Темы статей
Выбрать темы

Аренды уже нет, а работа идет / РРО работает

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Может ли продолжать работать касса РРО, если закончился срок договора аренды, но касса все же находится по этому адресу без договора? И какой за это предусмотрен штраф? Через 2 недели будет другой адрес договора аренды. Не будет ли в этот промежуток времени также еще каких-то проблем: в частности с лицензиями на розничную торговлю алкоголем и табачными изделиями? Давайте попробуем вместе помочь читателю.

Есть ли нарушение?

Дать окончательный ответ по сложившейся ситуации возможно только после тщательного изучения документов, которые регулировали (еще регулируют?) отношения сторон в отношении аренды помещения по адресу, где после окончания договора аренды находится и продолжает работать РРО (касса РРО). Только изучение таких документов даст возможность понять — правомерно или безосновательно продолжает находиться/работать в помещении арендатор и его РРО (касса РРО).

Юрпоследствия окончания срока аренды. Если договор аренды помещения закончился, а арендатор (наниматель) продолжает им пользоваться, то здесь стоит вспомнить соответствующие нормы ГКУ и ХКУ.

В частности, согласно ст. 764 ГКУ, если наниматель продолжает пользоваться имуществом после окончания срока договора найма, то при отсутствии отрицаний наймодателя в течение одного месяца договор считается возобновленным на срок, который был ранее установлен договором. Похожая норма есть в ч. 4 ст. 284 ХКУ. Там указано, что срок договора аренды определяется по согласованию сторон.

А в случае отсутствия заявления одной из сторон о прекращении или изменении условий договора аренды в течение одного месяца после окончания срока действия договора он считается продленным на такой же срок и на тех же условиях, которые были предусмотрены договором

Следовательно, в случае отсутствия заявления (уведомления) одной из сторон, в частности отрицаний со стороны наймодателя-арендодателя, предоставленных в письменной (!) форме, в течение одного месяца, договор должен считаться автоматически продленным на тот же срок и на тех же условиях. Поэтому здесь есть соответствующие возможности договориться и документально оформить с арендодателем ситуацию, которая сложилась после окончания срока договора аренды, таким образом, чтобы пребывание соответствующее время в этом помещении арендатора и его РРО происходило на законных основаниях. Например, сославшись на упомянутую ч. 4 ст. 284 ХКУ, арендатор сделает заявление* (напишет письмо) арендодателю о продлении действия договора аренды на определенный срок. Тем более, что он реально продолжает определенное время там находиться и работать (вместе с РРО ☺). Поэтому арендодатель должен быть тоже заинтересован, чтобы это «сверхдоговорное» пребывание узаконить и «монетизировать»**.

* Потому что при отсутствии заявления арендатора (и арендодателя) договор аренды будет продлен на тот же срок и на тех же условиях.

** Или он может изложить в течение месяца отрицание и прибегнуть к ч. 2 ст. 785 ГКУ: если наниматель не исполняет обязанность в отношении возврата вещи, наймодатель имеет право требовать от нанимателя уплаты неустойки в размере двойной платы за пользование вещью за время просрочки...

Кроме того, в отношении аренды здания или другого капитального сооружения есть специальная норма в ч. 2 ст. 795 ГКУ:

возвращение нанимателем предмета договора найма оформляется соответствующим документом (актом), который подписывается сторонами договора. С этого момента договор найма прекращается

То есть можно потянуть с подписанием акта и искусственно пролонгировать срок договора...

Может, и нет проблем? Поэтому в случае молчаливого или письменного согласия арендодателя и/или отсрочки подписания акта возврата помещения вопрос о законности работы по этому адресу РРО и действительности при этом алкогольных/табачных лицензий в течение определенного («дополнительного») периода решится положительно, точнее, отпадет сам собой...

Подробнее об автоматической пролонгации договора аренды после окончания срока его действия, способах заявлений сторон и дальнейшей «судьбе» договора и т. п. см. в постановлении ВС от 14.06.2022 по делу № 926/326/21 (см. также ряд других судебных решений, которые упоминаются в этом постановлении).

Там, в частности, указано, что соответствующее требование (заявление) о прекращении или изменении договора аренды может быть направлено одной из сторон в форме письма, телеграммы, факсограммы и т. п. Существенное значение в этом случае имеет:

содержание такого заявления, поскольку оно обязательно должно быть направлено на прекращение или изменение условий договора аренды;

факт его получения другой стороной.

Даже если каких-то дополнительных документов в отношении пролонгации договора аренды на соответствующий срок, когда в нем находился арендатор и работал его РРО, оформлено не будет, то все равно контролерам трудно будет доказать незаконность пользования этим помещением в течение «дополнительного» срока. Ведь арендатор может настаивать на том, что в силу закона (согласно упомянутым нормам ГКУ и ХКУ) договор аренды продолжал определенное время действовать по причине «молчаливого согласия» арендодателя. (В этом может посодействовать и «оттянутая» дата акта на возврат помещения...)

