Стоит сразу начать с главного:
пока что на уровне законодательных актов дата, с которой е-ТТН станут обязательными, вообще не определена
Дата «01.08.2023» — это была дата, с которой планировался обязательный введение е-ТТН. В частности, эта дата фигурировала в сообщении, опубликованном на сайте КМУ.
Но теперь уже полностью понятно, что
с 01.08.2023 обязательного применения е-ТТН не будет
Кстати, это подтверждается и информацией, размещенной на официальном сайте Портала проекта «Электронная товарно-транспортная накладная».
В информационном сообщении от 21.07.2023 указано, что Министерство развития громад, территорий и инфраструктуры Украины приняло решение отсрочить введение обязательного использования е-ТТН:
«В этом году использование е-ТТН будет на добровольных началах. Информация об обязательном введении е-ТТН будет известна после согласования сроков принятия проекта изменений в Закон Украины «Об автомобильном транспорте» (№ 6534 от 20.01.2022)».
Следовательно, речь уже идет о том, что как минимум до конца 2023 года е-ТТН не будут обязательными.
Дата, с которой будет осуществляться переход на обязательное применение исключительно е-ТТН, как предусматривается, будет определена Законом о внесении изменений в Закон Украины «Об автомобильном транспорте» в отношении введения товарно-транспортной накладной в электронной форме (законопроект от 20.01.2022 № 6534).
Именно этим законопроектом планируется внести изменения в Закон об автомобильном транспорте* и закрепить обязательное использование исключительно е-ТТН. Теперь проект данного Закона и до сих пор находится на доработке. А еще должна быть разработана соответствующая подзаконная нормативная документация.
* Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 № 2344-ІІІ.
Поэтому вполне понятно, что об обязательном введении е-ТТН с 01.08.2023 не может быть и речи.
Попутно отметим, что сами Правила № 363* позволяют и сейчас использовать как бумажные, так и е-ТТН. Но обойтись исключительно е-ТТН пока что нельзя.
Так, согласно п. 11.5 Правил № 363 в случае использования е-ТТН заказчик (грузоотправитель) печатает, подписывает и предоставляет водителю (экспедитору перевозчика) в одном экземпляре бумажную копию е-ТТН — для предъявления лицам, уполномоченным осуществлять контроль на автомобильном транспорте и в сфере безопасности дорожного движения. Водитель (экспедитор перевозчика) ставит свою подпись на бумажной копии е-ТТН о приеме им груза для перевозки.
Как именно будет происходить обмен е-ТТН между участниками перевозки и регистрация е-ТТН в государственном Реестре ТТН после того, как е-ТТН станут обязательными, должно быть еще урегулировано подзаконными нормативными документами.
Теперь есть только утвержденный Порядок реализации экспериментального проекта по внедрению электронного документооборота электронной товарно-транспортной накладной, утвержденный приказом Мининфраструктуры от 07.05.2020 № 301. Поэтому, по желанию, уже сейчас субъекты хозяйствования в рамках этого экспериментального проекта могут протестовать, как работает обмен е-ТТН.
Больше деталей об этом можно найти на официальном сайте Портала проекта «Электронная товарно-транспортная накладная» (см. также статью «е-ТТН: будет ли обязательна с 01.08.2023?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 46).
Выводы
- На уровне законодательных актов дата, с которой е-ТТН станут обязательными, пока что не определена. Как планируется, обязательной для применения она будет не раньше следующего (2024) года.
- Уже сейчас по собственному желанию субъекты хозяйствования могут протестовать, как работает обмен е-ТТН. Для этого необходимо заключить договор об использовании е-ТТН с аккредитованным провайдером. Перечень таких провайдеров можно найти на официальном сайте Портала проекта «Электронная товарно-транспортная накладная».
- Теперь использование е-ТТН предусматривает изготовление ее бумажной копии — для предъявления лицам, уполномоченным осуществлять контроль на автомобильном транспорте.