Волонтер и регистрация
Кто такой волонтер? Это лицо, которое добровольно осуществляет социально направленную неприбыльную деятельность путем предоставления волонтерской помощи (ч. 1 ст. 7 Закона Украины «О волонтерской деятельности» от 19.04.2011 № 3236-VI).
На волонтерскую деятельность лицо может расходовать собственные средства, а может привлекать средства других лиц.
С собственными деньгами нет вопросов. А вот прежде чем открыть сбор и дать реквизиты собственного карточного счета, следует задать себе вопрос: как на такие поступления на карту будет смотреть налоговая? А будет смотреть она достаточно просто:
все, что зашло на собственную карту, — это прочий налогооблагаемый доход, с которого следует уплатить НДФЛ 18 % и ВС 1,5 %
Даже если из этой суммы ты себе ни копейки не оставил.
Есть ли варианты избежать налогообложения? Да. В НКУ для этого есть «сладкая парочка» — п.п. «б» п.п. 165.1.54 и п.п. 170.7.8. Однако воспользоваться освобождающими нормами этих подпунктов волонтер может исключительно в случае, если он зарегистрируется в Реестре волонтеров антитеррористической операции и/или осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации (далее — Реестр волонтеров). Цель создания этого реестра — осуществление контроля за налогообложением благотворительной помощи в соответствии с п.п. 165.1.54 НКУ.
Ведет этот Реестр Государственная налоговая служба. Поэтому с целью проведения регистрации обращайтесь именно к ней.
Подытожим. Когда ты не в Реестре — плати налоги в размере почти 1/5 с полученных доходов. Если же ты в Реестре волонтеров (далее — зарегистрированный волонтер) — пользуйся освобождающими п.п. «б» п.п. 165.1.54 и п.п. 170.7.8 НКУ. В отдельных случаях даже «задним» числом! Интересно? Рассказываем.
Освобождающие нормы НКУ
Сбор средств. Подпункт «б» п.п. 165.1.54 НКУ позволяет не облагать налогом средства, которые получает (собирает) зарегистрированный волонтер для предоставления благотворительной помощи в пользу лиц, определенных в пп. «а» и «в» этого подпункта, в частности:
— участникам боевых действий — военнослужащим (резервистам, военнообязанным) и работникам ВСУ, Нацгвардии, СБУ, Службы внешней разведки, Госпогранслужбы, лицам рядового, начальственного состава, военнослужащим, работникам МВД, Управления госохраны, госспецсвязи, других военных формирований, добровольческих формирований тергромад, полицейским и работникам Нацполиции, в том числе тем, которые подверглись ранению, контузии или другому повреждению здоровья, погибли, умерли вследствие ранения, контузии или увечья, которые защищают (защищали) независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины, принимают (принимали) непосредственное участие в отпоре вооруженной агрессии и обеспечении национальной безопасности, устранении угрозы опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности в период действия военного, чрезвычайного положения в Украине, находясь непосредственно в районах осуществления указанных мероприятий, или в пользу членов семей таких участников боевых действий (далее — участники боевых действий или члены их семей);
— работникам предприятий, сил гражданской защиты, которые привлекаются (привлекались) и принимают (принимали) непосредственное участие в осуществлении мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии рф, находясь непосредственно в районах проведения боевых действий и в период осуществления боевых действий, в порядке, установленном законодательством, или в пользу членов их семей (далее — работники по обеспечению или члены их семей);
— физлицам, которые проживают (проживали) на территории населенных пунктов, в которых проводятся (проводились) боевые действия, и/или которые вынужденно покинули местожительство в связи с проведением боевых действий в таких населенных пунктах (далее — физлица из зоны боевых действий).
Средства собраны? Переходим к расходованию.
Расходование средств. Волонтеру разрешено расходовать без налогообложения собранные средства на:
1) предоставление благотворительной помощи вышеперечисленным категориям лиц на цели, определенные в п.п. 170.7.8 НКУ;
2) возмещение собственных расходов волонтера, которые связаны с предоставлением указанной благотворительной помощи и документально подтверждены.
На какие цели в соответствии с предписаниями п.п. 170.7.8 НКУ волонтер может предоставлять благотворительную помощь физлицам? Ответ на этот вопрос — в таблице ниже.
Волонтерская благотворительная помощь
Цель предоставления благотворительной помощи | Получатели помощи |
Для закупки или предоставления в виде специальных средств индивидуальной защиты (касок, бронежилетов, изготовленных в соответствии с военными стандартами), технических средств наблюдения, лекарственных средств, средств личной гигиены, продуктов питания, предметов вещевого обеспечения или других товаров (работ, услуг) по Перечню от 24.02.2016 № 112. Кстати, этот перечень был недавно дополнен. В обновленной редакции он действует с 03.06.2023 | Участники боевых действий или члены их семей |
Для оплаты (компенсации) стоимости лекарственных средств, донорских компонентов, изделий медицинского назначения, технических и других средств реабилитации, платных услуг по лечению, обеспечению изделиями медицинского назначения, техническими и другими средствами реабилитации, услуг медицинской реабилитации, санаторно-курортного оздоровления | |
На лечение и медицинское обслуживание (обследование, диагностику), в том числе для оплаты (компенсации) стоимости лекарственных средств, донорских компонентов, изделий медицинского назначения, технических и других средств реабилитации, платных услуг по лечению, обеспечению изделиями медицинского назначения, техническими и другими средствами реабилитации, услуг медицинской реабилитации, санаторно-курортного оздоровления | Работники по обеспечению или члены их семей; физлица из зоны боевых действий |
На восстановление утраченного имущества, на жилищные, социальные и бытовые нужды и на другие потребности согласно Перечню, утвержденному постановлением КМУ от 26.11.2014 № 653* | Участники боевых действий или члена их семей; работники по обеспечению или члены их семей; физлица из зоны боевых действий |
* Советуем волонтеру предупреждать получателя помощи на восстановление утраченного имущества, на жилищные, социальные и бытовые нужды и на другие потребности согласно Перечню о таком важном моменте. Если общая сумма указанной помощи, полученной в течение отчетного года, совокупно превысит 500 размеров минзарплаты, установленной законом на 1 января отчетного года, то с суммы превышения над таким размером следует уплатить НДФЛ по ставке 18 % и ВС — 1,5 %. Также физлицу-получателю придется подать годовую налоговую декларацию с указанием сумм благотворительной помощи. |
Внимание! Указанная в таблице помощь может быть предоставлена волонтером:
— или непосредственно приведенным в ней лицам
— или через Минобороны, ГУ Нацгвардии, СБУ, Службу внешней разведки, Администрацию Госпогранслужбы, МВД, Нацполицию, Управление госохраны, Администрацию госспецсвязи, через органы управления других воинских формирований, их соединения, воинские части, подразделения, учреждения или организации, которые содержатся за счет средств государственного бюджета.
Контроль за полученными и перечисленными суммами осуществляет налоговая.
Подтверждение расходов
Начнем с того, что по общему правилу
расходы волонтера должны быть подтверждены документально. Это требование п.п. «б» п.п. 165.1.54 НКУ
Только в таком случае суммы этих расходов можно будет вывести из-под налогообложения.
То есть для волонтера недостаточно получить средства и израсходовать их на разрешенные цели, например, купить цифровые камеры для беспилотных систем и передать их военным ВСУ. Такие расходы (передача ВСУ) должны быть документально подтверждены.
Аналогично и с расходами на ведение волонтерской деятельности (например, на бензин, проживание в гостиницах во время поездок с волонтерскими целями и т. п.). Если волонтер использует на эти цели средства, поступившие на его расчетный счет как благотворительная помощь, то следует иметь документы, которые фиксируют суммы и направления использования. Иначе есть риск, что налоговая будет квалифицировать полученные волонтером суммы, расходы по которым не подтверждены документально, как прочие налогооблагаемые доходы (п.п. 164.2.20 НКУ) и требовать уплаты НДФЛ/ВС.
Чем подтверждать расходы? НКУ не дает ответа на этот вопрос. Поэтому храните чеки, квитанции, инвойсы, накладные, акты приема-передачи, ведомости передачи и т. п. Не лишней будет фотосъемка и видеосъемка, которые бы подтвердили факт передачи средств/вещей получателям помощи.
Исключение из приведенного правила — расходы, которые были понесены зарегистрированными волонтерами в период с 24.02.2022 до 01.05.2022. Обязательного документального подтверждения таких расходов не требуется. Основание — п. 29 подразд. 1 разд. XX «Переходные положения» НКУ.
Расходы остальных периодов должны быть подтверждены документально.
Еще один болезненный для волонтера вопрос — подтверждение статуса получателя помощи — участника боевых действий, работника по обеспечению, физлица из зоны боевых действий. По возможности собирайте любые допустимые доказательства того, что получатели попадают в эти категории.
Сроки. Новое!
Говорим об изменениях, которые вносятся в п.п. «б» п.п. 165.1.54 НКУ Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины в отношении особенностей налогообложения в период действия военного положения» от 30.06.2023 № 3219-IX (далее — Закон № 3219). Указанный Закон теперь направлен на подпись Президенту. В его разд. ІІ «Заключительные и переходные положения» указано, что данный Закон вступит в силу с 01.08.2023. Однако это не мешает нам с вами ознакомиться с его положениями.
Итак, в случае подписания Закона № 3219 в установленные сроки, начиная с 01.08.2023 освобождающие положения п.п. «б» п.п. 165.1.54 НКУ будут применяться к благотворительной помощи, полученной зарегистрированными волонтерами в таких отчетных налоговых годах:
— в отчетном налоговом году, который предшествует году внесения волонтера в Реестр волонтеров;
— в отчетном налоговом году, в котором волонтер внесен в Реестр волонтеров;
— в отчетных налоговых годах, следующих после года внесения волонтера в Реестр волонтеров, но не позже 31 декабря года, следующего за годом, в котором прекращено или отменено военное, чрезвычайное положение в Украине, и/или завершено осуществление мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации.
Поэтому если волонтер зарегистрируется в Реестре волонтеров, например, в сентябре 2023 года, то он сможет применить положение п.п. «б» п.п. 165.1.54 НКУ и к расходам, которые были понесены им в том числе в 2022 году (то есть году, который предшествует году внесения волонтера в Реестр).
Выводы
- Если волонтер регистрируется в Реестре волонтеров, то он получает возможность вывести из-под налогообложения суммы благотворительной помощи, которые были собраны и предоставлены лицам, определенным в п.п. «б» п.п. 165.1.54 НКУ.
- Расходы волонтера должны быть подтверждены документально. Исключение — расходы, которые были понесены в период с 24.02.2022 до 01.05.2022.
- Законом № 3219 устанавливают периоды применения освобождающих положений п.п. «б» п.п. 165.1.54 НКУ. В итоге предписания этого подпункта волонтер сможет распространить на отчетный налоговый год, который предшествует году внесения волонтера в Реестр волонтеров.