Аренда у государства. Если же арендовалось государственное или коммунальное помещение, то согласно ч. 1 ст. 25 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 03.10.2019 № 157-IX в случае прекращения договора аренды арендатор обязан в течение трех рабочих дней с даты прекращения договора вернуть арендованное имущество в порядке, определенном договором аренды. Поэтому в этом случае очень желательно договориться и пролонгировать договор на соответствующий дополнительный срок...

Если ситуация непоправима. То есть если в договоре был соответствующим образом детализирован механизм его прекращения или арендодателем было сразу предоставлено письменное заявление о прекращении договора аренды / составлен акт о возврате объекта, или арендовалось государственное или коммунальное имущество, то могут быть сделаны выводы о незаконного пользования арендованным помещением, в т. ч. для целей осуществления арендатором хозяйственной деятельности (торговли и т. п.). Именно для таких «патовых» случаев дальше рассмотрим: возможны ли (и если да, то какие) последствия «сверхдоговорного» пользования помещением в РРО-, лицензионных и других возможных аспектах.

О возможных «РРО-последствиях»

Об отмене регистрации РРО. В соответствии с п. 15 гл. 2 разд. ІІ Порядка № 547* органом ГНС по месту регистрации РРО в регистрационное удостоверение вносятся, в частности, записи в отношении названия и адреса хозяйственной единицы, где используется РРО. Поэтому поразмышляем: если пребывание по этому адресу после окончания договора аренды станет у собственника РРО «на птичьих правах», какие последствия этот факт может иметь для судьбы РРО и его регистрационного удостоверения?

* Порядок регистрации и применения регистраторов расчетных операций, которые применяются для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом Минфина от 14.06.2016 № 547.

Единственный хоть как-то близкий к нашей ситуации повод, на основании которого налоговики могут отменить регистрацию РРО, мы нашли в п.п. 13 п. 1 гл. 4 разд. ІІ Порядка № 547. Это — когда хозсубъект сообщил ГНС в форме № 20-ОПП о хозяйственной единице, где используется РРО, что такой объект налогообложения закрыт или такой, который им не эксплуатируется.

Но

в нашем случае объект не закрыт и продолжает эксплуатироваться, потому у арендатора нет повода для сообщения ГНС, а у последней — оснований для отмены регистрации этого РРО

Но до того, как наш хозсубъект («через 2 недели», как звучало в вопросе) переместится в другое арендованное место, от должен будет перерегистрировать этот РРО по новому адресу местонахождения его хозяйственной единицы. Об алгоритме действий при перерегистрации РРО читайте в статье «Изменились данные о кассовом аппарате или КУРО: что делать?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 58.

О санкциях по Закону об РРО**. В этом нормативе мы не нашли прямых санкций за подобные нарушения. То есть в РРО-удостоверении адрес, по которому используется РРО, будет корректным. И местонахождение хозединицы в чеке РРО будет отвечать фактическому! А санкции за то, что права пребывания по такому адресу сомнительны, не предусмотрены. Кроме того, в Законе об РРО сейчас даже нет штрафа за работу через РРО, зарегистрированный с нарушением действующих норм.

** Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 № 265/95-ВР.

А вот в случае несвоевременной перерегистрации РРО использования его по новому адресу с удостоверением, где будет еще указан старый адрес хозединицы, можно в конце концов натолкнуться и на штраф. Поскольку адрес хозединицы является обязательным реквизитом чека РРО, то фискалы могут к «не тому» адресу прицепиться, не признать чек «чеком» («соответствующим» расчетным документом) и тянуть сюда санкцию из п.п. 1 ст. 17 Закона об РРО. Однако во время военного положения в отношении этой, а также многих других РРО-санкций пока что действует табу. Но помните, что нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров штрафуется и сейчас. А вот в отношении иных случаев РРО-санкции фискалы сейчас не применят...

Админштраф

Возможны ли какие-то админсанкции для виновных служебных лиц (или ФЛП) за такое нарушение? Из КУоАП-штрафов здесь можно рассмотреть разве что штраф за нарушение установленного порядка проведения расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг — по ст. 1551 КУоАП.

Кроме того, что нормы этой статьи предусматривают совсем смешные размеры штрафов (от 34 до 340 грн — в зависимости от лица нарушителя и повторности нарушений), мы не усматриваем в этой ситуации нарушений порядка проведения расчетов. Такой порядок (проведения расчетов) регламентируют нормы разд. ІІ Закона об РРО. Мы не нашли в этом разделе какую-то норму, которая бы прямо (да и даже косвенно) нарушалась в нашей ситуации. К тому же налоговики для целей этого штрафа обычно ориентируются на нарушение норм только ст. 3 Закона об РРО. Поэтому даже налоговики с большой фантазией вряд ли смогут усмотреть здесь нарушение порядка проведения расчетов и наложить этот админштраф. Да и учитывая размер штрафа, будет ли у них желание тратить на это свое время*?..

* Однако на всякий случай напомним: если виновный не отобьет штраф в суде, то он еще уплатит и судебный сбор, больше чем сумма штрафа (0,2 прожитминимума: в 2023 году это — 536,80 грн)!

Будут ли «лицензионные» или «хранительные» проблемы?

