Темы статей
Выбрать темы

е-ТТН: будет ли обязательна с 01.08.2023?

Казанова Марина, налоговый эксперт
С какой даты будет применяться исключительно электронная ТТН (е-ТТН)? В новостях можно встретить информацию о дате «01.08.2023». Но на самом ли деле именно с этой даты е-ТТН станут обязательными?

Сразу скажем:

пока что на уровне законодательных актов дата, с которой е-ТТН станут обязательными, не определена

Дата «01.08.2023» фигурировала в сообщении, опубликованном на сайте КМУ. Но эта дата была лишь в планах.

Дата, с которой будет осуществлен переход на обязательное применение исключительно е-ТТН, как предполагается, будет определена Законом о внесении изменений в Закон Украины «Об автомобильном транспорте» в отношении введения товарно-транспортной накладной в электронной форме (законопроект от 20.01.2022 № 6534).

Именно этим законопроектом планируется внести изменения в Закон об автомобильном транспорте* и закрепить использование исключительно е-ТТН. Но

* Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 № 2344-ІІІ.

проект данного Закона сейчас находится на доработке. В том числе пока что на уровне обсуждений находится и дата, с которой планируется обязательное введение е-ТТН

Маловероятно, что это будет дата 01.08.2023. Ведь пока что нет даже текста доработанного законопроекта. Кроме того, еще должна быть разработана соответствующая подзаконная нормативная документация. Нет информации и о готовности самого государственного Реестра ТТН, в котором должны обязательно регистрироваться все е-ТТН.

На уровне обсуждений есть информация, что обязательность е-ТТН будет внедряться поэтапно (не для всех СХ одновременно). Кроме того, определенное время будет еще действовать переходный период.

Как именно будут происходить регистрация е-ТТН в государственном Реестре ТТН и обмен е-ТТН между участниками перевозки, должно быть еще урегулировано подзаконными нормативными документами. В настоящее время есть только утвержденный Порядок реализации экспериментального проекта в отношении внедрения электронного документооборота электронной товарно-транспортной накладной, утвержденный приказом Мининфраструктуры от 07.05.2020 № 301 (ср. ).

Кстати,

уже сейчас субъекты хозяйствования в рамках этого экспериментального проекта по желанию могут протестовать, как работает обмен е-ТТН

Отметим, что сами Правила № 363* позволяют сейчас использовать как бумажные, так и е-ТТН. Но обойтись исключительно е-ТТН пока что нельзя.

* Правила перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденные приказом Минтранса от 14.10.97 № 363.

Так, согласно п. 11.5 Правил № 363 в случае использования е-ТТН заказчик (грузоотправитель) печатает, подписывает и предоставляет водителю (экспедитору перевозчика) в одном экземпляре бумажную копию е-ТТН — для предъявления лицам, уполномоченным осуществлять контроль на автомобильном транспорте и в сфере безопасности дорожного движения. Водитель (экспедитор перевозчика) ставит свою подпись на бумажной копии е-ТТН о приеме им груза для перевозки.

Если субъект хозяйствования желает уже сейчас протестовать, как работает обмен е-ТТН, ему необходимо обратиться к аккредитованному ЭДО-провайдеру (оператору платформы ЭДО) и заключить с ним соглашение об использовании системы е-ТТН.

Перечень таких провайдеров можно найти на сайте е-ТТН.

Провайдер — субъект хозяйствования, который предоставляет ЭДО-платформу — программное обеспечение (онлайн-сервис), через которое будет обеспечиваться регистрация и обмен е-ТТН.

У участников перевозки могут быть разные ЭДО-провайдеры.

В соответствии с Порядком реализации экспериментального проекта предусматривается следующая схема регистрации и обмена е-ТТН между участниками перевозки.

1. Грузоотправитель в личном кабинете (предоставленном ему провайдером) создает е-ТТН, прикрепляет сопроводительные документы и регистрирует ее в системе электронного документооборота е-ТТН.

После того как заработает Реестр ТТН Минфинраструктуры, е-ТТН должна быть зарегистрирована грузоотправителем в этом Реестре.

Все стороны/участники перевозки, указанные в е-ТТН, имеют право на любом этапе найти и просмотреть информацию о е-ТТН.

2. Подписание е-ТТН осуществляется в три этапа с заполнением соответствующих блоков ТТН:

1) погрузка автомобиля в пункте грузоотправителя, подписывается электронной подписью уполномоченного лица грузоотправителя;

2) прием груза уполномоченным лицом перевозчика, подписывается электронной подписью перевозчика в лице водителя или экспедитора;

3) выгрузка автомобиля в пункте грузополучателя, подписывается электронной подписью уполномоченного лица грузополучателя.

После наложения электронной подписи каждым из сторон/участников перевозки груза происходит обновление статуса е-ТТН.

Как мы указали выше, система должна предоставлять возможность подписания е-ТТН всеми сторонами/участниками перевозки груза автомобильным транспортом независимо от того, какая ЭДО-платформа ими используется.

Этап завершения процесса перевозки груза фиксируется в е-ТТН наложением электронной подписи грузополучателя и обновлением статуса е-ТТН у всех сторон/участников перевозки груза.

Возможно внести изменения в е-ТТН путем регистрации корректирующих актов к зарегистрированной е-ТТН. Старые реквизиты при этом не удаляются, а автоматически маркируются как неактуальные. Корректирующий документ всегда подписывается всеми сторонами/участниками перевозки для подтверждения согласия на изменение реквизитов.

Что касается контроля у водителей наличия ТТН, то предусматривается, что Государственная служба Украины по безопасности на транспорте будет иметь специальные технические средства, с помощью которых они будут осуществлять проверку е-ТТН.

Более подробно говорить о том, как это все будет функционировать, можно будет уже после того, как будет принят законопроект о внесении изменений в Закон об автомобильном транспорте, а также разработаны и утверждены подзаконные нормативные документы под эти изменения.

Выводы

  • На уровне законодательных актов дата, с которой е-ТТН станут обязательными, не определена. Маловероятно, что это будет 01.08.2023.
  • Уже сейчас по собственному желанию субъекты хозяйствования могут протестировать, как работает обмен е-ТТН. Для этого необходимо заключить договор об использовании е-ТТН с аккредитованным провайдером. Перечень таких провайдеров можно найти на сайте е-ТТН.
  • В настоящее время использование е-ТТН предполагает изготовление ее бумажной копии — для предъявления лицам, уполномоченным осуществлять контроль на автомобильном транспорте.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше