приступить к работе после окончания своего карантинного отпуска, если нет других оснований для невыхода на работу, например временная нетрудоспособность, начало отпуска, в том числе и «военного» отпуска за свой счет. Подробнее об отпусках см. «Отпуск за свой счет: какой можно предоставить?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 30 (ср. ).
Надомники/дистанционка. Если вы вводили дистанционную или надомную работу приказом на период карантина и не собираетесь выводить работников на рабочие места, необходимо «утрясти» этот момент.
Заметим, что без письменного трудового договора, а лишь на основании приказа можно ввести надомную/дистанционную работу также в случае возникновения угрозы вооруженной агрессии (ч. 11 ст. 602 КЗоТ). С таким приказом работника следует ознакомить в течение 2 дней со дня издания, но до введения надомной/дистанционной работы. При этом не имеет значения, по инициативе работника или работодателя вводится дистанционная работа (см. письмо Минэкономики от 04.05.2021 № 4712-06/26182-07).
Отдельные виды помощи
Во время карантина и одного месяца после его завершения (при наличии финансирования) ФЛП на ЕН групп 1 и 2 выплачивалась помощь на каждого ребенка до достижения им 10-летнего возраста (по постановлению КМУ от 22.04.2020 № 329). С августа 2023 года о ней можно забыть.
Кроме того, установление карантина могло быть причиной сокращения производства продукции (выполнения работ, предоставления услуг). В результате работники могли претендовать на получение пособия по частичной безработице (по постановлениям КМУ от 22.04.2020 № 306 и от 21.06.2022 № 702, подробнее о пособии см. «Пособие по частичной безработице: изменения» // «Налоги & бухучет», 2023, № 26).
Нормативку подкорректируют
А также в связи с отменой карантина на рассмотрение вынесены законопроекты от 20.06.2023 № 9405 и от 14.06.2023 № 9385, которыми планируется подкорректировать нормы о карантине и, в частности:
— исключить из ч. 4 ст. 195 КАСУ, ч. 4 ст. 212 ГПКУ, ч. 4 ст. 197 ХПКУ карантинные правила, позволявшие во время карантина с целью предотвращения распространения коронавирусной болезни (COVID-19) участникам дел принимать участие в судебном заседании в режиме видеоконференции за пределами помещения суда с использованием собственных технических средств, а также
— внести изменения в некоторые законодательные акты в связи с отменой карантина, а
— ряд нормативно-правовых актов признать утратившими силу (касающихся, в частности, мер противодействия коронавирусной болезни, информирования населения в случае усиления противоэпидемических мер, помощи и соцподдержки во время карантина).
Выводы
- С 01.07.2023 — после отмены карантина продолжают действовать военные правила (мораторий на штрафы, проверки, продление сроков). Однако с 01.08.2023 их подкорректируют согласно законопроекту № 8401.
- В связи с отменой карантина окончился срок действия НДС-льгот: медльготы и генераторной льготы. С 01.07.2023 они не действуют.
- На смену карантинному госрегулированию цен пришли военные правила.
- Закончилось действие карантинных норм, касающихся налоговых разниц по прибыли, спирта, карантинных отпусков, пособий.