«Лицензионные» вопросы. В соответствии со ст. 15 Закона № 481 в приложении к лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками или табачными изделиями и ЖЭС, кроме перечня РРО и информации о них, указывается адрес места торговли!

В то же время согласно нормам той же статьи в случае изменения сведений, указанных в выданной хозсубъекту лицензии, он обязан в месячный (!) срок со дня внесения таких изменений обратиться к органу ГНС, который выдал лицензию, с соответствующим заявлением.

То есть эти нормы позволяют даже на новом месте еще до месяца работать с неизмененной лицензией (в частности, в которой указан бывший адрес места торговли).

Но давайте внимательнее посмотрим на то, как сформулировано нарушение для применения «лицензионного» штрафа из ст. 17 Закона № 481, чтобы оценить уровень опасности в случае выявления налоговиками такого нарушения (деятельности в помещении, на пребывание в котором у арендатора исчезли права). Итак,

штраф применяется за: оптовую и розничную торговлю, в частности, алкогольными напитками, табачными изделиями и ЖЭС без наличия лицензий. А в этом случае лицензия имеется и торговля осуществляется по адресу, а также через РРО, которые в ней указаны

Поэтому формально оснований для применения этого штрафа у налоговиков нет, потому что сущность нарушения состоит не в торговле без наличия лицензии(й), а в торговле в месте, право на пребывание в котором вызывает сомнения. А такое нарушение не является основанием ни для применения упомянутого штрафа, ни для аннулирования лицензии(й)!

Если же в течение месяца (здесь отсчет дней, по-видимому, надо вести не с даты окончания договора аренды, а с даты переезда в новое арендованное место) не будет обращения к ГНС в отношении соответствующей замены лицензии(й), то могут быть негативные последствия. Подробнее о последствиях работы по лицензии без внесенных изменений читайте в материале «Замена (добавление) РРО и розничная лицензия» // «Налоги & бухучет», 2023, № 49.

Проблемы с местом хранения. Если в этом старом помещении хранились алко-напитки и/или табачные изделия и это место было внесено в Единый реестр, то думаем, штрафных проблем тоже не должно быть. Ведь соответствующий штраф из ст. 17 Закона № 481 применяется за хранение алко-напитков или табачных изделий в местах хранения, не внесенных в Единый реестр*. А это место будет оставаться внесенным в реестр (пока не будет заменено на адрес из нового места аренды), а под вопросом — лишь законность пребывания арендатора в этом месте. Однако это уже другое нарушение, «не подчиненное» Закону № 481...

* Размер этого штрафа составляет — 100 % стоимости товара, который находится в таком месте хранения, но не менее 17000 гривень.

Форма № 20-ОПП

В уведомлении по форме № 20-ОПП плательщики предоставляют информацию обо всех объектах налогообложения, в том числе арендованных. Согласно п. 8.5 разд. VIII Порядка № 1588** в случае изменения сведений об объекте налогообложения, а именно: изменения типа, наименования, местонахождения, вида права или состояния объекта налогообложения, плательщик должен подать форму № 20-ОПП с обновленной информацией об объекте налогообложения, в отношении которого произошли изменения, в таком же порядке и сроки, как и при регистрации, создании или открытии объекта налогообложения. То есть по п. 8.4 разд. VIII Порядка № 1588 в таких случаях 20-ОПП должно подаваться в течение 10 рабочих дней после соответствующих изменений по конкретному объекту налогообложения в ГНС по основному месту учета плательщика. То есть в нашем случае — в отношении старого объекта — 10 дней необходимо отсчитывать со дня потери права на аренду помещения (возврата объекта аренды арендодателю и т. п.). А в отношении нового объекта — в течение 10 дней от дня получения в аренду нового объекта.

** Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина от 09.12.2011 № 1588.

Здесь напомним, что

во время войны штрафы за неподачу (несвоевременную подачу) формы № 20-ОПП не применяются***

*** БЗ 116.12.

То есть можно подать заодно одну форму, уже когда состоится переезд, где учесть все изменения — и в отношении старого, и в отношении нового объекта аренды.

Выводы

  • В случае отсутствия заявления (уведомления) одной из сторон договора аренды после окончания его действия в течение одного месяца или отсрочки подписания акта на возврат помещения договор должен считаться продленным. В таком случае дальнейшее пребывание в помещении и использование в нем РРО будет полностью законным.
  • Если же арендовалось государственное или коммунальное помещение, то в случае прекращения договора арендатор обязан в течение трех рабочих дней с даты прекращения вернуть арендованное имущество в порядке, определенном договором аренды. Поэтому дальнейшая работа в таком помещении может быть безосновательной.
  • Если арендатор продолжал некоторое время пользоваться арендованным помещением (работать и использовать в нем РРО) безосновательно, то, на наш взгляд, такое нарушение не будет иметь каких-то нормативно-штрафных последствий.
  • За такое «сверхдоговорное» пользование помещением к арендатору невозможно применить ни РРО-санкции, ни штрафы из Закона № 481 («лицензионные», «хранительные» и т. п.). Ни даже штраф за неподачу формы № 20-ОПП. А также — админштрафы или какие-то другие законодательно установленные санкции.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше